Программа "Интеграция элементов профилактики зависимостей в предметы БУПа" как средство формирования единого профилактического пространства в образовательной среде

Разделы: Биология, География, Общепедагогические технологии


Актуальность проблемы формирования зависимого поведения детей и подростков не вызывает сомнения даже сейчас, когда число школьников Екатеринбурга, стоящих на учете в наркодиспансере, резко снизилось. На смену “жестким” наркотикам пришли пиво, сигареты компьютер и телевизор. Ситуация продолжает быть актуальной и для всех российских городов. Следовательно, вопросы профилактики формирования зависимого поведения и сейчас являются одними из важнейших в воспитательной работе. Когда заходит разговор о том, в чьи функциональные обязанности входит проведение профилактической работы, то в первую очередь вспоминают заместителей директоров по правовому регулированию и классных руководителей. Однако, на основании опыта проведения профилактической работы МЦ “Холис” в г. Екатеринбурге профилактическая работа дает эффект только в том случае, если осуществляется систематически, наполняя весь образовательный процесс, создавая единое профилактическое пространство. Таким образом, значительно возрастает роль педагога-предметника в сфере профилактики зависимого поведения. Однако основной задачей педагога – предметника является реализация программы по предмету, и, как правило, заниматься еще и вопросами профилактики объективно не хватает ни времени, ни сил.

Разрешить данное противоречие позволяет иной подход к построению урока, позволяющий осуществлять воспитательную работу в области профилактики зависимого поведения средствами любого предмета. Организация социально-ориентированных уроков позволяет без нарушения учебного плана и отвлечения от основной темы урока сделать урок по любому предмету и любой тематики профилактическим. В данной статье речь пойдет о преподавании биологии и географии, но, как показала практика, используемые приемы, возможно, использовать и на обществознании, ОБЖ, экологии и других предметах. Авторы данного материала разработали и апробировали программу повышения квалификации педагогов предметников, сами проводят уроки, интегрируя в них социальные технологии, укрепляющие и развивающие ресурсы противостояния формирования зависимого поведения у детей. Опыт работы в данном направлении опубликован в следующих изданиях:

  1. Ершова Н.В. и др. Тетрадь по культуре здоровья. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001
  2. Ершова Н.В. и др. 33 вопроса о том, как живет и будет развиваться Екатеринбург в 21 веке. Справочное издание для учащихся старших классов. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.
  3. Ершова Н.В., Ковязина Л.Г. и др., Интеграция элементов первичной профилактики формирования социальных дезадаптаций в преподавание учебных предметов. Сб. методических материалов.– Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2002.
  4. Ершова Н.В., Ковязина Л.Г. и др., Программа “Интеграция элементов первичной профилактики формирования социальных дезадаптаций в предметы БУПА” как средство формирования единого профилактического пространства в образовательной среде В сб. материалов Х научно-практической конференции “Спасение молодежи от наркомании”. – Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2004
  5. Ковязина Л.Г. и др., результаты исследований эффективности курсовой подготовки по программе “Интеграция элементов первичной профилактики формирования социальных дезадаптаций в предметы БУПа”. В сб. материалов Х научно-практической конференции “Спасение молодежи от наркомании”. – Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2004

Для эффективного проведения профилактической работы необходимо понимание причин, приводящих к формированию зависимого поведения. Анализируя психологическую и педагогическую литературу по данному вопросу можно выделить 4 основные группы причин, приводящие к формированию зависимого поведения:

  • Отсутствие своевременной, возрастно-специфичной информации о причинах и последствиях употребления ПАВ.
  • Отсутствие критического мышления, позволяющее воспринимать новую, вызывающую интерес, информацию без должного контроля.
  • Отсутствие, или низкая степень развитости определенных свойств личности и социальных навыков таких как, уверенное поведение, бесконфликтное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, позитивное самоприятие. Отсутствие подобных навыков делает ребенка уязвимым в критических ситуациях, и подталкивает к пробованию ПАВ.
  • Отсутствие ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Исходя из этих причин, можно определить основные направления осуществления профилактической работы на уроке:

  • Осуществление “информационного посредничества”.
  • Воспитание критического отношения к информации.
  • Воспитание человека ответственного за свое поведение.
  • Формирование ценности ЗОЖ.

Осуществление “информационного посредничества”.

