Музыкальный фольклор на уроках музыки

Разделы: Музыка


Современное общество наполнено множеством проблем и противоречий: экономических, политических, нравственных, культурных и др. В результате становятся неустойчивыми соответствующие сферы жизнедеятельности общества, в том числе и система образования. Прошло время, когда дело воспитания и образования в обществе совершалось естественно и бесшумно. Жизнь вынесла на поверхность такое волнение, перед которым груды методик оказались пылью. И наступило время возврата к началам педагогики – время педагогического философствования.

Работая учителем музыки с 1993 года, я сразу же столкнулась с рядом проблем:

  • размытостью нравственных ориентиров в обществе и воспитанием их в школе, в том числе на уроках музыки;
  • многие музыкальные произведения, связанные с советским периодом (например, о революции) не звучат в наше время;
  • песни, которые дети пели с удовольствием, из-за одной-двух фраз стали не актуальными (например, “пионеры всей страны делу Ленина верны”).
  • В результате возникают так называемые “пробелы” в программе. Для решения вышеуказанных проблем музыкального образования учащихся необходимо переосмыслить содержание преподавания уроков музыки.

Развитие теории и практики музыкального воспитания в школах России – это процесс постепенного освоения важнейших идей в музыковедении (ладовая теория Б. Яворского, энергетическая концепция искусства Э. Курта, интонационная теория Б. Асафьева). Новый этап развития музыкального воспитания в России связан с появлением в 70-е годы музыкально-педагогической концепции Д. Кабалевского, которая впитала в себя опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики и выдвинула в качестве цели школьного предмета “Музыка” формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части “их общей духовной культуры”.

Но противоречия современной жизни выдвигают новые требования к образованию, в том числе и музыкальному. Перечисленные выше проблемы заставляют задуматься. Перед учителем встают такие важные вопросы, которые встают перед любым свободно мыслящим человеком: что нужно делать, зачем это делать и как это делать?

Конечно, раньше было проще, потому что в единственной программе по музыке все было четко распределено по четвертям, темам, урокам. Зато теперь учитель имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных программами, может двигаться разными путями, работать с новым музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных произведений и предложенных тем.

Разумеется, в настоящее время существуют разнообразные новые программы с яркими красочными учебниками и индивидуальными тетрадями на печатной основе для детского творчества, но в силу определенных причин (дорогих учебников, отсутствия фонотеки и т.д.) учителю приходится задумываться над содержанием музыкального образования в общеобразовательной школе. Таким образом, обновление содержания преподавания уроков музыки остается одной из важнейших проблем музыкального воспитания учащихся.

Работая над обновлением содержания преподавания уроков музыки, принципы моей музыкально-педагогической концепции остались те же:

  • связь с жизнью;
  • тематического построения;
  • целостности урока;
  • сходства и различия;
  • интереса и увлеченности.

Переосмысливая систему формирования музыкальной культуры школьников, я рассматриваю музыкальное развитие ребенка как духовное личностное его становление, как гармонизацию его отношений с природой, людьми, искусством, самим собой. (Вспомним блестящую мысль П. Блонского:“Не суживайте жизнь до урока, а урок расширяйте до жизни”).

Главное в обучении – метод: постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими искусствами, жизнью природы и человека. Метод как “душа и понятие содержания” (Г. Гегель) – есть создаваемая педагогом ситуация, максимально отражающая законы искусства и психики ребенка. Методы на уроке музыки вытекают из звучащей музыки и эмоционального состояния ученика. Это:

  • проблемная ситуация;
  • метод ретроспективы (“забег” вперед и “возвращение” к пройденному);
  • музыкальное обобщение;
  • музыкальная драматургия;
  • размышления о музыке.

Каждый из методов может реализоваться через “палитру” приемов: интонирование поэтического текста разных стилей, интонирование музыки цветом, линией, движением и т.д.

Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры, творческое художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования, способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру.

Поэтому обновление содержания уроков музыки не меняет основных положений моей музыкально-педагогической концепции, принципов методов обучения. Напротив, на новом музыкальном материале происходит:

  • обогащение музыкально-слухового опыта учащихся в целом;
  • полифония видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, игра на музыкальных инструментах, творчество учащихся, музыкально-ритмические движения);
  • целенаправленное накопление интонационного опыта и др.

Обновление содержания школьного предмета “Музыка” я провожу в следующих направлениях:

  1. Введение в уроки музыкального фольклора.
  2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий и игр.
  3. Обновление песенного материала.

Так как по нашему мнению очень важно собирать растерянную мудрость веков (идеи народной педагогики) и обратить ее к осмыслению ключевых проблем современной жизни, то первое направление является ключевым в обновлении содержания преподавания уроков музыки, поэтому я расскажу более подробно о введении фольклора на уроках музыки.

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

  • Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” я рассказываю учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
  • Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).
  • Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”, р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”, р.н.п.).
  • Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:

“А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!”

  • Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.
  • Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”?.. Их традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В своей работе я опираюсь на два основных:

Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского и русская народная песня “Во поле береза стояла”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского и русская народная песня “Уж как по мосту мосточку”. Вариации на тему русской народной песни “Вниз по матушке по Волге” А Даргомыжского и русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”.

Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей я использую следующие приемы:

А) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому я стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.

Б) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни “Ну-ка, кумушка, мы покумимся” я объясняю детям, что песня оказывается нелепой вне обряда кумления, к которому она была приурочена, и который совершался в весенне-летний праздник “Семик”. Покумившиеся девушки становились как бы родственницами, обещали дружить всю жизнь. В словах песни перечисляются действия, входящие в обряд: призыв к кумлению, поцелуй, угощение ритуальным киселем.

В) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: “Со вьюном я хожу” и при этом остаются неподвижными. Поэтому я объясняю учащимся, что слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д.

Г) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”. Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей.

Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить музыкальный фольклор, не может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил и специфических его свойствах, искал ответы на возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.

Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание я уделяю проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В третьих, праздник – это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии. В прошлом учебном году рождественские колядки в исполнении первоклассников были включены в новогоднюю постановку сказки “Ночь перед рождеством” и с успехом показаны на всех новогодних утренниках. Необязательно создавать расписанный в подробностях и с определенными ролями сценарий. Важно задать тон и ход празднику, его ритм с чередованием песен, игр, затей. А роль “заводилы” беру или на себя, или привлекаю учителей, старшеклассников, родителей.

Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.