Конспект урока литературы в 4-м классе по теме: "Мы в гости к Пушкину спешим: "онегинская строфа"

Разделы: Начальная школа


Девиз: “И пробуждается поэзия во мне…”.

Форма проведения: урок-исследование.

Цели урока:

  • ввести учащихся в мир пушкинской рифмы;
  • учить понимать язык поэтических произведений;
  • пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять, анализировать, побуждая к самостоятельному творчеству;
  • формировать умения работать с поэтическими произведениями;
  • обогащать и расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать культуру общения;

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Виды рифм”;
  • познакомить с понятием “Онегинская строфа”;
  • учить воспринимать авторское видение мира, его позицию;
  • развивать логическое мышление и речь учащихся;
  • формировать умения выразительно читать стихи, знать наизусть стихи полюбившихся поэтов.

Оборудование урока:

  • карточки по конструированию понятия “ПОЭЗИЯ”
  • толковый словарь В.И. Даля
  • портрет А.С. Пушкина
  • карточки для таблицы “Виды рифм”.
  • дифференцированные задания для работы в группах.
  • роман Пушкина “Евгений Онегин”.
  • подсвечник со свечами.

План урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
  2. Настрой своё внимание на стихотворение Р. Гамзатова “ПОЭЗИЯ”.
  3. Конструирование понятия “Поэзия”.
  4. Сообщение темы и цели урока.
  5. Обобщение и систематизация знаний по теме “Рифмы”.
  6. “Онегинская строфа”.
  7. Работа в мастерской стихосложения продолжается.
  8. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу мастерскую стихосложения. Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон)

– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)

2. Настройте своё внимание на стихотворение известного дагестанского поэта Расула Гамзатова. ( Учитель выразительно читает стихотворение “Поэзия”.)

Мир был бы без тебя пещерой, что темна,
О солнце, не имеющей понятья.
Иль небом, где звезда не светит ни одна,
Любовью, не слыхавшей про объятья.
Мир был бы морем, но без синевы.
Без этой вечно блещущей прохлады,
Иль садом без травы и синевы,
Без пенья соловья или цикады.
Деревья стали б голы и черны,
Сплошной ноябрь: ни лет, ни зим, ни вёсен.
А люди б стали дики и бедны.
А песни… Песен не было бы вовсе.

– Сейчас мы найдём самого догадливого из вас.

– Скажите, пожалуйста, без чего бы мир стал тёмной пещерой, небом без звёзд, морем без синевы.

– Без чего люди б стали дики и бедны, а песен не было бы вовсе?

(В группах обсуждается вопрос учителя, дети высказывают свои мнения.)

– Стихотворение, которое я прочитала, так и называется “Поэзия”.

Гамзатов считает, что мир без поэзии стал бы пустым, серым и скучным, а люди бедными и дикими.

– А вы согласны с утверждением Гамзатова? Попробуйте обосновать это.

3. Конструирование понятия “ПОЭЗИЯ”

– Что же такое “поэзия”?

(Дети обсуждают этот вопрос в группах, высказывают своё мнение)

– Попробуем сами сконструировать это понятие.

ПРЕКРАСНОЕ

СТИХИ ПОЭТОВ

  ДАР

ИЗЯЩЕСТВО  В ПИСЬМЕННОСТИ      ПОЭЗИЯ      ВОЗНОСИТЬСЯ   ВООБРАЖЕНИЕМ
        ТВОРЧЕСТВО ПИСАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ МЕРНАЯ РЕЧЬ

– А теперь заглянем в толковый словарь В.И. Даля и прочитаем толкование этого слова.

ПОЭЗИЯ” – изящество в письменности; всё художественное; духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью. Поэзией, отвлечённо, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, само творчество. Способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты, наконец, зовут поэзией самая сочинения, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства.

ПОЭТ” – человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и представлять её словами, творить изящество”
В.И. Даль

– Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Высказывания учеников).

(Когда душа человека переполняется разными чувствами: восхищения, весёлости, торжества, грусти и печали, таинственности, любования и т.д.)

– Сейчас мы найдём самого внимательного из вас. Назовите, пожалуйста, девиз нашего урока. (ДЕВИЗ: И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…)

– Мне бы очень хотелось, чтобы большинство из вас в конце нашего занятия мог о себе сказать такими словами.