Среди причин, приводящих к развитию аддиктивного поведения, немаловажную роль играет отсутствие информации или получение недостоверной, искаженной информации. Зачастую, первое пробование наркотических веществ происходит только потому, что подросток не владеет информацией о том, что из себя представляет это вещество, к каким медицинским и юридическим последствиям может привести его даже разовое употребление. Основным источником информации о наркотических веществах для подростка являются группа друзей-сверстников, которые в лучшем случае сами не обладают достоверной информацией, в худшем сознательно искажают ее, с целью вовлечения других в употребление ПАВ.

Было время, когда педагогам и специалистам в области медицинского просвещения казалось, что полное информирование школьников о том, какие бывают наркотики, как их употребляют и к каким последствиям это приведет, решит проблему повышенного любопытства. Однако такая работа не редко наоборот стимулировала интерес. Поэтому осуществление информационного посредничества на уроках биологии и географии необходимо проводить с соблюдением определенных правил:

  • Предоставлять объективную информацию исключительно о причинах и негативных последствиях употребления легальных и нелегальных наркотических веществ.
    В средней школе целесообразно вести разговор о воздействии компьютера, табака, вдыхания паров летучих соединений. В старшей школе о влиянии алкогольных напитков и сильных наркотических веществ. Для достижения профилактического эффекта важно, чтобы предоставляемая детям информация не вызывала чувство страха, так как она и обесценивается детьми, и сохраняется в памяти не долго, и действует только сразу после ее получения. Мнение, что предоставление информации только о негативных последствиях дает высокий профилактический эффект ошибочно, поскольку подростки живут реальным временем, не особо задумываясь о будущем, и не понимают почему, несмотря на очевидный вред наркотики, множество людей стремятся их пробовать или употреблять.
    Наиболее важна для подростков информация о причинах употребления легальных и нелегальных наркотиков. Глазами подростка сложные отношения с товарищами, или противостояние давлению с их стороны и т. д. (то есть причины) для подростка смотрятся более актуально, чем больное сердце, инфекционные заболевания и не рожденные дети (то есть вредные последствия, которые наступят еще только через 10 – 15 лет). Понимание причин, приводящих к первому пробованию, позволяет подросткам осознать мотивы собственного поведения, осознать чувства, возникающие у них в этот момент и предугадать негативное развитие ситуации. Данный подход мы реализуем в курсе биологии “Человек”.
  • Предоставлять информацию о физиологических и нейропсихологических механизмах формирования зависимого поведения, что позволит подростку прогнозировать последствия первого шага к употреблению наркотических веществ.
  • Категорически отказаться от предоставления информации о способах приготовления и употребления наркотических веществ, от информации, описывающей позитивные переживания, связанные с их употреблением.

Воспитание критического отношения к информации.

Наши дети, воспитанные на рекламных роликах, ярких щитах, обещающих райское наслаждение и моментальное решение всех проблем довольно доверчивы. Критичность в отношении информации, идущей с экранов, страниц газет и журналов появляется после приобретения негативного опыта. Даже взрослые ловятся на обещания промоутеров, что же говорить о детях? Для профилактики опасных экспериментов важно научить детей анализировать получаемую информацию, определять степень ее достоверности, то есть обучать детей критическому мышлению, что включает в себя:

  • Умение планировать свои действия и поступки.
  • Готовность рассматривать варианты, гибко менять точку зрения, определяясь с вынесением суждения, собрать больше информации и прояснить сложные вопросы.
  • Оценивание стратегии и эффективности своих действий.
  • Поиск причины ошибок.
  • Готовность признавать свои ошибки и исправлять.
  • Поиск компромиссных решений.

Существует множество методов урока, которые работают на развитие критичности:

  1. Поиск “ловушек” в рекламе пищевых, косметических продуктов и т.д. Составление “антирекламы”.
  2. Сопоставление различных выводов, сделанных на основе одного и того же наблюдения.
  3. Сопоставление точек зрения различных ученых на одну и ту же проблему.
  4. Поиск фактических доказательств в пользу противоположных теоретических точек зрения (истина – посередине).
  5. Поиск ошибок в представленном тексте. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибке, когда ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении. Это приводит к пониманию относительности и вариативности любых знаний.
  6. Проверка работы другого ученика с формулированием критических замечаний, в том числе, рецензирование своего и чужого ответа: определение степени сложности вопроса и соответствие ему ответа.

На уроке при изучении темы “пищеварительная система” в 9 классе перед учениками ставиться задача, принять решение о том, будут они покупать рекламируемый продукт или нет. Для работы используется реклама пищевых продуктов, а так же алкогольных напитков, в частность пива. Решение принимается с использованием алгоритма.

