Обобщающий урок. Орфография. Проверь свою подготовку по орфографии. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные из области орфографии (исходя из изученного материала).
  • совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
  • формирование умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;
  • формирование навыка самоконтроля, коммуникативных навыков.

Ход урока

Урок начинается с психологической минутки, для того чтобы снять психологическое напряжение и приступить к занятиям с хорошим настроением. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, улыбнуться, пожелать друг другу удачи.

Чтение стихотворения «Грустные вести»

Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки...
Здесь чудный лук, и я лижу -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут ...
Читаю дальше: Здесь лиса,
Красивый длинный прут...
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен...
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить.

- Почему так называется стихотворение?

- Какие новости из письма Миши показались другу грустными? Делается вывод о необходимости знания правил и умении применять правила в письменной речи.

- Какой раздел лингвистики включает изучение правил правописания?

- Давайте дадим полное определение понятию орфография. Что это такое?

- А что такое орфограмма?

- Мы сегодня будем говорить об орфографии, повторять правила правописания, отрабатывать умение видеть орфограммы и применять правила на письме.

На доске (на табличках) помещены правила, с которыми на уроке будет вестись работа. Они представлены двумя группами:

Правила, которые были изучены
в 5 классе.
(Данные правила в 6 классе
используются для повторения)

Правила, с которыми ребята
знакомятся в 6 классе

  • НЕ с существительным,
    прилагательным, глаголам
  • Буквы Ъ и Ь
  • Орфограммы корня
  • Правила правописания сложных имен
    существительных и прилагательных.
  • Правописания суффиксов Н и НН в
    именах прилагательных.
  • Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.
  • Буквы Ы и И после приставок.

- Таблички с правилами мы с вами будем использовать в ходе повторения, как строительный материал, из которого должен получиться замок, в котором живет орфография. (Повторяя правила, ребята снимают таблички с правилами, переворачивают и прикрепляют на доску обратной стороной, в результате чего получают изображение замка).

Для любого строительства нам необходим фундамент, поэтому в качестве фундамента нам можно использовать те знания, которые вы имеете, с которыми вы пришли в 6 класс.

- Итак, урок наш будет состоять из двух частей:

1 - повторение правил, изученных в 5 классе

2 - повторение правил, изученных в 6 классе

- По ходу урока будут предложены три задания, которые вам нужно оценить и оценку внести в оценочный лист.

Оценочный лист

Ф.И.О.

Оценка

1

Взаимопроверка теоретического материала

 

2

Работа с перфокартами

 

3

Решение тестовых заданий

 

4

Итоговая оценка

 

По окончанию урока (по вышеуказанным оценкам) выставляют итоговую оценку, которая вносится в классный журнал.

- Первое задание связано с взаимопроверкой теоретического материала. Ребята работают в парах, оценивают друг друга, выставляя оценку в оценочный лист.

Задание для 1 варианта: Рассказать о правописании корней с чередующимися гласными. Буквы Ь и Ъ.

Задание для 2 варианта: Рассказать о правописании НЕ с существительным, прилагательным, глаголом.

(Первый вариант рассказывает второму свой вопрос, затем совместно с остальными учениками формулируется правильный ответ. Второй вариант оценивает ответ первого варианта. Аналогичная работа проводится с другим вариантом)

Следующее задание предварительно записано на доске:

НЕРЯХА, НЕПРАВДА, НЕПОГОДА

ЗАПЕРЕТЬ, РАЗДЕРУ, ЗАГАР

Задание: Найти третьего лишнего, объяснить.

ОРФОГРАФИЯ, ФОНЕТИКА, МОРФОЛОГИЯ

РАЗЛОЖИТЬ, ВЫРАСТИ, СКАКАТЬ

Задание: Найти общее у данных слов, объяснить.

ОТПИРАТЬ, СОБИРАТЬ, ОТДИРАТЬ...

ПОДЪЕХАЛ, РАЗЪЯРИТЬСЯ, СЪЕЖИТЬСЯ...

Задание: Продолжить логическую цепочку, объяснить.

СЪЕЗД, ПОДЖИГАТЬ, НЕГОДОВАТЬ, ПОДЪЕЗД, КАСАТЬСЯ,

ЗАПИРАТЬ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, НЕНАВИДЕТЬ

Задание: Классифицировать (разбить на группы).