4. Сообщение темы и цели урока. Сегодня в нашей мастерской мы познакомимся с понятием “Онегинская строфа”, познакомимся с особенностями пушкинской рифмы, будем учиться глубже понимать язык поэзии

5. Обобщение и систематизация знаний по теме “Рифма”, “Виды рифм”. Составление таблицы. Исследовательская работа. (Работа в группах)

– Поэты говорят стихами, писатели – прозой, мы говорим обычной разговорной речью.

– Чем стихи отличаются от обычного рассказа или сказки?

– Правильно, стихи складные, легко запоминаются, их можно петь под музыку. У стихов есть рифма.

– Что такое рифма?

(Стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор, как оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поёт то же, что и другое. Получается – рифма.)

– Перед вами стихи. Мы сегодня не просто читаем их, а занимаемся исследовательской работой. Постараемся обобщить наши знания по теме “Рифмы” и составить таблицу.

1 группа.

Мчится по двору бульдог.
Загогульки вместо ног.
Хоть короткие они.
А попробуй, догони!

– Проанализируйте это четверостишие по вопросам:

– Как построено четверостишие?
– Как зарифмованы строчки?
– Как называется такая рифма?
– О ком это стихотворение?
– Какой вы себе представляете эту собачку?
– Сделайте вывод.

( Это четверостишие состоит из двух двустиший. Строчки зарифмованы парами. Такая рифма называется парной. В стихе говорится о собачке. Характер у неё весёлый, жизнерадостный, игривый. Таким образом, можно сказать, что парная рифма создаёт образ энергичный, эмоциональный, жизнерадостный.)

2 группа.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.
А. Пушкин.

– Кто автор этого стиха?
– Как ты можешь назвать рифму, которой воспользовался поэт?
– Опишите образ, созданный поэтом в этом стихотворении.

(Рифма перекрёстная. В ней соседняя строчка повторяет рисунок предыдущей. Рифмованные слова находятся через строчку. Создаётся образ луны – спокойный, монотонный, размеренный.)

3 группа.

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче, весенняя весть.
Андрей Белый.

– Какую рифму использовал поэт?
– Назовите её признаки.

(Поэт использовал охватную рифму. Эта рифма как бы окольцовывает изображение, создаёт целостный образ весны.)

4 группа.

– Вам предлагается игра в “БУРИМЕ”

– Даны рифмы: КОМАРЫ – ДОБРЫ, В КРОВАТЬ – ЦЕЛОВАТЬ.

– Составьте по ним четверостишие, желательно, весёлое, но со смыслом.

– Прочитайте ваше четверостишие и кратко проанализируйте его.

(До чего же комары
К людям нежны и добры!
Ляжешь вечером в кровать,
Так и лезут целовать!

Рифма парная, образ весёлых, назойливых комаров.)

– Ребята, эти стихи, наверное, ещё далеки от поэзии. Но вы всё равно МОЛОДЦЫ, что попробовали свои сипы в стихосложении.

– Давайте, ещё раз обратим наше внимание на таблицу, что у нас получилась в результате нашей дружной и слаженной работы.

Виды рифм.

Какой образ создаёт.

1. Парная

Энергичный, эмоциональный, жизнерадостный.

2. Перекрёстная.

Спокойный, размеренный, монотонный.

3. Охватная.

Законченный, завершённый, уравновешенный.

6. “Онегинская строфа”

– А может ли быть так, чтобы в одном стихотворении поэт использовал сразу все 3 вида рифм?

– Поспешим в гости к великому русскому поэту АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ и попробуем проанализировать стихотворение Пушкина “ Зима! Крестьянин, торжествуя…” с точки зрения построения.

– Кто желает прочитать это стихотворение?

– Что прочитал Дима? (или имя другого ученика)

– Докажите, что роман написан в стихах.

– Какие картины вы себе представляете?

– Какие мысли и чувства они у вас вызывают?

– Как построена строфа?

– Как зарифмованы строчки?

– Почему автор для первого четверостишия выбрал перекрёстную рифму?

– Какие мысли и чувства переживает поэт, описывая образ первой лошадки?

– Как называется рифма второго четверостишия?

– Почему её использует поэт?

– Какую рифму использует Пушкин для описания дворового мальчика? Почему?

– Какой рифмой завершается строфа? Почему?

– Сделайте вывод.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Этот отрывок взят из романа “Евгений Онегин”. Роман – это крупное произведение о жизни и переживаниях многих людей. Роман написан в стихотворной форме. Перед нами 1 строфа из этого романа. Строфа состоит из 14 строчек, которые можно разделить на 3 четверостишия и 1 двустишие.

