Из опыта использования деловой игры на уроках информационных технологий

Разделы: Информатика


Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.[3]

В течение последних 5 лет мы особое внимание обращаем на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают нам как преподавателям информатики в достижении следующих основных целей:

  • воспитание в учащихся информационной культуры, развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;
  • овладение учащимися современными компьютерными технологиями на основе опыта творческой деятельности;
  • развитие памяти, внимания, креативности учащихся, расширение их кругозора.

При творческом подходе к проблеме ученик, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с “размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и как следствие, увлеченности предметом. Поэтому мы стараемся заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и используем это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.

Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для создания творческой обстановки в ходе обучения мы придерживаемся рекомендаций, которые предложила группа исследователей под руководством С.Парнса.

  • Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
  • Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение “показаться на поверхности”; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
  • Воздерживаться от оценок. Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его.
  • Показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей.
  • Давать возможность творческой разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.
  • “Дисциплинировать” воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа “созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
  • Устранять внутренние препятствия для мышления. Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
  • Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
  • Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. А. М. Горький писал: “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы.

Мы представим деловую игру “Предприятие”, которую применяем в качестве итогового занятия в курсе “Информационные технологии”.

Сюжет игры основан на презентациях группы разнопрофильных предприятий. Игровая цель - используя известные информационные технологии представить созданное “Предприятие”: эмблему или фирменный знак, разработанный дизайнерами, отражающий название и сферу деятельности “Предприятия”; документацию отдела кадров, бухгалтерии, делопроизводителя.

Учащиеся делятся на группы 3-4 человека, каждая из которых стремится наилучшим образом представить свое “Предприятие” и показать, как использование информационных технологий совершенствует его деятельность. Предполагаются следующие ключевые моменты:

  • Создание рекламы, отражающей название предприятия, его деятельности, его координат.
  • Создание бланков, используемых в делопроизводстве (заявление о приеме на работу, служебная записка, резюме…).
  • Создание пакета диаграмм, графиков, отражающих показатели работы предприятия, таблиц со статистикой или сравнения плановых и фактических показателей.
  • Создание базы данных, облегчающей вести учет кадров или учет материальных ценностей…

Таким образом, учащиеся имеют возможность продемонстрировать умение работать в графическом, текстовом редакторах, в электронных таблицах и СУБД.

Этапы игры отражены на схеме:

Схема

На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов).

На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего “Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.

На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей.

Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов “Предприятия” и подготовку сценария презентации.

На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы.

На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.

Директора всех “Предприятий” представляют своих сотрудников, их работу, рассказывают о проблемах, которые им пришлось решать в процессе создания презентации, о перспективах внедрения информационных технологий в деятельность своего “Предприятия”, отвечают на вопросы присутствующих. Отмечаются интересные решения, творческие находки. Для ведения обсуждения обыкновенно предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • Что из увиденного вам понравилось?
  • Что захотелось внедрить на “своем предприятии” (“переманить” дизайнера, умеющего ярко представить свое производство, внедрить систему автоматического ведения учета…)?
  • Выступление директора какого предприятия было наиболее грамотным, артистичным, убедительным?
  • Какие из предложенных новаций вас заинтересовали?

Игра дает широкие возможности для применения учащимися своих творческих способностей, развитие полемических и ораторских способностей.

Практика проведения уроков информационных технологий с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество. Работа учеников во время игры предполагает создание со стороны учителя максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала, развитие воображения, фантазии, мышления. Не менее важным является то, что, участвуя в игре, даже “неудачники” могут достигнуть успеха.

Литература

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ “Эксперимент”, 1998.
  2. Кулакова М.А., Никулина О.К. Развитие творческих и коммуникационных навыков учащихся в процессе работы над телекоммуникационном проектом. // Компьютерные телекоммуникации в образовании. Сб. статей.- Екатеринбург, 2001.
  3. Молодцов В.В., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы.- Ростов н/Д: изд. “Феникс”, 2002.
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: “Академия развития”, 1997.