Урок математики в 3 классе (1—4) по теме: "Четные и нечетные числа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомить с четными и нечетными числами.
  2. Закрепить знания таблицы умножения и деления с числом 2.
  3. Учить пользоваться предложенным алгоритмом. Учить работе в группах, выслушивать и принимать мнение товарищей.

Ход урока

1.Организационный момент.

Класс разделен на 5 групп по 5 человек.

Скажем здравствуйте руками.
Скажем здравствуйте глазами.
Скажем здравствуйте мы ртом : “Здравствуйте!”
Будет радостно кругом.

Пусть и нашим гостям тоже будет радостно вместе с нами.

-Я рада видеть вас сегодня. И чтобы размяться и проснуться, давайте сделаем нашу кинезиологическую зарядку.

Выполнение комплекса упражнений.

Кинезиологическая гимнастика.

  1. Массируем верхнее и нижнее веки, не закрывая глаз.
  2. Массируем щеки круговыми движениями пальцев.
  3. Массируем подбородок круговыми движениями пальцев.
  4. Массируем нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания к ноздрям.
  5. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10.
  6. Упражнение “Бабочка”.
  7. Вытянуть вперед правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисовать в воздухе знак бесконечности, как можно больше. Следим глазами за пальцами.
  8. Соединить указательный и большой пальцы домиком. То же задание. Смотрим в домик.
  9. Поднять согнутую в колене ногу и прикоснуться к ней рукой.
  10. То же упражнение согнутыми в локтях руками.

- Тихонечко сели. Ножки на место. Спинки выпрямили. Проверили расстояние между партами и вами. Приготовили тетради к работе. Записали число и классная работа.

2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности

- Сегодня на уроке мы будем повторять таблицу умножения на 2 и соответствующие случаи деления. А ещё сегодня мы с вами узнаем, как называются числа, которые делятся на два.

- В известной детской песенке поётся о том, что учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Давайте постараемся, чтобы сегодня на уроке было весело, и это помогло нам в работе.

Устный счет.

-Давайте посчитаем устно. У вас на столах лежат таблицы. (Приложение №1). Решите примеры и расшифруйте спрятанные там слова.

Расшифровать слова. (Работа по группам).

- Какие слова у вас получились?

Получились слова: яблоки, ягоды, морковь, грибы, помидоры. Первая группа получает “яблоки” и изображение корзины с прорезями, в которые за каждый правильный ответ вставляются яблоки, вторая – “ягоды” в виде нарисованных банок с вареньем и “полочка” с прорезями для “банок”, третья - “морковь” и изображение корзины, четвертая – изображения грибов и веревочку, к которой прикрепляются эти грибы для сушки, изображения помидоров и ящика с прорезями .

-Сегодня на уроке мы займемся “заготовками овощей” на зиму. Каждая группа будет заготавливать расшифрованный продукты. Каждое правильно выполненное задание будет пополнять ваши запасы.

- Для чего делают заготовки на зиму? Зимой нашему организму, особенно в наших северных краях, требуется дополнительное количество витаминов. И заготовленные фрукты и овощи помогут их восполнению.

Эстафета. Работают четыре группы.

-Повторяем по кругу таблицу умножения на 2. Отвечающий встаёт. Закончили – встали все. (Группа, выполнившая первой, кладет свой запас в корзину.)

Повторяем таблицу деления на 2. (Прикасаемся друг к другу)

Работа для 2-4 групп.

Сосчитать от 0 до 10, присчитывая по 2;
                    от 20 до 10 отсчитывая по 2;
                    от 6 до 18 присчитывая по 2;
                    от 16 до 8 отсчитывая по 2.

Работа для 1 группы. ( В данной группе находятся дети более высокого уровня развития)

Перед вами четыре цифры: 1, 2, 2, 6 . В подходящих местах между цифрами
поместите знак “=” и один из знаков “х” или “:” , так, чтобы получилось
верное равенство. Укажи два способа.

1 2 2 6

Проверка работы 1 группы.

Ученик вывешивает на доску выполненное задание. Читает классу задание по карточке. Объясняет выполнение.