В этом стихе меняется порядок рифмовки:

1 четверостишие – перекрёстная рифма,
2 четверостишие – парная рифма,
3 четверостишие – охватная рифма,
двустишие – парная рифма.

Перекрёстная рифма создаёт образ спокойной и размеренной лошадки. Чёткий ритм происходящего, вялая монотонность. Именно такая рифма подходит для того, чтобы показать монотонный бег лошадки, которая плетётся рысью как- нибудь.

Парная рифма более живая, энергичная. Вторая лошадка несётся, весело бежит, эмоциональна, жизнерадостна.

Охватная рифма с одной стороны как бы закольцовывает изображение, создаёт законченную картину, с другой стороны внутри этого кольца есть 2 строки с парными рифмами. Создаётся образ дворового мальчика, который не плетётся как первая лошадка, и не летит, как вторая лошадка, но бегает свободно, как хочет и куда хочет, петляет без всякой программы.

Учитель:

– Роман “Евгений Онегин” – это крупное произведение. Пушкин не захотел его писать, используя только один вид рифмы. В нём описываются разнообразные события, различные переживания. А разные рифмы способны передать разное настроение. Используя только 1 рифму, Пушкин бы сделал это произведение однообразным и монотонным.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН – первый русский поэт, который использовал такое разнообразие рифм в одном произведении.

Пушкин изобрёл особую строфу. Весь поэтический мир называет эту строфу “ОНЕГИНСКОЙ”, по имени главного героя романа. Всего в романе более 380 подобных строф.

– Кто желает выразительно прочитать это стихотворение?

(Обращаем внимание на ПРАВИЛА ЧИТАЮЩЕГО.)

  1. Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.
  2. Следи за дикцией (произношением)
  3. Обращай внимание на знаки препинания.
  4. Отыскивай наиболее важные по смыслу слова и словосочетания.
  5. Соблюдай определённый тон (интонацию).

(Важно, чтобы в прочтении ребят сохранились те образы лошадок, о которых дети говорили на уроке, анализ выбранной интонации)

7. Работа в мастерской стихосложения продолжается…

1 группа. Если бы ты был ХУДОЖНИКОМ…

Какие картины ты бы написал к этому стиху?

2 группа. Если бы ты был МУЗЫКАНТОМ…

Какую бы ты написал музыку для этого стиха?

3 группа. Если бы ты был СКУЛЬПТОРОМ…

Какому бы ты слову или словосочетанию поставил памятник и за что?

4 группа. Если бы ты был ПОЭТОМ…

Какие строки ты бы посвятил другу ПУШКИНУ?

8. Итог урока. Рефлексия.

– Дорогие ребята, вот и подошёл к концу урок литературы. Но наша поэтическая мастерская не закрывается. На следующих уроках вы узнаете, что у стихов есть стопы, глаза и уши, что такое ямб и хорей, ритм и размер.

– ПУШКИН – ПОЭТ. Поэту присуще чувство удивления.

ПРИРОДА одаривает нас своей красотой и простотой. И всё зависит от самого человека: сумеет ли он принять этот дар, не растерять его, сохранить и поделиться с другими.

– Кто из вас может сказать, что видит прекрасное вокруг себя?

– Преумножает то прекрасное , что сотворила природа?

– Кто из вас уже может поделиться этим видением с другими? Каким образом?

– Кто из вас может сказать: “И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…”?

– Кому захотелось самому попробовать себя на поприще стихосложения?

– Кто бы уже сейчас прочитал нам свое стихотворение?

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ!

Самоанализ урока литературы.

Готовясь к данному уроку, я столкнулась с рядом проблем. Одна из них заключается в отсутствии системности введения теоретического материала по основам стиховедения. Другая проблема в том, что нет преемственности в данном вопросе между начальной и средней школой. Отдельные вопросы по теории стихосложения рассматриваются в 6 классе. Недостаточная разработанность вопроса о восприятии учащимися теории литературы, а значит, и теории стиха – ещё одна методическая проблема. И как прямое следствие всего сказанного – “поэтическая глухота” учащихся.

Учащиеся не слышат ритм стиха, не чувствуют природы произведения, невыразительно читают стихи. Поэтому раздел “Мастерская стихосложения” – очень нужный, важный, трудный, но необходимый для учащихся.

Уроки поэзии нужны детям, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного и радости бытия, подготовить детей к встрече с творчеством великих поэтов, научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат видеть отличия между обычной разговорной речью, эпосом и поэтической речью.

Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром.

Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать в детях эмоциональную восприимчивость. Ведь понимание стихов – есть тоже вдохновенная догадка, которая даёт возможность прикоснуться к поэтическим образам.

Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое.

Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

О технологии обучения.

Этот проект урока разработан и дан в системе развивающего обучения, нравственно - личностно ориентирован. В нём велик удельный вес стимулятивно-мотивационных форм и методов.

Отбор поэтических произведений произведён тщательно и целенаправленно. Все они соответствуют возрастным особенностям учащихся, отличаются качествами, необходимыми для формирования творческой личности, богатством языкового материала, совершенствуют культуру речи, расширяют словарный запас детей и обогащают его.

Одним из важнейших принципов работы является активное сотворчество учащихся. Класс разделён на группы по уровню их литературного и языкового развития, задания дифференцированы.

Выступая в роли активных соавторов (по словам В.А. Сухомлинского) “ребёнок, переживший первое чувство творения красоты, приобретает новое видение мира”.

Работа над стихом стимулирует:

  • развитие мышления;
  • обогащает и совершенствует речь;
  • развивает воображение;
  • рождает вдохновение.

Считаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества и сотоварищества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы:

  • исследования;
  • эвристической беседы;
  • творческих заданий.

Речь учителя информативна, эмоционально нагружена, чётко определены проблемные ситуации, эмоциональные кульминации.

В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учеников.

На уроке организован самостоятельный поиск учащихся; звучали выводы. Каждый ребёнок думает, впитывая поэзию, слова, ибо “в слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого духа”. (Ф. Абрамов)

Все подобные поэтические уроки вызывают у детей желание вновь переживать, чувствовать, слышать и слушать поэтическое слово, русское слово, в котором и музыка, и гром, и красота, и боль – всё то, что называется поэзией.

Приложение № 1

Александр Сергеевич Пушкин написал целый роман в стихах – “Евгений Онегин”. Строфы романа состоят из 14 строк. В них сложный порядок рифмовки строк.

Зима! Крестьянин, торжествуя,

а

жен.

На дровнях обновляет путь

б

муж.

Его лошадка, снег почуя,

а

жен.

Плетётся рысью как-нибудь;

б

муж.

Бразды пушистые взрывая,

в

жен.

Летит кибитка удалая,

в

жен.

Ямщик сидит на облучке

г

муж.

В тулупе, в красном кушаке.

г

муж.

Вот бегает дворовый мальчик,

д

жен.

В салазки жучку посадив;

е

муж.

Себя в коня преобразив;

е

муж.

Шалун уж отморозил пальчик:

д

жен.

Ему и больно и смешно,

ж

муж.

А мать грозит ему в окно…

ж

муж.

В этой строфе всё время меняется порядок рифмовки, используются то мужская, то женская рифма. Ритм стиха меняется. Он непринуждённый, живой. Пушкин как будто беседует с читателем, рассказывая о жизни героя, о природе, о себе.

Приложение № 2

Лексическая работа над стихом.

Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;

Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки дров.

Крестьянин – тот, кто занимается обработкой земли.

Путь – накатанная ездовая дорога.

Лошадка – дочка лошади, маленькая, в значении “упряжный конь”

Плетётся – еле ходит.

Рысью – бежать вприпрыжку, лошадь поднимает ноги накрест: левую переднюю и тот час за нею правую заднюю.

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Бразды – в значении “борозда” – желобчатая полоса по краям дороги.

Кибитка – будка повозки, полуовальная крыша.

Удалая – храбрая, отважная, сильная, расторопная, удачная.

Облучок – сидение для кучера в передке, то же, что и “козлы”

Тулуп – шуба без пояса.

Кушак – пояс широкий, матерчатый. Носят ямщики.

Ямщик – кучер, кто управляет упряжными лошадьми.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив;
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик.

Дворовый – принадлежащий к дворне: при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме.

Жучка – не кличка собаки, а порода мелкой собачки-дворняжки.

Преобразив – в значении “изменить”

Шалун – тот, кто дурачится, чудит, проказит.

Место действия романа – усадьба поместного дворянина. Простота пейзажа. Цветовая гамма с ясным контрастом (белый снег и красный кушак). Пушкинские картины природы динамичны, одна сменяет другую. Используя глаголы и существительные, автор передаёт вечное движение жизни природы. Пушкин писал роман более семи лет (1823 – 1830)

Приложение № 3

План работы над лирическим стихотворением.

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
  3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
  5. Попробуй подобрать несколько символов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке?
  6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении? Какова их роль?
  7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
  9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?