Автореферат: "Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, если хотите, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья. Ещё великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Я абсолютно уверен, что при помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей могла бы обойтись без медицины. Как дереву нужны испарение и чистое освежение при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет, так и человеческому организму необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьёзные упражнения.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, основной целью “физической культуры”, является содействие формированию гармонично развитой личности. Вот почему среди задач и целей в работе с детьми я выделил главные:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • повышение уровня всесторонней физической подготовки учащихся;
  • содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности физических и нравственного совершенствования у детей;
  • пропаганда и массовое вовлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

За 22 года своей педагогической деятельности я пришел к выводу, что физическое воспитание и спорт являются видом общественной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерности при формировании личности ребенка. За счет таких приемов и методов создаю здоровую психологическую атмосферу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности:

1. Проявления внимания к деятельности спортсменов высокого класса.
2. Формирование положительных черт личности у занимающихся спортом, включая лидерство.
3. Устранение панического страха при выполнении упражнений у детей, слабо развитых физически.
4. Только обращение по имени к детям; (обращение) по фамилии выражает мое несогласие с поведением ученика, и это дети знают.
5. Умение взять ответственность на себя за ошибку ученика и признать ее перед детьми.
6. Сообщение о хороших результатах ученика.
7. Работа в контакте гимназическими психологами.
8. Изучение личности ребенка через беседы и встречи с родителями.
9. Развитие соревновательных способностей через встречи с командами других классов и школ города.
10. Воспитание чувства коллективизма по правилу "Я – частичка команды и не имею право ее подводить".
11. Сообщение о достигнутых результатах через рукопожатие учителя, дружеского похлопывания по плечу и т.д.
12. Создание вокруг ученика доброжелательного к нему отношения.

Одним из самых важных условий решения поставленных задач является правильное поэтапное построение занятий.

Используя основной принцип научной организации труда – принцип оптимизации, – структуру занятий можно представить в следующей пропорции:

  • актуализация опорных ЗУН – 10% от урока;
  • постановка цели и задач -5%;
  • усвоение новых ЗУН ( учителем или тренированным учеником)-35%;
  • закрепление полученных знаний , умений и навыков - 45%;
  • домашнее задание -5%.

Каким бы отличным не было проведение уроков физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся, воспитания морально- волевых качеств, формирования гармонично развитой личности. Схематически внеклассную работу представляю такой таблицей:

Внеклассная работа:

1. Гимназические спортивные секции постоянного действия.
2. “Рыцарские турниры” ко Дню Защитника Отечества.
3. Гимназические праздники мужества в честь Дня Победы.
4. Внутригимназические соревнования между классами.
5. Внутригимназические праздники “Папа, мама, я спортивная семья”.
6. Открытые уроки при проведении “Дня открытых дверей в начальной школе при гимназии”.
7. Весенние и осенние Дни Здоровья для учащихся гимназии.
8. Участие в республиканских соревнованиях.
9. Ежегодные проведения турнира “Возрождение” с приглашением команд города.

Наблюдения за результатами работы с детьми, за динамикой их физического и умственного развития, беседы с родителям и учащимися, привели меня к мысли создания собственной программы по атлетической гимнастике. Среди многообразных средств физического воспитания атлетическая гимнастика занимает особое положение. Она отличается простотой, доступностью, огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств.

Атлетизм - вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и лечению многих врожденных и приобретенных заболеваний, развитию физических способностей человека. Ни в одной из рекомендованных Министерством образования программ по физической культуре нет раздела, посвященного развитию силовых качеств по средством АГ. Я рекомендую вводить атлетизм в уроки, а некоторые из них даже посвящать ПГ целиком.

Эта программа, включающая в себя подготовительный курс упражнений с собственным весом, упражнения с резиновыми амортизаторами, комплексы упражнений с гантелями, со штангой и на тренажерах, позволит в течение 1,5-3 лет достичь не только физического совершенства, но и морально подготовить себя к различным стрессовым состояниям:

  • делает человека сильнее физически и духовней;
  • развивает гибкость;
  • повышает энергию;
  • замедляет старение;
  • повышает иммунитет;
  • помогает контролировать вес тела;
  • снимает стрессы;
  • укрепляет кости;
  • придает уверенность в себе.

Работая по программе, которая включает рекомендации тренера и врача по личной гигиене, закаливанию, физиологическим процедурам, знакомит учащихся с физиологическими особенностями организма, проявляющимися во время тренировок, обучаю учащихся самоконтролю, соблюдению правильного режима дня, рациональному и сбалансированному питанию, введению здорового образа жизни.

Начинающие занимаются по облегченной программе ( первое время по 20-30 минут ). Постепенно продолжительность и интенсивность тренировок увеличивается. Для занятий АГ предусматривается около 1,5 часов тренировочной работы, включая паузы для отдыха, при 3 тренировках в неделю. Все систематически занимающиеся АГ дают стабильный рост показателей физической подготовки.

Предлагаю:

Программа интенсивной тренировки перед соревнованиями.

 

№ ПОНЕДЕЛЬНИК ccccc Кол - во
1. Приседания 3х10
2. Прыжки “ КУОБАХ 3x10
3. Подъем переворотом 3x10
4. Подтягивание 3х10
5. Отжимание на брусьях с отягощением 3x10
6. Жим штанги лежа 75% от максим. 3x10
7. Подъем на носки 3x10
8. Подъем ног к перекладине 3x10

 

№ ВТОРНИК ccccc Кол - во
1. Приседания 5х10
2. Прыжки" КУОБАХ" 5x10
3. Подъем переворотом 5x10
4. Подтягивание 5х10
5. Отжимание на брусьях с отягощением 5x10
6. Жим штанги лежа 87% от максим. 5x10
7. Подъем на носки 5x10
8. Плавание 5х10
9. Подъем ног к перекладине 5x10

 

№ ПЯТНИЦА ccccc Кол - во
1. Прыжки и КУОБАХ" 7x3
2. Подъем переворотом до отказа   11 кл. 3x18

10 кл.

3x16

9 кл.

3x14
3. Жим штанги лежа до отказа         11 кл 3x18

10 кл.

3x16

9 кл.

3x14
4. " Скручивание " 3x18
5. Плавание

Программа интенсивной подготовки к соревнованиям:

Подтягивание,
отжимание в упоре
на брусьях,
поднимание
прямых ног
к перекладине.
Подъем
переворотом.
Подъем
силой.
1x7 1x6 1x3
1x8 1x7 1x5
2x6 2x5 2x5
2x7 2x6 2x6
3x6 3x5 3x5
3x7 3x6 3x6
4x7 4x5 4x5
5x6 5x5 5x4
5x7 5x6 5x5
6x6 6x5 6x5
6x7 6x6 6x5
7x6 7x5 7x4
7x7 7x6 7x5
8x7 8x6 8x5
9x7 9x6 9x5

Достижение высоких и желаемых результатов на тренировках обеспечивается оздоровительной направленностью занятий, творческим подходом к ним.