Изучение лирики

Разделы: Литература


Богатства поэзии огромны. Каждый поэт – целый мир. Поэзия – удел молодости, и читатели стихов в большинстве своем молоды. Хотя, разумеется, поэзию любят и понимают люди самого разного возраста. Многие в дальнейшем отойдут от стихов, будут больше читать прозу, но все равно свет их юности, чудесный свет поэзии будет озарять их всю жизнь.

Как же я приобщаю своих учеников к поэзии?

В 5 классе я провожу урок “Для чего нужна поэзия?”. Этот урок я провожу в форме сказки. Рассказываю ребятам об одном деловом человеке, который не замечал шелеста листьев, не любовался закатом, никогда не глядел на звезды. Он не любил ни музыки, ни песен, ни стихов. Когда деловой человек появлялся среди людей, никому не хотелось ни петь, ни улыбаться. И вот однажды деловой человек заболел. Он лежал у открытого окна и услышал, о чем шепчутся листья. Это была старинная сказка об одиноком дубовом листочке. И тут я читаю стихотворение М.Ю.Лермонтова “Дубовый листок”. И впервые деловой человек заплакал не от боли, а от чего-то такого, чего не мог выразить словами. И теперь ему стало казаться, что чувствами наделено все, что его окружает.

Вдали виднелся утес, и деловой человек думал, что утес тоже одинок и грустит о том, что тучка, ночевавшая на его вершине, оставила его и улетела. (М.Ю.Лермонтов “Утес”).

Когда деловой человек появился среди людей снова, дело пошло по-другому. Теперь он замечал даже улыбку, которая была спрятана глубоко в глазах. И навстречу этой спрятанной радости он улыбался так открыто, что она становилась явной. А когда замечал человека с печальным лицом, то, проходя, как бы случайно касался его руки, и тому становилось легче.

Ребята с удовольствием слушают эту сказку, а потом мы вместе делаем вывод, что поэзия открываем нам чувства людей, учит задумываться, учит мечтать. Я спрашиваю ребят:”А как вы думаете, о чем стоит мечтать?” И ребята наперебой высказывают свои мечты. Они даже пишут стихи о своих заветных мечтах.

Конечно, приобщить к поэзии на одном уроке невозможно, но зерна брошены, и я радуюсь, если они дадут хорошие результаты.

Интересный, взволнованный разговор мы вели на уроке в 6 классе по теме “Родную природу, любимый свой край всем сердцем люби, береги, охраняй”. Ребята читали понравившиеся стихи о природе, слушали музыку П.И.Чайковского “Времена года”, рассматривали репродукции картин Левитана, Саврасова и других художников. “Но ведь иногда красоте не удается спастись, - говорю я, - злой выстрел подкашивает ноги прекрасному зверю, сбивает на лету стремительную птицу. А разве сорванный цветок, загубленное деревце, растоптанный муравейник – это не уничтожение красоты? И не всегда природа может постоять за себя. Очень часто природа нуждается в нашей защите, нашей помощи.” И снова мы делаем вывод, что поэзия учит нас видеть красоту окружающего   мира, делает человека добрее, воспитывает в нас чувства любви и сострадания ко всему живому: людям, птицам, цветам, деревьям.

А потом ребята писали свои стихи. Например, такие:

Русская березка

Растет береза белая у дома моего
Красивее не сыщешь на свете ничего.
Весеннею порою к березе я приду
И тихую беседу с красавицей веду.
Укутанная шалью, зимой она стоит,
Как будто под убором береза тихо спит.
Печально она смотрит в застывшее стекло,
На сохранить сумеет весеннее тепло.
С метелями и вьюгами зима уходит в даль
И унесет с собою тревогу и печаль.
Весною вновь появится зелененький листок,
Подарит нам березонька душистый сладкий сок.

(Гологузова Саша, 11 лет)

Два-три урока я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. На одном из уроков я читаю воспоминания К.И.Чуковского. “Когда мне было лет десять, - рассказывает Корней Иванович, - нам задали учить стихотворение А.С.Пушкина “Утопленник”. Оно запомнилось легко. Но Степан Лобода не удосужился выучить и, когда его спросили, уверенным голосом продекламировал:

Перепуганные дети прибежали с речки и закричали папаше своему:

“Иди посмотри: наши сети притащили на берег утопленника.”

Класс захохотал, а учитель поставил Лободе единицу. “За что?” - возмутился он. Ведь я пересказал все стихотворение верно.” “Но пойми ты, - горячо возразил учитель. – У Пушкина в этом стихотворении есть ритм. А у тебя получается сухой канцелярский отчет.”

Конечно, никто не спорит, что смысл в поэзии – главное. Но именно для того, чтобы этот смысл лучше дошел до читателей, необходима та музыкальная форма стиха, которая называется ритмом.

Но чтобы понять всю тонкость и глубину поэзии, нужно быть талантливым читателем. Поэтический слух, как и музыкальный, надо развивать. Умение увидеть художественные богатства стихов, способность почувствовать музыкальность поэзии, понять образную систему стихотворения - всему этому надо учить своих воспитанников с младших классов.

Я учу детей читать стихи так, чтобы передать и красоту звучания, и красоту мысли, и свое понимание стихотворения. Очень важно “пропустить” то, что ты читаешь, через свое сердце. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт.

Ничто не вызывает интерес ребят к поэзии, как сама поэзия. Преимущество на уроке отдается слову поэта: оно звучит в выразительном чтении учащихся, учителя, на пластинке, в магнитофонной записи. Останавливая внимание школьников на поэтическом слове, я веду их к пониманию стихотворения в целом. Вопросы и задания, которые предлагаю, ориентированы на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Умение анализировать стихотворение в единстве формы и содержания основывается на правильном понимании особенностей поэтического произведения, требует понимания всех нюансов художественного текста, внимательного вчитывания в него, большого напряжения духовных сил юных читателей.

Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии.

Остановлюсь на методике проведения урока-портрета.

  1. представление поэта учителем или учеником-докладчиком,
  2. ребята читают стихи, делятся мыслями, объясняют, почему именно это стихотворение привлекло их внимание,
  3. читаю свое любимое стихотворение, рассказываю, почему и как оно стало моими любимым.
  4. завершается урок общей оценкой творчества поэта, определением его места в современной поэзии.

Эпиграфом к изучению творчества А.Пушкина в 9 классе беру слова В.Белинского: “Есть что-то особенно благородное, нежное во всяком чувстве А.Пушкина. Читая его произведения, можно превосходным образом воспитывать в себе человека.” Особый отклик в душе подростков вызывают стихи поэта о дружбе и любви. Читаю стихотворения “Я вас любил”, “На холмах Грузии”, “Что в имени тебе моем”, “Я помню чудное мгновенье”. Ребята удивляются и восхищаются человечностью его стихов. Поэту грустно, что любовь его безответна. Но никакой мысли о себе, никаких жалоб на свою судьбу, никакого упрека ей. И хочет поэт только одного: “Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим.”

В своих сочинениях о лирике Пушкина ребята пишут: “Поражает интерес и внимание поэта к людям, желание поддержать человека, помочь. Александр Сергеевич всегда счастлив, когда рядом кипит и бурлит лицейское братство; печален, когда рядом нет друга. И чувствуешь, понимаешь, как это плохо, когда некому протянуть руку, поделиться горем или радостью. Вечером возьмешь томик А.Пушкина – и все мелочное, незначительное уходит из жизни. Недавно мне было грустно, и я открыла страницу со словами:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет…

Я улыбнулась. Пушкин меня успокоил.” (из сочинения ученицы 9 класса Казыкиной Жени)

Высокая художественность стихов С.Есенина всегда производила неизгладимое впечатление на читателя, оказывала огромное влияние на самых различных по характеру и взглядам людей, никого не оставляла равнодушным. Просторы полей, рожь, родное небо с плывущими вдаль облаками, луна, рассветы, синий сумрак, плакучие ивы, березки – во всем этом поэт видел красоту. Созданный им во многих произведениях образ Родины не может не воздействовать на патриотические чувства учащихся. Понимать, любить С.Есенина – значит еще глубже и лучше знать русскую поэзию, видеть прекрасное вокруг, еще больше любить Родину.

Быстро пролетели часы, отведенные на изучение творчества С.Есенина. Вместе с поэтом мы шли по широкому русскому раздолью, вдыхали запах душистой черемухи, любовались замечательной русской природой. И вот сижу над стопкой сочинений “Мои впечатления о стихах Есенина”. Все работы меня радуют.

“С.Есенин открыл для меня нашу замечательную русскую природу, красоту, которая окружает нас. Стихи Есенина живут, дышат, наполнены красками. В них слышится “перезвон” берез, заливаются бубенцы, звучит тальянка и веселый смех девушек.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Мне кажется, такие строчки мог написать только человек очень добрый, чуткий, внимательный.”

(из сочинения Андрейченко Татьяны, 11 класс)

Саша Гологузова свои мысли и чувства о поэзии С.Есенина выразила в стихах:

Сто лет назад в рязанской деревеньке
Родился мальчик – будущий поэт.
И голос его чистый, задушевный
Донесся к нам сквозь вереницу лет.

В том голосе мы слышим шум березы,
И тихий шелест нивы золотой,
И робкий звук дрожащих струн гитары,
И перепляс тальянки удалой.

И клен опавший инеем объят,
И журавли печально пролетают,
Такие же, как сотню лет назад.

Программный материал в 11 классе позволяет нам часто проводить уроки поэзии. Всю вторую четверть мы говорим о поэтах Серебряного века. Ребята с удовольствием самостоятельно готовят сообщения о творчестве отдельных поэтов и об истории создания отдельных стихотворений.

В четвертой четверти в 11 классе я провожу уроки-беседы по современной поэзии. В нашей современной поэзии много замечательных поэтов. И необходимо, чтобы их произведения дошли до юного читателя в пору духовного становления, поиска идеала, самоопределения.

В процессе работы с классом я строю беседу так, чтобы старшеклассники оглянулись на себя и задумались. Через размышление о прочитанном происходит их нравственное становление, взросление души, обогащается мир их чувств. А ведь именно такого результата и ждет учитель от своих воспитанников: отправить в жизнь человека, способного самостоятельно разбираться не только в поэзии, но и в жизни.

Поэзия – это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию. Без нее невозможно существовать, так считают многие мое ученики:

“Поэзия делает нас добрее, милосерднее. Поэзия дает нам силу и уверенность. Иногда читаешь стихотворение и просто плакать хочется, до того задевает душу, что удивляешься, как это поэту удалось заставить меня так переживать.

Поэзия помогает любить прекрасное, радоваться жизни, восхищаться обыкновенными полевыми цветами. Я не представляю своей жизни без поэзии. Она несет мне свет, добро и любовь”

(Бобровская Женя)

“Для меня поэзия – очень важная часть моей жизни. Верующие люди обращаются к Богу, а я беру сборник стихов и читаю те из них, которые отвечают состоянию моей души. В наше время так необходима поэзия – духовная пища.”

  (Стебенькова Таня)