"Игра-путешествие по Стране математики"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • проверить знания учащихся по основным вопросам математики;
  • знания по геометрическому и алгебраическому материалу;
  • повышать интерес к математике;
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • вспомнить историю математики.

Оборудование: карта страны математики, карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент

Объявление темы и цели занятия. Вступительная беседа.

Нас с вами сегодня пригласили в гости старожилы страны Математики. Как вы думаете, кто раньше всех поселился в стране Математики? (Цифры, которые мы используем при записи чисел).

Но они не просто ждут гостей. Они приготовили задания, чтобы узнать, что же вы уже знаете, что ещё хотите узнать.

II. Первой нас встречает цифра 0

1. Станция 0

Цифра вроде буквы 0 -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Везде ноль обозначался и назывался кружком. На языке Древней Индии “кружок” -“сунья” Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш нуль называться “сифр”. Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! “Cифр” — “цифра”. Так уж получилось, что арабским именем нуля стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они, теперь цифры: и 0 - цифра, и 5 - цифра, и 6 - цифра, и 9 - тоже цифра, а само слово “нуль” возникло позже (от латинского nullum - ничто).

Вот это ноль – иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке-единице.
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто,—
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

СКАЗКА ПРО НУЛЬ

Жил на свете Нуль. В начале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю. Такой он был круглый, внушительный.
— Быть ему вожаком, — пророчили вокруг.
А Нуль важничал и раздувался как индюк.
Поставили как-то Нуль впереди двойки, тройки и пятерки, да еще запятой отделили от них, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина цифр уменьшилась вдруг в десять раз! Поставили Нуль впереди других цифр — то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержания никакого. Услышал это Нуль и загрустил... Но грусть беде не помощник. Надо что-то предпринять. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же. С завистью поглядывал теперь Нуль на другие цифры: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым же удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными величинами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, потом в куб, но ничего не получилось. Бродил Нуль по белу свету, несчастный, обездоленный. Однажды увидел он цифры, выстроившиеся в ряд, друг за другом, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно, стал скромно позади всех! О чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он удесятерил их величину.

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (нисколько)

2. Станция 1

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

Правила умножения и деления на 1. Поставь знак <, >, =:

  • 8·1 и 7·1
  • 8/1 и 8
  • 1·1 и 1+1
  • 3+1+1 и 3·1·1
  • 6/1 и 6·1
  • 9/1 и 9-1

3. Станция 2

А вот это — цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Поставь знаки так, чтобы получились верные равенства.

  • 2 2 2 = 6
  • 2 2 2 = 2
  • 2 2 2 = 8
  • 2 2 2 = 3

4. Станция 3

А вот это — посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков—
Состоит из двух крючков.

Кто внимательный? (Показать, чтобы запомнили). Восстановите.

Гусятница гнала на рынок гусей,
Старушка какая-то встретилась ей:
— Глаза ослабели, ну просто беда—
Гусей сосчитать не могу никогда.
Двоих за собою передний ведет,
Последний двоих подгоняет вперед,
Один в середине компании всей.
А ну, сосчитай, сколько было гусей? (3)

5. Станция 4

Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он
На четыре.

Найти сумму длин всех сторон квадрата (периметр) и его площадь, если длина стороны равна 4 см.

6. Станция 5

Это — фокусник-пятерка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнется — раз и два!—
Обернется цифрой два.

Выбрать уравнения, решением которых является число 5.

  • a + 0 = 7
  • b · 3 =15
  • c / 2 = 5
  • 20 – x = 10
  • y + 20 = 25

7. Станция 6

Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Цифре 6 задали вопрос: “Длина данного отрезка 6 см. Какой длины будет отрезок, если он короче данного на 2 см? длиннее данного на 2 см”? Помогите цифре 6 ответить.

(Звучит мелодия “Голубой вагон бежит, качается”).

8. Станция 7

Семь — точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.

Давайте вспомним таблицу умножения на 7 (вразброс).

9. Станция 8

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?

Сколько треугольников на данном рисунке?

10. Станция 9

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.

Наберите слагаемыми число 9.

III. Подведение итогов (отметить отличившихся)