"Формирование межличностных отношений у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Разделы: Работа с дошкольниками


Все функции, которые выполняет психолого-педагогическое сопровождение как часть психолого-педагогической деятельности, подчинены цели формирования благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Мы рассмотрим их согласно проблеме, включая виды деятельности:

  • психодиагностическое направление деятельности дошкольного психолога по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Цель направления: изучить особенности межличностных отношений дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе взаимодействия их в образовательном пространстве.

Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках нашей модели. Прежде всего, диагностический минимум носит дифференцированный характер, он позволяет условно разделить всю обследуемую группу детей на две подгруппы – “психологически благополучных” детей, обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам межличностных отношений, и детей “с проблемами межличностных отношений”.

Диагностический минимум представляет лонгитюдное обследование: он позволяет отслеживать динамику развития и состояния дошкольника по определенным фиксированным межличностным характеристикам, которые в целом являются составной частью статуса дошкольника и результатом его социализации и адаптации в дошкольном учреждении.

Проведение диагностического минимума планируется психологом и администрацией ДОУ в начале года как часть учебного плана дошкольного учреждения, проводится силами педагогов-воспитателей и психолога и состоит большей частью из экспертных вопросов педагогов и родителей.

Углубленное психологическое обследование ребенка представляет собой деятельность дошкольного психолога по отношению к детям. Данная схема запускается, как правило, по результатам экспресс-диагностики по отношению к детям из группы “с проблемами межличностных отношений”. Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для дошкольника. Отсюда - высокие требования к отбору тестовых и других диагностических процедур и к самому обоснованию необходимости такого обследования. Процедуры должны быть многофункциональными и четко следовать цели работы – выявлению зоны и содержания межличностного конфликта, поиску личностных особенностей дошкольника, провоцирующих внутренние и внешние конфликты. В рамках данной модели реализация схемы углубленного обследования предваряется обязательным выдвижением гипотезы о возможных причинах существующих проблем межличностных отношений. Такая гипотеза может быть выдвинута на основании данных диагностического минимума, бесед с родителями и педагогами. Выдвинутая гипотеза значительно облегчает проведение обследования, так как позволяет ограничиться проверкой определенных предположений, что уменьшает количество диагностических процедур, делает работу психолога более осмысленной.

В целом психодиагностическая деятельность в рамках парадигмы сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.

  • Психокоррекционное и развивающее направление деятельности дошкольного психолога по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Цели направления:

Психокоррекционная - направлена на решение проблем, представленными нарушениями межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Развивающая – направлена на создание социально-психологических условий для целостного развития межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка. Очень важным моментом, на наш взгляд, является совместная организация коррекционно-развивающей работы всех участников образовательного процесса. Речь идет о взаимодействии педагога-воспитателя группы, логопеда, инструктора по физической культуре и психолога, а также необходимое участие в этом процессе родителей дошкольников. Формирование благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не может быть результативным и эффективным, если их формированием занимается один из специалистов. Комплексность коррекционных мероприятий, основанная на игровой психотерапии, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В нашей практике использована игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Мы применяем групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (4 занятия) происходит объединение участников группы. Во втором блоке (16-20 занятий) психолог, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. В третьем блоке (4 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры.

Длительность игрового занятия составляет 30-40 мин. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

  • Консультативное и просветительско-методическое направление деятельности дошкольного психолога с родителями и педагогами ДОУ.

Психологическое консультирование и просвещение педагогов - принципиально важное направление дошкольной практической деятельности психолога. Эффективность всей работы по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяется конструктивным сотрудничеством с педагогами-воспитателями, логопедом, инструктором по физическому воспитанию. Организуется это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, в данной модели педагог рассматривается как союзник психолога, сотрудничающий с ним в решении вопросов формирования благоприятных межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций ОДА.

В целом наиболее перспективным, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (если запрос исходит от самого педагога) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников, и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений.

Психолого-педагогический консилиум играет в системе дошкольной психологической деятельности особую, очень важную роль. Психолого-педагогический консилиум представляет собой организацонную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения, а также определенных детских групп.

Психолого-педагогический консилиум позволяет построить взаимоотношения психолога и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности, и организовать целостное сопровождение дошкольника в процессе его обучения и воспитания, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых.

Консультирование и просвещение родителей. Целью деятельности является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка в целом. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства дошкольного психолога в семейную ситуацию. В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам межличностных отношений дошкольников.

  • Социально-диспетчерское направление деятельности дошкольного психолога по формированию благоприятных межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции дошкольного практика. Деятельность психолога не ограничивается “переадресовкой проблемы”. Она предполагает последовательное решение следующих задач:
  • определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
  • поиск специалиста, способного оказать помощь;
  • содействие и установление контакта с клиентом;
  • подготовка необходимой сопроводительной документации;
  • отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
  • осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

Выделяя эти задачи, мы хотели подчеркнуть, что дошкольный психолог не снимает с себя ответственности за обучение и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении, переадресуя квалифицированную работу с ним другому специалисту. В его обязанности по-прежнему входит сопровождение ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Таблица определения критерия результативности системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями функций ОДА

№ п/п

Критерий результативности разработанной системы

Показатели  результативности разработанной системы

Проявления результативности разработанной системы

1. Критерий эффективности деятельности Совокупность необходимых и достаточных условий для формирования благоприятных межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Организация процесса психолого-педагогического сопровождения: - целеполагание; - определение ситуации; - определение проблемы; - принятие решения.
2. Критерий действенности Динамика развития межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  • сформированность коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками;
  • сформированность нравственных качеств с ориентацией на сопереживание;
  • сформированность навыков практического владения выразительными движениями (мимика, жесты);
  • сформированность самоконтроля в отношении проявления эмоционального состояния в ходе взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, мы описали содержательный компонент модели психолого-педагогического сопровождения дошкольного психолога по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.