Русский язык в 3-м классе по теме: "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;
  • развивать речь, мышление, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;
  • воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому языку, внимание.

Оборудование: карточки со сложными словами, плакат с кроссвордом, индивидуальные карточки, эпиграф к уроку на плакате “Грамоте учиться – всегда пригодится”, рисунок самолёта, сказочные герои, название остановочных пунктов, слова “физическая культура” и “ физминутка”, запись сложных слов с пропущенными орфограммами на индивидуальных карточках.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    Прозвенел звонок весёлый.
    Всех зовёт он на урок.
    Ну-ка, дети, все готовы?
    Начинаем точно в срок.
    На места все тихо сядем,
    Не нарушим тишину.
    Приготовились все слушать,
    Я урок сейчас начну.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое сегодня число? Прочитайте запись числа. Что вы заметили? Какое это слово? Из каких основ состоит это слово? Какие орфограммы есть в слове шестнадцатое? Прежде, чем записать число, подготовим пальчики к работе.

Гимнастика для пальцев. Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт. Поочередной массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

…Один, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять – массаж правого большого пальца;
Этот пальчик самый сильный, – массаж левого большого пальца;
Самый толстый и большой, – массаж правого указательного пальца;
Этот пальчик для того, – массаж левого указательного пальца;
Чтоб показывать его – массаж правого среднего пальца;
И стоит он в середине – массаж правого безымянного пальца;
Этот пальчик безымянный – массаж левого безымянного пальца;
Он избалованный самый, – массаж правого мизинца;
А мизинчик хоть и мал, – массаж левого мизинца;
Очень ловок и удал.

– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма – наш девиз.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вместе со сказочными героями вот на этом самолёте. (Показ рисунка.)

Мы в путь за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём!

– Итак, в путь!

II. Словарная работа.

Первая остановка “Словаринка”.

– Поиграем в игру “Перекрёсток”. Заменим предложения одним словом и запишем по горизонтали в кроссворд. Один ученик работает у доски, а остальные – записывают в тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

          з
2 а       о  
3   м   в    
4     о      
5   р   л    
6 а       ё  
7п           т
  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
  3. Большой чайник на ножках. (Самовар)
  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
  5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом)
  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк)
  7. Огнестрельное оружие. (Пулемёт)

– Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова получились? (Сложные)
– Почему эти слова сложные? Докажите.

III. Актуализация знаний.

Вторая остановка “Повторяйка”.

– Что такое сложные слова?
– Как соединяются два корня в сложных словах?
– После каких звуков пишется соединительная гласная о?
– После каких звуков пишется соединительная гласная е?
– Образуйте сложное слово от слов “птица” и “фабрика”.
– Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего городу нужна птицефабрика?
– Какую соединительную гласную запишем в этом слове? Покажите карточкой. Запишите слово и его схему. Какая схема подошла к этому слову?
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Сообщение целей урока.

IV. Постановка проблемного вопроса.

Третья остановка “Думающая”.

– Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?

V. Решение проблемного вопроса.

– Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к части “физ”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?

Работа в проблемных группах и подготовка ответов.

– А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей и т. д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о происхождении слов спасибо, медведь, пароход, велосипед, чародей, злодей, ротозей, парикмахер, спортсмен, бизнесмен)

– Прочитайте слова: диван-кровать, ковёр-самолёт, стенгазета, горицвет, мышка-норушка, Новгород.
– Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в них соединительные гласные?
– Так как ещё могут соединяться основы в сложных словах?

Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них.

VI. Закрепление изученного.

Четвёртая остановка “Тренировочная”.

а)

– С основой “душа” существует много слов. Подберите сложные слова с основой “душа”.

На доске запись:

Просто-
Равно-
Велико-
Мало-
Тще-
Благо-
Двое-
Прямо-
Едино-
-щипательный

– Как вы понимаете значение слов – малодушный, тщедушный, единодушный, душещипательный?
– Есть ли в словах соединительные гласные? Какие?
– Запишите 5 слов по выбору в тетрадь. Разберите по составу первое слово.

Взаимопроверка.

б) Самостоятельная работа.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1-й вариант:

Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.

2-й вариант:

Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока.

– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.

Самопроверка по таблице на доске.

в) Упражнение 2, с. 100.

– Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделив корни, подчеркните соединительные гласные.

Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой

Фронтальная проверка.

VII. Итог урока.

– Наше путешествие подошло к концу.Итак, что же такое сложные слова? Незнайка ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав?
– Как соединяются основы в сложных словах?

VIII. Домашнее задание.

– Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.

IX. Рефлексия.

– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.