-Все согласны с выполнением?
-Каждая группа может пополнить свои запасы.
- Отметьте плюсиком на полях тетради свой вклад в устный счет ( + -я все ответил правильно, полуплюсик – я ошибся, - у меня пока не получилось)

Задачи. Один человек работает с обратной стороны доски. Остальные в тетрадях записываются только решения.

- Даже делая запасы на зиму, приходится считать.

а) Малиновое варенье очень полезно при простуде. Мама сварила варенье и поставила его в погреб на 2 полки. На каждой полке стоит по 5 банок. Сколько банок с вареньем заготовила мама?

5 х 2 = 10 (б.)

б) Сашина семья запасла на зиму 12 кг свёклы. Её разложили на хранение в 2 корзины поровну. Сколько кг свёклы лежит в каждой корзине?

12 : 2 = 6 (кг)

в) Для засолки огурцов используют не только соль, но и сахар. На 1 банку огурцов кладут 1 ложку соли и 1 ложку сахара. Бабушка заготовила 10 банок. Сколько ложек соли и сахара понадобилось бабушке?

2 х 10 = 20 (л.)

- Проверим. (Дети сравнивают свои записи с доской. Исправляются ошибки. Особое внимание уделяется последней задаче).
- Кто решил иначе? Другим способом?
- Чья группа не допустила ни одной ошибки? Пополните свои запасы.
- Отметьте плюсиком на полях свой вклад в решение задач ( + -я все ответил правильно, полуплюсик – я ошибся, - у меня пока не получается)

4. Физ. минутка. Выполняется сидя за партами.

- Мы сделали часть заготовок и их необходимо “убрать в погреб”. Сделали руки в замок. Потянулись вперед - “поставили банку на самую дальнюю полочку”.
- Потянулись вверх - “поставили банку на самую высокую полочку”.
- “Поставили банку на левую полку, на правую полку” - наклонились влево, вправо.
- Прогнулись назад. Чтобы отдохнула спинка.

Отметьте плюсиком на полях как вы выполнили физ. минутку. ( “+” -я старался и даже немного устал, полуплюсик – я не очень старался, “-” я делал кое- как )

5.Усвоение новых знаний

На доске выставлены в два ряда домики, изображающие улицу. В конце улицы изображения деревьев. Таблички с номерами домов убраны.

- Посмотрите внимательно на решения задач в тетрадях, посмотрите на задание, выполненное первой группой, вспомните задание – эстафету.    Что объединяет все эти задания? (Таблица умножения на два). Знание таблицы умножения пригодится нам и для изучения новой темы.
- Делали мы запасы, делали, и оказалось, что все закончилось и придется нам отправиться на дачу, за новыми продуктами. Номер нашей дачи –  8. Путь наш лежит по улице Огородной. Но вот беда, вчера был сильный ветер и почти все номера домов сдуло. Но как же найти дачу под         номером 8. (Варианты ответов детей. После коллективного обсуждения возле домов прикрепляются их номера.)
- Посмотрите внимательно на числа в верхнем ряду. (1 , 3, 5, 7, 9, )
- Чем они отличаются от чисел в нижнем ряду (2, 4, 6, 8) – Эти числа делятся на 2.
- Сегодня на уроке мы дадим этим числам название. Может быть кто-нибудь уже знает, как называются эти числа? (Четные и нечетные). Давайте проверим, правильно ли сказали нам ребята. Правило на стр. 34.
- Назовите числа верхнего ряда. Нижнего ряда.
- Возле каждой строчки вывешиваются названия – четные, нечетные.
- Посмотрите, улица наша не заканчивается, просто за деревьями не видно домов. А если бы мы шли по улице дальше, какие бы номера нам встретились с левой стороны улицы, с правой стороны?

6. Первичное закрепление.

1 группа.

- В нашем классе есть дети, которые занимаются информатикой. И они сейчас составят нам алгоритм, который поможет нам определять четные числа.

2-4 группы.

- Прочитайте ещё раз название чисел каждого ряда. (четные, нечетные)
- Давайте запишем в тетрадях

2, 4, 6, 8, 10… - четные
1, 3, 5, 7, 9…- нечетные

Зарядка для глаз.