Вторая работа, оценка за которую будет вноситься в оценочный лист. Для выполнения используются перфокарты. В течении урока учитель проверяет и, оценив, возвращает ученикам.

Задание для работы с перфокартой: (чередование О/А)

1. располагать, возлагать, предположение

2. растительный, положение, Ростов

3. касаться, прикосновение, отрасль

4. загар, пригорел, загорелый

5. подскочить, выращивать, изложение (чередование Е/И)

6. подпирать, задирать, стереть

7. прибирать, поджигать, блестеть

- Итак, мы с вами повторили первую группу правил и можем начать строительство замка. Для этого еще раз назовем орфограммы, с которыми работали по ходу урока.

(По ходу повторения ребята снимают таблички с правилами, переворачивают и приклеивают на доску)

- А сейчас начинаем работу со второй группой правил, правила, изученные в 6 классе. Итак, третье задание, которое также будет оцениваться. Но обратите внимание, первая оценка - оценка товарища (в ходе взаимопроверки), вторая оценка - учителя, а третью оценку вы поставите себе сами за работу с тестами. Однако тесты вам предложены разные, они различаются по уровням сложности. Уровень, с которым будете работать, выбираете сами.

№1 - тест на «3»

№2 - тест на «4»

№3 - тест на «5»

(В течение 5 минут ребята выполняют тест, затем получают карточки с ответами, по которым производится самопроверка, оценка вносится в оценочный лист)

- А теперь продолжаем строительство замка для орфографии.

- Давайте еще раз назовем орфограммы, которые повторили, работая с тестом. (Ребята поочередно снимают таблички с правилами и, переворачивая, прикрепляют на доску)

- Посмотрите, несмотря на то, что мы выполнили, что планировали, замок у нас получился, не достроен. Почему?

- Действительно, замок для орфографии мы будем продолжать строить и дальше, изучая новые правила орфографии. То, что мы сегодня повторяли - всего лишь маленькая часть большой науки. И для того, чтобы не стать пленником этого замка, нужно постоянно учить и повторять орфографические правила.

В завершении урока проводится игра « Веселый магазин», но товар приобретается не за деньги, а за знания. (На ценниках к товару - слова с пропущенными буквами. Покупатель вставляет букву, объясняя свой выбор. Если ответ верный - то покупка состоялась)

Домашняя работа:

на «3» - № 283

на «4» - №294, № 283

на «5»-№ 292, № 293

ТЕСТ № 1

1. Как пишется сложное прилагательное в предложении: (Красно) желтые гвоздики смотрелись превосходно.

а) слитно
б) раздельно
в) через дефис

2. В каком слове после приставки пишется буква И?

а) безызвестный
б) сверх...нтересный
в) с.грать

3. Выберите слово с двумя Н ?

а) серебря...(н,нн)ый
б) оловя...(н,нн)ый
в) дли...(н,нн)ый

4. Как пишутся слова (пол)дня, (полу)автомат, (пол)часа).

а) слитно
б) через дефис
в) раздельно

5. Приставка пре пишется в слове

а) (пре, при) открыть
б) (пре, при) забавный
в) (пре, при) школьный

6. Слово деревянный пишется с двумя НН, так как:

а) образовано с помощью суффикса ЯНН
б) является исключением из правила д
в) два Н пишется на стыке двух морфем (.. .Н + Н)

7. Укажите слова с неправильным написанием

а) мориплаватель
б) лесоруб
в) микрорайон

8. В каком ряду все имена прилагательные пишутся с двумя НН?

а) стекля... ый, оловя... ый, деревя... ый
б) мужестве... ый, серебря... ый, деревя... ый
в) дли.. .ый, багря.. .ый, сви.. .ой.

9. В каком слове пишется приставка ПРИ, так как имеет значение близкое к слову «чуть-чуть», «немного».

а) приоткрыть
б) прибить
в) привокзальный

10. Прилагательное (ярко) белый пишется:

а) раздельно
б) слитно
в) через дефис

Примечание: оценка «3» допускается при 2-3 ошибках оценка «2» - больше 3 ошибок.

