Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "Кто же виноват?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить вдумчивому чтению произведения;
  • размышлять над прочитанным;
  • развивать речь учащегося, обогащать словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • портреты: Т.М.Белозёрова, В.А. Осеевой;
  • выставка книг;
  • карточки раздаточные.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Минутка поэзии (конкурс), англ. народная песня в переводе Чуковского, Маршака, по желанию.
  2. Читаем, что сами сочинили.
  3. Какую сказку напоминает? Что сходно? Что различно?

Сходно – содержание (съедает слишком много и всё подряд).

Различно построение: в “Глиняшке” есть события (встречает, разговаривает, съедает), а в песне просто перечислено, что съел Барабек.

II. Новый материал

Сегодня мы будем работать по теме: “Кто же виноват?” над русской народной сказкой “Кочеток и курочка”, сказкой Валентины Александровны Осеевой “Кто всех глупей” и с произведениями Тимофея Максимовича Белозёрова. Надеюсь, будем внимательными и вдумчивыми читателями.

1. Начнем работу со сказкой “Кочеток и курочка”.

Что вам говорит заголовок сказки? Я прочитаю сказку, а вы подумайте, почему её так назвали?

(Первичное чтение учителем).

Какое настроение вызвала сказка?

2. Прочитать сказку шепотом и подумать, какие роли есть в этом произведении. Подготовиться к чтению по ролям.

(Автор, кочеток, курочка, бояре, орешня, козы, пастухи, хозяйка, свиньи, волк).

3. Словарная работа.

Кочеток, бояре, портки, подглодали – объели, опара.

Повторное чтение и аналитическая беседа.

4. Чтение по ролям.

Докажи, что наказаны невиновные. Какая главная мысль сказки? (Не обижай, не делай неприятности другому, не обвиняй в своих неудачах другого, а держи ответ за себя, не обижай с досады).

Как построена сказка? (Каждый пытается свалить вину на другого).

5. Игра “Оратор”

Рассказать сказку в обратном порядке.

6. Работа по карточкам в бригадах. (Раздать карточки).

Вопросы в карточках:

  1. Докажите, что в этой сказке наказаны те, кто не виноват;
  2. Эта сказка шутливая? В чем здесь шутка?
  3. Над чем смеётся народ в этой сказке?

III. Сейчас мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой

Ей всегда было важно рассказать детям “что такое хорошо, и что такое плохо”. Вспомните особенности построения сказки. (Присказка, зачин, кульминация, концовка).

1. Я почитаю сказку “Кто всех глупей”, а вы подумайте:

  • Кто самый глупый? Почему?
  • Кто самый умный?

2. Читаем жужжащим способом и думаем, какие две части можно выделить в сказке?

3. Читаем I часть, озаглавливаем. “Что произошло во дворе”.

В каком предложении передана кульминация сказки?

4. Читаем II часть, озаглавливаем. “Кто вел себя глупее всех?”. Цепочка идет в обратном направлении и кончается там, где началась, - на Ване.

5. Какой серьёзный смысл ты нашел в этой шутливой сказке? (Не обижай с досады кого-либо, не обижай слабого).

6. Как построена эта сказка?

  • I часть — каждый обижает более слабого.
  • II часть — выясняем, кто глупее.

7. Чем, на ваш взгляд, отличается сказка В.А.Осеевой от русской народной сказки “Кочеток и курочка” по построению. (В русской народной сказке – только свалить свою вину на другого, т.е. обидеть, а в сказке В.А.Осеевой выясняют, во второй части, “кто глупее всех”).

8. Какому из персонажей этой сказки очень подходит его имя?

Утка Устинья – подходит по звучанию. Утка ходит важно, медленно, и имя Устинья звучит протяжно, важно. Маленькому, шустрому цыпленку подходит Боська. Кличка Барбос звучит складно “Пёс - Барбос”.

Домашнее задание: с. 126, задание 3, 4.

Фольклор – искусство, создаваемое народом.

Что к нему относится? (Сказки, потешки, пословицы, небылицы).

Сегодня мы познакомимся с авторскими небылицами Т.М.Белозёрова.

С. 22 “Подснежник”.

  • читаем цепочкой;
  • находим рифму;
  • по бригадам переделываем в бывальщину (у каждой своя).

Благодарю думающих читателей за работу.