Система видо-временных форм английского глагола активного залога… в системе координат

Разделы: Иностранные языки


Уважаемые коллеги, учителя английского языка!

Хотелось бы поделиться с Вами одной находкой, которая помогает мне сформировать у студентов представление о системе времен английского глагола в целом. Хотя первоначально идея подобного объяснения возникла при работе со студентами физико-математического факультета на понятном им языке, она одинаково доступна и физикам, и лирикам.

Начинаю с расшифровки каждого слова в названии темы занятия “Система видо-временных форм английского глагола активного залога”, сопоставляя грамматические явления в русском и английском языках.

Активный залог:

Любое наше высказывание представляет собой предложение, которое включает: подлежащее + сказуемое (действие)

Подлежащее в предложении может выступать субъектом и объектом действия, в зависимости от этого различают:

Активный (действительный) залог

Подлежащее = субъект действия, активное лицо

Я строю дом

Пассивный (страдательный) залог

Подлежащее = объект действия, пассивное лицо

Дом строится мной

Вид и время глагола:

В русском языке временные формы глагола представлены 3 временами: настоящим, прошедшим и будущим. Наглядно это можно представить в виде трех отрезков на прямой (рис.1), то есть время глагола в русском языке – понятие одномерное.

Вид глагола определяется по вспомогательному вопросу:

несовершенный - что делать? (рисовать)

совершенный – что сделать? (нарисовать)

<Рисунок 1>

В английском языке количество временных форм активного залога гораздо больше – 12. Это объясняется тем, что для выражения времени глагола недостаточно ответить только на вопрос “когда?”, необходимо добавить вторую характеристику “как?”, которая определяет вид. Таким образом, английской глагол имеет не просто временную, а видо-временную форму и представляет собой понятие двухмерное. Для объяснения этого понадобится уже не прямая, а система координат. Подобно любой точке в пространстве, видо-временная форма английского глагола складывается из двух координат: время (когда происходит действие) - Past, Present, Future и вид (как совершается действие) (рис.2).

<Рисунок 2>

В зависимости от характера совершения действия в английском языке принято выделять 4 группы времен:

Simple (Indefinite) Tenses – простые неопределенные времена, обозначают регулярное, часто повторяющееся действие (ФАКТ).

Continuous (Progressive) Tenses – длительные времена, обозначают протекание действия в момент речи (ПРОЦЕСС). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.

Perfect Tenses – завершенные времена, обозначают завершенность действия к определенному моменту речи (РЕЗУЛЬТАТ). На русский язык всегда переводятся глаголом совершенного вида.

Perfect-Continuous (Perfect-Progressive) Tenses – завершенно-длительные времена, обозначают действия, начавшиеся в прошлом и длящиеся на момент речи уже какое-то время (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.

Таким образом, глагол в английском языке может обозначать действие, совершаемое в каждом из времен (прошедшем, настоящем или будущем) 4-мя разными способами. Например:

Я делаю уроки каждый день (ФАКТ в настоящем) – на рис.2 точка B

Я делаю уроки сейчас (ПРОЦЕСС в настоящем).

Я делаю уроки вот уже полчаса (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ в настоящем).

Я уже сделал уроки (РЕЗУЛЬТАТ к настоящему).

Заметьте, что при переводе на русский язык используется глагол в настоящем времени в сочетании с разными наречиями.

Еще несколько примеров:

Я делаю уроки в данный момент (ПРОЦЕСС в настоящем).

Я делал уроки вчера в 2 часа дня (ПРОЦЕСС в прошедшем).

Я буду делать уроки завтра в полдень (ПРОЦЕСС в будущем).

Сочетание названных 4 групп (Simple, Continuous, Perfect, Perfect-Continuous) в 3-х временах (Past, Present, Future) образуют СИСТЕМУ из 12-ти видо-временных форм английского глагола в активном залоге (табл.1).

После этого объяснения предлагаю студентам применить информацию на практике в виде следующих заданий:

1. Используя рис.2, определите, какая точка имеет следующие координаты:

1. факт в будущем; 2. процесс в настоящем; 3. результат в прошлом; 4. длительность и завершенность в настоящем; 5. факт в прошлом; 6. процесс в прошлом; 7. длительность и завершенность в будущем.