ТЕСТ № 2

I.

1. Прилагательное длинный пишется с двумя НН, так как:

а) образованно с помощью суффикса -ИНН-
б) на стыке морфем (..Н+Н)
в) является исключением из правил

2. Как пишется В. Маяковский любил «(добро)совестные» стихи.

а) через дефис
б) раздельно
в) слитно

3. Существительные с первой частью ПОЛ пишутся слитно, если:

а) если после части ПОЛ идет согласный
б) если после части ПОЛ идет гластный
в) если после части ПОЛ идет прописная буква

4. Исключением из правила правописания Н и НН являются слова, когда пишется суффикс ЯНН:

а) стреля(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый, деревя(н, нн)ый
б) стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, деревя(нн, нн)ый
в) оловя(н, нн)ый, шерстя(н, нн)ой, стекля(н, нн)ый

5. Орфография - это?

а) раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка и речи
б) раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их употребления на письме
в) раздел науки о языке, который включает в себя изучение системы общепринятых в языке правил написания слов

6. В каком ряду во всех словах ПРЕ и ПРИ входят в состав корня:

а) привилегия, престижный
б) присматриваться, приклеиваться
в) пренебрегать, приблизиться

7. В каком случаи после приставки пишется буква Ы, а не И:

а) если приставка оканчивается на согласную
б) если приставка оканчивается на гласную
в) после любой приставки

8. Как пишутся слова (Пол)Европы, (Пол)огурца, (Пол)ложки

а) слитно
б) через дефис
в) раздельно

9. Какие имена прилагательные требуют дефисного написания?

а) обозначающие промежуточные стороны света
б) образованные от сложных имен существительных с соединительными гласными О/Е
в) обозначающие сочетание и оттенки (цветовые), вкусовые

10. Укажите слова с неправильным написанием:

а) сыграть
б) разыграть
в) дезынформировать

II

В суффиксах имен прилагательных пишется одна Н_______________________________

двеНН

примечание: - Оценка 4 ставится, если выполнено 7 заданий (I) правильно + (П) задание. Оценка 3 ставится, если в первом задании более 3 заданий выполнены неправильно + ошибки в задании (II).

ТЕСТ № 3

I

1. Какой из разделов науки о языке занимается изучением системы общепринятых в языке правил написания слов:

а) фонетика
б) синтаксис
в) орфография

2. В каком случае слово ветреный пишется с двумя НН:

а) если есть приставка БЕЗ
б) если есть приставка ПОД
в) если есть любая приставка

3. Прилагательное стеклянный пишется с двумя НН, так как:

а) является исключением из правил
б) на стыке двух морфем (н+Н)
в) образовано с помощью суффикса ЯНН

4. Существительные с первой частью ПОЛ пишутся через дефис перед согласной буквой:

а) м
б) л
в) н

5. В каком примере приставка ПРЕ передает значение «высшей степени качества»:

а) презабавный
б) преобразованный
в) преклонный

6. В каком слове ПРИ входит в состав слова:

а) приманивать
б) пристрастный
в) привилегированный

7. Выберите приставки после которых корень бы начинался с буквы И, а не Ы:

а) воз
б) по
в) контр

8. В прилагательных, образованных от имен существительных с основой Н с помощью суффикса Н, пишется НН. Какие слова иллюстрируют это правило?

а) бараба... (Н, НН)ый
б) мыши... (Н, НН)ый
в) тума... (Н, НН)ый

9. Как пишется слово (Пол)часа:

а) слитно
б) раздельно
в) через дефис

10. В каких случаях сложное прилагательное пишется через дефис?

а) обозначает оттенки цветов
б) для усиления значения в результате повтора слова
в) сложные прилагательные, которые образованы из словосочетаний «главное слово + зависимое».

II

Приставка ПРЕ пишется в словах_________________________________________________

III

Найти лишнего, объяснить: стекля(Н. НН)ый, оловя(Н, НН)ый, серебря(Н, НН)ый, деревя(Н. НН)ый.

Примечание: оценка 5 - допускается одна ошибка, оценка 4 - допускается 2-3 ошибки, оценка 3 - три ошибки и более, оценка 2 - больше пяти ошибок.