Географический вечер "Человек и природа"

Разделы: Внеклассная работа


1 ведущий

Дорогие ребята! Мы пригласили вас сегодня на географический вечер. Тема вечера: “Человек и природа”. Окружающий нас мир прекрасен, и красоту эту человек всегда замечал и передавал в описаниях, стихах, загадках. Послушайте такие загадки и попробуйте отгадать, о каких природных явлениях идет речь.

Загадки поочередно загадывают ведущие.

2 ведущий

Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет, несколько раз умирает. (Луна догоняет Солнце).

1 ведущий

Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный Хозяин тундры за Ледовым океаном кочует. (Полярная ночь и Солнце).

2 ведущий

Пляшет золотыми столбами.
Плещется искристыми цветами
Над землею радужное пламя.
Что это?

(Полярное сияние).

1 ведущий

Белые олени без рогов и копыт - по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака).

2 ведущий

Серебряный богатырь - пояс уронил. Золотой богатырь - поднял тот пояс, но надеть не может.(Дождь, радуга, солнце).

Ведущие подводят итог и награждают активных участников.

1 ведущий

Вы уже обратили внимание на то, как красиво звучат загадки, как человек выделил, подчеркнул черты природных явлений, сделал их узнаваемыми.

2 ведущий

Не все замечают эту красоту, не все задумываются над тем, что Природа - это Храм и вести себя в нем нужно соответственно: бережно, внимательно, чутко.

1 ведущий

Но люди часто ведут себя с природой по-другому, считая, что

“Человек - это царь природы.
С самых древних еще веков
Покорил он леса, и воды,
И мышей, и могущих львов”.

2-ведущий

Многие так и относятся к природе: с позиции царя, не задумываясь о том, что природа живая, что ей больно. Что это действительно так, вы почувствуете, послушав стихотворения.

1 ведущий

Все вы видели красивого полосатого зверька - бурундучка. Бывалые охотники рассказывают, что бурундучки, если кто-то разоряет их склады с запасами, кончают жизнь самоубийством на сучке деревьев. Вот как пишет об этом Э. Асадов.

Звучит стихотворение Э. Асадова “Бурундучок” в исполнении учеников.

Бурундучок

Блеск любопытства в глазишках черных.
Стойка, пробежка, тугой прыжок.
Мчится к вершине ствола задорно
Веселый и шустрый бурундучок.
Бегает так он не для потехи -
Трудяга за совесть, а не за страх.
В защечных мешочках, как в двух рюкзачках,
Он носит и носит к зиме орехи.
А дом под корнями - сплошное чудо:
Это и спальня и сундучок.
Орехов нередко порой до пуда
Хранит в нем дотошный бурундучок.
Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою “друзей меньших”
Не бъют, а гуманно’’лишь грабят их.
Грабеж - это все- таки не убийство.
И если матерому браконьеру
Встретится норка бурундучка -
Разбой совершается наверняка
Самою подлою, злою мерой!
И разве легко рассказать о том.
Каким на закате сидит убитым
“Хозяин”, что видит вконец разрытым
И в прах разоренным родимый дом.
Охотники старые говорят
(А старым охотникам как не верить!),
Что слезы блестят на мордашке зверя,
И это не столько от злой потери.
Сколько обида туманит взгляд.
Влезет на ветку бурундучок,
Теперь его больше ничто не ранит,
Ни есть и ни пить он уже не станет.
Лишь стихнет, сгорбясь, как старичок.
Тоска - будто льдинка: не жжет, не гложет.
Охотники старые говорят,
Что так на сучке просидеть он может
Порой до пятнадцати дней подряд.
От слабости шею не удержать,
Стук сердца едва ощутим и редок …
Он голову тихо в скрещенье веток
Устроит и веки смежит опять…
Мордашка забавная, полосатая
Лежит на развилке без всяких сил …
А жизнь в двух шагах с чабрецом и мятою,
Да в горе порю никто не мил …
А ветер предгрозья, тугой, колючий,
Вдруг резко ударит, тряхнет сучок.
И закачается бурундучок.
Повиснув навек меж землей и тучей …
Случалось сова или хорь встревожит,
Он храбро умел себя защитить.
А подлость вот черную пережить
Не каждое сердце, как видно, может.

2 ведущий

Не всегда человек задумывается о том, как он относится к “братьям нашим меньшим”, часто эти отношения бывают очень жестокими, бессердечными. Стихотворение о лисенке Яшке заставляет человека задуматься, всколыхнуть его душу. Ученики читают стихотворение Э. Асадова “Яшка”.

Учебно-егерский пункт в Мытищах,
В еловой роще, не виден глазу.
И все же долго его не ищут.
Едва лишь спросишь - покажут сразу.