- Разогрейте ладошки (дети потирают ладошкою об ладошку), сделайте “чашечки” (пальцы ладони плотно сжимаются, каждая ладонь изображает чашечку) , прикройте ими глазки, проговорите еще раз шёпотом: какие числа называются четными, нечетными. Откройте глаза, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, сильно зажмурьте глаза, откройте их широко, удивленно, улыбнулись друг другу. Продолжаем работать.

Проверка выполнения задания 1 группой. (Приложение № 2)

Алгоритм вывешивается на доске. Ученик объясняет, как будем по нему работать.

- Давайте посмотрим, поможет ли он нам в работе. Стр.34 № 2. Коллективная работа. 1 человек записывает числа на доске. Определяет первые два числа. Затем по два числа определяют выходящие ученики.

Отметьте плюсиком на полях свой вклад в изучение новой темы ( + -я все делал правильно и все понял, полуплюсик – мне не все понятно , - я ещё затрудняюсь определять четные числа)

7. Физ. минутка. “Товарищи огородники”. Игра на внимание, если перед каждой командой учитель обращается к классу со словами “товарищи огородники” то класс выполняет задание, если команда дается без данного обращения, то упражнение не выполняется. Дети имитируют предлагаемые команды.

  1. Копаем грядки.
  2. Собираем яблоки.
  3. Выдергиваем репу.
  4. Несем в левой руке тяжелую лейку, в правой руке тяжелую лейку.
  5. Рассыпалась картошка. Подняли, положили в ведро.

8. Работа над задачей. Текст задачи записан на доске.

Мы с вами шли по улице Огородной. А сколько же домов на этой улице? На этой улице 9 домов с четными номерами, а с нечетными на 1 дом больше. Сколько всего домов на улице Огородной?

(Задача решается самостоятельно в тетрадях)

1). 9+1=10 (д.) – нечётных домов.
2). 10 + 9 = 19 (д.) – всего.

Ответ: 19 домов на улице Огородной.

- Какой номер дома последний?
- Это четный или нечетный номер?

Отметьте плюсиком на полях свой вклад в решение задачи ( + -я правильно решил задачу, я ошибся при вычислении, я пока не смог решить задачу).

9. Закрепление.

Учитель спрашивает у детей номера их домов. Предварительно подготовив фамилии тех детей, номера домов которых находится в пределах 20.

- А какой номер дома у Жени Андреева? (12)
- У Саши Андрианова? (9)
- У Ибрагимова Вадима? (2)
-У Кати Пугачевой? (8)
-У Киреевой Есении? (28)

10. Домашнее задание

- Мы с вами знаем только чётные числа до 20, а как вы думаете, можно ли определить четность или нечетность числа больше 20? Дома вместе с мамами и папами определите: четным или нечетным является номер вашего дома, номер дома бабушки и дедушки, ваших родных.

11 .Контроль (РРО)

- Это задание домой, а вот сейчас покажите, как вы усвоили новую тему. Перед вами карточки.(Приложение № 3). Выберите и выполните только одно задание, которое вам хотелось бы сделать.

12. Итог урока.

- Давайте прикрепим на доску все ваши заготовки.(на доску вывешиваются “корзины с морковью и яблоками”, ящик с помидорами, “полка с банками с вареньем” и “грибы на веревочке”. Какая группа сделала больше всего запасов?

- Сколько яблок в корзине? Какое это число, четное или нечетное ?
- Сколько банок с вареньем? Это какое число?
- Сколько грибов на веревке? Четное или нечетное количество?
- Сколько морковок в корзине? Что вы можете сказать об этом числе?
- Давайте посмотрим на помидоры? Какое это число?

- Это то что вы сделали коллективно. А теперь посмотрите на свои отметки в тетрадях. Посчитайте, сколько плюсов заработал каждый. Кто больше? (Опрашиваются несколько учеников)

- На парте у каждого ученика прикреплены два листочка с изображением лица. Один человечек улыбается, а второй грустит. Было ли вам весело на уроке? Покажите своё настроение на человечках. Выйдите к доске и прикрепите их на листок бумаги. Каких мордашек больше?

- Ну что ж, заготовки мы сделали, вот только были они у нас к сожалению не настоящие. Но чтобы вам не было так обидно, я хочу поблагодарить вас за работу и угостить настоящими витаминами. (Детям раздаются яблоки.)