Урок природоведения в 3-м классе: "Всем, кто хочет быть здоров. Зубы"

Разделы: Начальная школа


Тема: всем кто хочет быть здоров. Зубы.

Цель: формирование у детей здоровых привычек, которые помогут им сохранить своё здоровье.

Оборудование:

  • фотографии детей (разговаривают, едят, улыбаются);
  • овощи (яблоки, морковь);
  • зеркала;
  • рисунки разных видов зубов;
  • схема строения зуба;
  • рисунок полезных и вредных продуктов;
  • этикетки от разных продуктов;
  • дневники питания.

Подготовка к уроку.

На предыдущем уроке класс разделился на группы, каждая группа под руководством учителя готовит материал по определённому вопросу, а также рисунки, фотографии, схемы.

От каждой группы учащихся выбирают выступающего с сообщением. При необходимости учитель дополняет сообщения детей.

Ход урока

Учитель. Ребята посмотрите на эти фотографии. Какие из них вам особенно нравятся? Что же делает улыбку такой привлекательной, красивой?

Верно, здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Чем ёще занимаются дети на этих фотографиях? Влияет ли наличие зубов на нашу речь?

Попробуйте произнести слова “дом”, “стол” не касаясь языком передних зубов. Получилось?

А теперь попробуйте откусить кусочек от имеющихся у вас овощей или фруктов, прикрыв передние зубы губами? Получилось? Зачем человеку нужны зубы?

Теперь возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту? Пощупайте языком свои дёсна и зубы и расскажите, что вы чувствуете, какие они?

Что можете сказать о форме зубов? Как вы считаете, чем можно объяснить различие формы зубов? (Рис №1).

Рисунок 1

Первая группа познакомит нас более подробно с формой и функциями зубов.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы – зубы с режущим краем, которые помогают нам откусывать пищу. По бокам от резцов находятся клыки – конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее расположены малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность, и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Учитель. А сейчас давайте нарисуем схему расположения зубов во рту (рис №2).

Рисунок 2

  • 1, 2 - резцы
  • 3 - клыки
  • 4, 5 - малые коренные зубы
  • 6, 7, 8 - большие коренные зубы

Итак, подсчитайте по схеме, сколько зубов у взрослого человека?

Несмотря на то, что зубы такие разные они имеют много общего в своём строении. Об этом нам расскажут ребята из второй группы.

Каждый зуб состоит из трёх основных частей (рис №3) .

Рисунок 3

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Коронка сверху покрыта эмалью. Эмаль это самая твёрдая ткань организма. Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную массу зуба.

В дентине имеются канальцы (трубки), в которых располагаются окончания чувствительных волокон. Внутри коронки и в канале зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое пульпой. Пульпа – это мягкая рыхлая ткань. Она является самой чувствительной тканью зуба.

Учитель. А теперь попробуйте решить ребус.

И(6), Е(4), Б(1), Е(2), Г(5), Р(3), У(8), Ы(10), Б(9), З(7).

(“Береги зубы”)!

Почему нужно беречь зубы? От чего нужно предохранять зубы? (Механические повреждения, кариес). Как образуется кариес? Подробнее об этом нам расскажут ребята из третьей группы.

В норме во рту человека существует большое количество бактерий. Некоторые бактерии при поступлении в полость рта сахара вырабатывают из них клейкие вещества.

Бактерии + сахар = клейкие вещества.
Клейкие вещества + бактерии = зубной налёт.
Зубной налёт это липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба.
Налёт обычно скапливается в тех местах, где ему легче закрепиться: в ямках, между зубами между зубом и десной.

С течением времени бактерии в зубном налёте размножаются, и налёт становится более толстым и плотным. Можно составить такую схему (схема №1).

Схема 1

Учитель. А теперь возьмите свои дневники питания, в которых вы записывали свой дневной рацион. Запишите в дневнике 20 мин в графу 1 напротив каждого приёма сладкого.

А теперь посчитайте общее время действие кислоты на зубы. Определите по шкале степень риска заболевания кариесом. А можно ли уменьшить вредное действие сахара? Каким образом?

Учитель. Действительно, после чистки действие кислоты полностью устраняется, а после ополаскивания устраняется частично. В графе 2 напишите, какой способ вы выбираете. А теперь в графе 3 напишите 0 после чистки зубов и 10 мин после полоскания. Посчитайте время в графе 3 и определите, достаточно ли принятых мер для защиты зубов от кариеса.

Для того чтобы сохранить наши зубы здоровыми нужно правильно выбирать продукты питания в магазинах обращать внимание на этикетки на продуктах.

Сейчас каждая группа получит этикетки от продуктов, которые вы употребляете дома. Эти этикетки мы накапливали в течение месяца. Разложите эти этикетки на 2 группы с учетом воздействия каждого продукта на зубы. Не забудьте учесть “спрятанный” сахар, (этикетки должны быть разложены на две группы:

  1. с низким содержанием сахара;
  2. с высоким содержанием сахара).

Как вы распределили этикетки? Почему? Расскажите о полезных и “вредных” продуктах используя рисунок №4.

Рисунок 4

А теперь, каждая группа составит рекомендации для родителей, как выбирать продукты для сохранения здоровых зубов.

Зачитайте свои рекомендации.

Итог урока

Дети читают стихотворение:

Часто кушать, как попало,
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, попкорн, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес – зубной бандит.
Делай так два раза в сутки.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!