Умение критично относиться к информации не подразумевает критиканства, выискивания недостатков во всем. Это именно анализ, подразумевающий поиск как положительных, так и отрицательных сторон. Одновременно с развитием навыка критичности, необходимо уделять внимание и развитию таких качеств, как уважительное отношение к чужой точке зрения, критическое отношение к себе, при развитой самодостаточности. Для развития самоприятия важно обращать внимание на то, что каждый человек может совершать ошибки и отвечать за них. На уроке этому способствует:

  • Подсказка учеников класса, не содержащая прямого ответа, а только наводящая на мысль.
  • Возможность выполнить работу еще раз, после анализа ошибок.
  • Повышение оценки в случае, если ребенок сам обнаружил и исправил ошибки в работе (устном ответе).
  • Специально составленные задания с ошибочными суждениями.

Важное условие для применения выше указанных приемов: создание атмосферы урока, при которой ошибка – это путь к истине

Воспитание человека, ответственного за свое поведение.

Исходя из анализа причин, приводящих к первому пробованию наркотических веществ называемых школьниками (желание не выделяться из толпы, одиночество, желание весело провести время с друзьями, желание легко и непринужденно общаться, низкое чувство собственного достоинства) можно предположить, что развитие определенных свойств личности может противостоять развитию аддиктивного поведения. К таким свойствам личности можно отнести ассертивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, волю (подразумевающая так же целеустремленность и умение делать выбор), уравновешенность, самодостаточность, умение рефлексировать, умение делать осознаний выбор и нести за него ответственность.

Используя социальные технологии можно способствовать развитию необходимых личностных качеств на обычном программном уроке биологии.

Рефлексия – вид творческой деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий и законов, по которым они совершаются. Умение рефлексировать позволяет осознавать мотивы собственных поступков, тем самым повышает самоконтроль и, следовательно, способствовать формированию стрессоустойчивости. Это возможно при использовании методических приемов:

  • По окончании изучения темы запиши в тетради (расскажи соседу по парте, напиши записку учителю) вопросы по теме, на которые ты не можешь ответить сам. Подумай по какой причине ты не смог найти ответа на данный вопрос (не прочитал учебник, не нашел необходимой литературы, пропустил занятие, не понял и так далее). Исходя из причины, определи, какие ресурсы тебе необходимы для ликвидации пробела в знаниях: организовать себя, обратиться за помощью к товарищу, обратиться за помощью к учителю, и т. д.
  • Для развития приемов самоанализа, возможно, использовать метод ассоциаций. Например, на уроках зоологии ученики выбирают животных, и рассказывают о качествах или свойствах, объединяющих их с этими животными.

Для принятия ответственного выбора человеку необходимы такие качества, как воля и целеустремленность. Осмысление цели, как правило, связано с борьбой мотивов, осознание последствий совершенного действия и ответственности за них. После осуществления выбора необходимо перейти к практическому выполнению принятого решения, что так же требует проявления воли и контроля над своими действиями.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно–психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии своих сил, уступая своей лени. Такой человек легко внушаем. Волевой человек, наоборот, испытывает удовольствие от преодоления препятствий. Когда у человека возникает конфликт между разными мотивами, он принимает определенное волевое действие. Для обучения этому навыку, сначала необходимо учителю определять цель выполнения каждого упражнения, задачи. После выполнения задания необходимо чтобы каждый ученик проанализировал степень достижения цели. Далее с учениками можно обсуждать вопрос о том, какие дополнительные цели стояли перед учеником, кроме той, которая была поставлена учителем. В дальнейшем ученик может самостоятельно формулировать цели выполнения различных заданий на уроке. На уроках, подготавливающих детей к контрольной работе, каждый ученик может поставить свою собственную цель, исходя из уровня подготовленности, и определить пути ее достижения.

Дети, обладающие развитой волевой сферой способны осуществлять здоровый выбор и, в соответствии с этим, выстраивать и корректировать свое поведение. Это, возможно, осуществлять при выборе способа решения задач, определении стратегии выполнения лабораторной работы. Изучая на уроках биологии вопросы взаимодействия организма и среды, необходимо обращать внимание на неоднозначность последствий. Имеет смысл среди кажущихся неоспоримых положительных результатов отыскать и незаметные на первый взгляд отрицательные, и наоборот.