2. Дайте название видо-временных форм 1-7 из упр.1 на английском языке.

3. Соотнесите видо-временные формы А-Г с русским переводом следующих предложений (задание выполняется со зрительной опорой):

1. Я пишу письма обычно. А. Continuous (процесс)
2. Я пишу письмо сейчас. Б. Perfect (результат)
3. Я пишу письмо уже неделю. В. simple (факт)
4. Я только что написал письмо. Г. perfect-continuous (длительность и завершенность)

4. По характеру совершения действия определите видо-временную форму глагола в следующих предложениях (задание выполняется на слух без опоры на предложения). Если ребята затрудняются сразу назвать видо-временную форму, можно начать с характеристики действия (факт, процесс, результат и т.д.):

  1. Катя еще не пришла.
  2. Вася изучает английский язык вот уже 10 лет.
  3. Мы сейчас внимательно выполняем упражнение.
  4. Студенты любят каникулы.

Когда студенты научились определять время глагола “по английской мерке” в вышеописанных заданиях, переходим непосредственно к образованию английских глагольных форм, пользуясь таблицей 1. Задача на данном этапе мне видится в том, чтобы ребята узнавали видо-временные формы (особенно сложные аналитические конструкции) в английском тексте, знали особенности их перевода в соответствии с характером совершения действия.

Условные обозначения, используемые в таблице:

V – словарная форма смыслового глагола (инфинитив без частицы to)

- вспомогательный глагол (изменяемая часть сказуемого, участвует в образовании вопросительной и отрицательной формы; не переводится на русский язык; выражает ВРЕМЯ).

V-ing, V-ed, V2, V3 - формы смыслового глагола (неизменяемая часть сказуемого, выражает ВИД).

yesterday, just и др. наречия-ориентиры

<Таблица 1>

Во время работы с таблицей 1 даю понятие о правильных и неправильных глаголах, знакомлю с правилами чтения окончания –ed (табл.2), учу пользоваться списком неправильных глаголов с транскрипцией [1; С.38-41], обращаю внимание студентов на типичные для каждого времени наречия-ориентиры.

<Таблица 2>

После глухих

согласных (кроме t) и после sh, ch, ce

После звонких согласных (кроме d) и гласных

После t, te, d, de

V+ed =[ t ]

V+ed =[ d]

V+ed =[Id]

helped

asked

wished

danced

lived

played

answered

visited

created

needed

divided

Запомни! stop – stopped, ad – added, stir - stirred

Способы работы с таблицей могут быть разные. Привожу лишь некоторые примерные задания:

1. Назовите предложенные глагольные формы по-английски; определите изменяемую и неизменяемую части сказуемого (используйте условные обозначения табл.1):

1. was doing 2. will learn 3. have finished 4. had been writing 5. will be reading

6. is translating 7. will have returned

2. Образуйте формы V2, V3 следующих глаголов:

правильные глаголы (V-ed): to advise, to explain, to report, to invite, to dress

неправильные глаголы: to bring, to get, to know, to put, to speak, to understand.

Прочтите их правильно.

3. Определите соответствие глагольных форм и их названий:

1. writes А. Present Perfect-Continuous
2. were sleeping Б. Future Simple
3. had prepared В. Future Continuous
4. will begin Г. Past Continuous
5. have been repeating Д. Past Perfect
6. will be doing Е. Present Simple

4. Определите, какой английской форме соответствует данный русский перевод:

1. write А. пишу (сейчас)
2. am writing Б. пишу (уже… с…)
3. have been writing В. написал (уже)
4. have written Г. пишу (регулярно)

5. Соотнесите русские и английские предложения:

1. Она нарисовала картину. А. She has painted the picture.
2. Сейчас она рисует картину. Б. She is painting the picture now.
3. Она рисует уже час. В. She paints every day.
4. Она рисует каждый день. Г. She has been painting for an hour.

Используемая литература:

  1. Левицкая Е.Г., Василенко М.В. Грамматика английского языка в таблицах. – М.: Издат-школа 2000. – 80 с.
  2. Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола. – М.: Дрофа, 2000. – 208 с.