"Берендеево царство в группе продленного дня"

Разделы: Внеклассная работа


Как известно, на Руси в течении долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный – аграрный, которые не всегда совпадали.

Народный аграрный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. Народный календарь – это своего рода народная энциклопедия, рассказывающая об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Древний человек не выделял себя из окружающего мира, был неразрывно с ним связан, в его сознании окружающий мир был живым и многоликим. И река, и камень, и небесное светило, представлялись такими же живыми, как он сам. Люди верили, что все окружающее относится к ним так же, как они относятся к нему.

Сказочна и богата наша природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая, простор фантазии и творчество, укрепляя нежные и добрые чувства в ребенке. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть, и первый подснежник на проталинке, и шумный июльский ливень, и тихий хоровод осенних березовых листьев.

Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, природы в целом, в чувство прекрасного.

Цель данной программы: способствовать воспитанию ребенка в единстве с окружающей природой, формировать представления о культуре русского народа и его жизни в прошлом; познакомить детей с традициями, обычаями, праздниками, ритуалами, трудом, народным календарем, приметами, песнями и танцами, увидеть праздник во всем его многообразии и красоте. Говорят, что праздник начинается с его подготовки, а значит, в группе продленного дня целый год будет царить праздничный дух, ведь занятия построены на основе праздников и обрядов годового цикла.

Занятия основываются на фольклорном и естествоведческом материале, органично сочетаясь с учебными курсами по природоведению, чтению, истории, труду, музыке.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Содержание

14 сентября. Семенов День.
Прощай Лето, здравствуй, Осень-матушка.

Праздник урожая. Кулинарный турнир.
27 сентября. Воздвижение.
Осень зиму встречает, тулуп припасает.
Аппликации из осенних листьев, поделки из шишек, желудей. Выставка “Осенний букет”
14 октября. Покров. Праздник Покрова. “В гостях у хозяюшки”. Знакомство с пословицами, прибаутками о русском быте и гостеприимстве. Изготовление панно из семян и сухих ягод.
27 октября. Параскева Пятница. Осенние посиделки. “Праздник рукоделия”. Загадки об осени. Осенний хоровод
14 ноября. Кузьминки Рассказ о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Инсценировка “В гостях у домовенка Кузьки”
4 декабря. Введенские морозы. Плетение из бисера, бересты, выжигание. Акварели “Морозные узоры”
Приметы зимы. Наблюдения за погодой.
25 декабря. Спиридон-Солнцеворот Конкурс снежных скульптур.
Аппликации их игл хвойных деревьев. Зимняя икебана.
18 декабря. Крещенский вечерок Рассказ о крещение, приметы крещения. “Как гадали на Руси”
15 февраля. Сретенье.
Встреча Масленицы
Взятие снежной крепости. Кукольный спектакль. “Мороз Иванович”
Праздник “ Масленичная карусель”
7 апреля. Благовещение Весенние песнопения. Изготовление и развешивание скворечников.
6 мая. Егорий – праздник первой травы. Коллективное панно “Весна в городе” Приметы весны. Наблюдения за погодой. Конкурс стихов о весне.