Символы и строки

Разделы: Информатика


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “символы” и “строки”, учить производить над ними простейшие операции в языке программирования QB;
  • развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся при работе со строковыми величинами; расширять кругозор девятиклассников в области информатики;
  • прививать сознательное отношение к учебному труду, повышать уровень информационной культуры; воспитывать целеустремленность в достижении результатов своей деятельности.

Задачи:

  • рассмотреть различные способы задания текстовых величин, простейшую операцию их объединения, тренировать учащихся в основных начальных этапах работы со строковыми постоянными;
  • прививать детям умение работать в группах, оказывать помощь друг другу;
  • учить рационально использоать свое время на уроке.

Тип урока: усвоение нового материала.

Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, ПК с программным обеспечением – язык программирования Qbasiс.

Формы и методы: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа; вербальный, наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 мин).

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Подготовка к усвоению знаний (2 мин).

– Сегодня мы начинаем изучение новой темы “Текстовые данные”. Как вам известно, данные могут быть как числовыми, так и текстовыми.
Уроки информатики в 7-8 классах были посвящены изучению числовых данных и работы с ними. Нужно ли изучать текстовые величины? Бесспорно, нужно, т.к. без их знания мы не сможем подойти к программированию.
Вот этим сегодня и начнем заниматься. Мы познакомимся, какими способами можно задавать текстовые строки в QB, как их можно объединить в одну постоянную.

III. Усвоение новых знаний (28 мин).

1. Усвоение понятия “текстовые данные”

– Текстовые константы записываются в кавычках, например, “Гимназия № 48”.
Учитывая все знаки, в том числе пробелы, ее длина не может превышать 255 символо, константы нулевой длины изображают так " ".
Текстовые переменные описывают с помощью команды:

а$ = “Москва”

– Проведем аналогию с числовыми переменными:

1. Способы задания:

А) присвоение

а = 5
а$ = “Талнах”
ь = -3
ь$ = “Таймыр”

Б) ввод оператор INPUT (INPUT с) INPUT “Ввести текст”; с$

Задание: может быть такое имя текстовой переменной?

с$ = “Терпенье”
м1 = “ученье”
5$ = “труд”
1f$ = “все”
слово$ = “перетрут”
v1$ = “!”

2. Операции над переменными.

– Во время решения многих задач, как с числовыми так и текстовыми переменными, необходимо над ними производить определенные операции.
Вспомним, какие операции над числами вы знаете? (Арифметические и стандартные математические). Над текстовыми тоже можно производить различные операции.
Рассмотрим одну из операций над ними – объединение (+)

Пример:

ЭВМ = Э + В + М
а1$= “Э”
а2$= “В”
а3$= “М”
R1$= а1$ + а2$ + а3$
PRINT “ Полученная фраза” ; R1$

2. Практическая часть.

– Давайте, применим полученные знания на практике.

Учитель предлагает работу в группах: выполняя работу, дети одновременно заполняют карточки.

Задание № 1

Пусть T1$ = “New”, T2$ = “Year”.

Составить программу объединения строк в одну.
Заполните в пропусках следующие данные:

  1. Запишите полученную новую строковую величину
    ____________________________________________
  2. Укажите ошибки в полученном тексте, если они есть:
    _____________________________________________
  3. Исправьте программу таким образом, чтобы в итоговой строковой величине не было ошибок.
    Укажите произведенные в программе изменения:
    _____________________________________________
  4. Что в переводе с английского языка означает данная фраза?
    ______________________________________________

Для проверки правильности составления программы, учитель разворачивает доску (на обратной стороне верный конечный результат).
Обратить внимание детей на экономию времени при наборе ее на компьютере (использовать команду КОПИРОВАТЬ – ВСТАВИТЬ)

CLS
T1$= “NEW”
T2$= “YEAR”
T3$= T1$ + “ ” + T2$
PRINT “ Полученная фраза” ; T3$

ЗСТ. Зарядка для улучшения мозгового кровообращения.

3. Определение длины переменной

– Рассмотрим первую из них – определение количества символов в текстовой величине.

LEN (A$)

4. Практическая часть.

Задание № 2.

Даны две фамилии (вводятся с клавиатуры). Составить программу определения наиболее длинной из них.
(Случай одинаковой длины фамилий не рассматривать.)

Один ученик записывает программу на доске, остальные работают самостоятельно.

CLS
INPUT “Введите первую фамилию”; F1$
INPUT “Введите вторую фамилию”; F2$
a = LEN (F1$) : b = LEN (F2$)
IF a<b THEN PRINT “Вторая фамилия длиннее” ELSE PRINT “Первая фамилия длиннее”

Тем, кто справился раньше работающего у доски, учитель выставляет оценки.

IV. Закрепление новых знаний (5 мин).

Дети запускают программу “Itog” в QB, в которой предложены вопросы. Задача учащихся ввести правильный номер ответа.

ТЕСТ.

  1. С какими новыми величинами мы познакомились на этом уроке?
    1. Числовыми;
    2. Текстовыми;
    3. Функциональными.
  2. Какую операция над текстовыми величинами из ниже приведенных вы уже знаете?
    1. Сложение;
    2. Вычитание;
    3. Умножение.
  3. Выберите из операторов QB тот, который отвечает за определение длины переменной:
    1. DIM v
    2. K$ + M$
    3. LEN (a$)

Каждый ученик получает оценку за выполнение теста. Оценка выводится на экран компьютера.

V. Итог урока (2 мин).

Дети самостоятельно подводят итоги, что они сегодня нового узнали, понравился ли им урок и чем.

VI. Информирование о выполнении домашнего задания (2 мин).

Всем ученикам выдается на карточках домашнее задание. Одному из них – оно индивидуальное, т.к. ребенок показывает более высокие результаты, чем остальные.

Комментарии к домашнему заданию:

1. С какими величинами будете работать?
2. Какая операция будет производиться над величинами?