Еще бы! Ведь там не тихие пташки,
Тут место веселое, даже слишком.
Здесь травят собак на косматого мишку
И на лису - глазастого Яшку.

И кормят и держат отнюдь не зря.
На них тренируют охотничьих псов,
Они, как здесь острят егеря.
‘’Учебные шкуры ‘’для их зубов!

Ночь для Яшки всегодороже:
В сарае тихо, покой и жизнь …
Он может вздремнуть, подкрепиться может,
Он знает что ночью не потревожат,
А солнце встанет - тогда держись!

Егерь лапищей Яшку сгребет
И вынесет на заре из сарая
Туда, где толпа возбужденно ждет
И рвутся собаки, визжа и лая.

Брошенный в нору, Яшка сжимается.
Слыша, как рядом, у двух ракит.
Лайки, Рыча, на медведя кидаются,
А он, сопя, от них отбивается
И только цепью своей гремит.

И все же, все же ему, косолапому,
Полегче. Ведь - силища … Отмахнется…
Яшка в глину уперся лапами
И весь подобрался: сейчас начнется.

И впрямь: уж галдят, окружая нору,
Мужчины и дамы в плащах и шляпах,
Дети при мамах, дети при папах,
А с ними, лисий учуя запах,
Фоксы и таксы - рычащей сворой.

Лихие “охотники” и “охотницы”,
 
Ружья -то в руках не державшие даже,
О песьем дипломе сейчас заботятся,
Орут и азартно зонтами машут.

Интеллигентные вроде люди!
Ну где же облик ваш человечий?
-Поставят ‘’четверку’’, - слышатся речи. -
Если пес лису покалечит.
-А если задушит, “пятерка” будет!

Двадцать собак и хозяев двадцать
Рвутся в азарте и дышат тяжко.
И все они, все они - двадцать и двадцать
На одного небольшого Яшку!

Собаки? Собаки не виноваты!
Здесь люди… А впрочем, какие люди?!
И Яшка стоит, как стоят солдаты,
Он знает, пощады не жди. Не будет!

Одна за другою вползают собаки,
Одна за другой, одна за другой…
И Яшка катается с ними в драке.
Израненный, вновь встречает атаки
И бьется отчаянно, как герой!

А сверху, через стеклянную крышу,-
Десятки пылающих лиц и глаз,
Как в Древнем Риме, страстями дышат:
-Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!

Ну, кажется, все … Доконали вроде!..
И тут звенящий мальчиший крик:
Не смейте! Хватит! Назад, уроды!-
И хохот:- Видать, сробел ученик!

Егерь Яшкину шею потрогал,
Смыл кровь …- Вроде дышит …еще молодец!
Предшественник твой протянул немного.
Ты дольше послужишь. Живуч, стервец!

День помутневший в овраг сползает,
Небо зажглось светляками ночными,
Они надо всеми равно сияют,
Над добрыми душами и над злыми…

Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,
Где в старом сарае, при егерском доме,
Маленький Яшка спит на соломе,
Весь в шрамах от носа и до хвоста.

Ночь для Яшки всего дороже:
Он может двигаться, есть, дремать,
Он знает, что ночью не потревожат,
А утро придет, не прийти не может,
Но лучше про утро не вспоминать!

Все будет снова - и лай и топот,
И деться некуда - стой! Дерись!
Пока однажды под свист и гогот
Не оборвется Яшкина жизнь.

Сейчас он дремлет, глуша тоску…
Он - зверь. А звери не просят пощады…
Я знаю: браниться нельзя, не надо,
Но тут, хоть режьте меня, не могу!

И тем, кто забыл гуманность людей,
Кричу я, исполненный острой горечи:
Довольно калечить души детей!
Не смейте мучить животных, сволочи!

1 ведущий

Нет покоя животным и в дикой природе. Человек наступает на окружающую среду, осваивает ее богатства, загрязняет ее отходами производств. Сокращаются в процессе его деятельности и места обитания диких зверей. И именно об этом стихотворение Прокопия Явтысыя “Песец”.

По тундре -
Из конца в конец -
Бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце
И впотьмах.
Песца не голод гонит-
Страх,
Ведь в тех местах,
Где он живет
Его опасность всюду ждет…
Вовсю грохочут буровые,
Пугают фары огневые.
Машины с трубами ползут.
А на дорогах-
Нефть,
Мазут…
Как мех бесценный уберечь,
Когда ни сесть нигде,
Ни лечь…
Коль зверю шкура дорога,
То он пускается в бега,
Уносит свой бесценный мех…
Его следы
Заносит снег.

2 ведущий

Стихотворение Роберта Рождественского о взаимоотношениях человека и природы - это крик души, обращение к каждому из нас: опомнитесь, люди, пока еще не поздно.

Ученица читает стихотворение.

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.

Беседа с ребятами о том, как вести себя по отношению к природе.