Ассертивность – термин, произошедший от английского глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права. Подросток, стремящийся завоевать авторитет в привлекательной для него компании, нередко оказывается зависим от ценностей, признаваемых ею и становится жертвой манипуляций. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо подчиняется, даже не высказывая собственное мнение, либо отвечает подобными же манипуляциями и агрессией. Учитывая важность для детей подросткового возраста быть принятым в среде сверстников, необходимо давать им возможность отрабатывать навыки уверенного отказа в безопасных ситуациях, которые возможно смоделировать на уроке. Для развития уверенного поведения, возможно, использовать такие методические приемы:

  • моделирование ситуаций предложения и провокации опасного поведения на уроках биологии в 9-ом классе, при изучении тем здорового образа жизни,
  • мозговые штурмы и дискуссии,
  • групповые формы работы, при которых необходимо выработать общую стратегию или выбрать один из предлагаемых вариантов действий.

Коммуникабельность – умение легко входить в общение с другими. Данное качество способствует успешной социализации школьников и включает в себя, упоминаемые выше, ассертивность и самодостаточность.

Для развития коммуникативных навыков в процессе обучения целесообразно использовать технологии обучения, которые основываются на общении по типу “учитель – группа – ученик” и “ученик – ученик”, вместо более привычного “учитель – ученик”.

1. Игровые технологии. По определению Л.С. Выготского “Игра – пространство “внутренней социализации” ребенка, средство усвоения социальных установок”. В процессе ролевой игры ребенок овладевает навыками человеческих отношений, отрабатывает тактику поведения в процессе общения с другими детьми.

2. Коллективный способ обучения. (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). При КСО обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. КСО включает в себя коллективную, групповую, парную и индивидуальную формы работы.

Например, при использовании методики поабзацной проработки текста в классе изучается одновременно несколько тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя, то в роли рассказчика, оптимальное количество тем в классе 10–11. При этом каждый ученик работает не только на себя, но и на других, и в результате складываются коллективистские отношения.

3. Групповые технологии. Данные технологии позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Групповые технологи как коллективная деятельность предполагают:

  • Организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • Распределение начальных действий и операций;
  • Коммуникацию, общение без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действий;
  • Обмен способами действий;
  • Взаимопонимание и рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
  • Дискуссия, проводимая на основании общеизвестных правил.

Умение делать осознаний выбор и нести за него ответственность. Многие ученики, особенно в подростковом возрасте хотели бы принимать решения самостоятельно. Однако не многие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность. При такой позиции не нужно задумываться о правильности своего выбора. На уроке важно демонстрировать ребенку, что учитель верит в то, что ребенок выберет правильный, полезный для себя вариант решения, при этом не вмешиваться в процесс принятия решения принять последствия поступка как приятные для ребенка, так и неприятные.

Воспитание рассмотренных качеств, приводит к развитию стрессоустойчивости и повышению уровня социальной адаптации учеников.

Формирование ценности здорового образа жизни

Интегрируя в уроки такой элемент как здоровый образ жизни учитель в силах:

  • Рекламировать свои здоровые увлечения (лыжи, конный или любой другой спорт).
  • Появляться перед детьми только бодрым и здоровым, управлять своими эмоциями, быть хозяином своего настроения, предпочитая улыбки хмурому виду.
  • Впускать на свои уроки хорошую музыку, бодрое настроение
  • Поддерживать традиции проветривания и уборки кабинета во время дежурства
  • Учитывать влияние цвета и внешнего вида кабинета на неустойчивую психику ребенка.
  • Использовать игровые методы обучения, в том числе осваивать технологию обучающей психотерапии.
  • Избегать шумового загрязнения на уроке.
  • Ценить собственное психическое, нравственное и физическое здоровье.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-ориентированный урок выполнял профилактическую нагрузку, важно, чтобы он отвечал определенным требованиям:

  • На уроке важно создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую самораскрытию, творчеству, сотрудничеству детей;
  • Методы, применяемые на уроках, должны способствовать развитию:
    • позитивного самоприятия;
    • способности аргументировано отстаивать свое мнение;
    • умений бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
    • способности детей принимать правильные решения и нести за них ответственность;
    • навыка осознания собственных чувств, способности управлять негативными эмоциями;
    • способности детей противостоять групповому давлению;
    • ценности здоровья у детей.

Использование предлагаемой технологии построения социально-ориентированного урока способствует формированию у школьников активной гражданской позиции, которую можно сформулировать в виде следующих идей:

  • Я отвечаю перед окружающими за то, что делаю с собой, потому что меня окружают люди, которые меня любят, которых люблю и берегу я.
  • От меня зависит все, что происходит в обществе, потому что я его часть, я совершаю поступки, которые поддерживают или противоречат общественному мнению.
  • Будущее начинается сегодня – и то, что я делаю сегодня, формирует моё будущее завтра, потому что я привыкаю к такому образу жизни. Сегодня поступок – завтра судьба.