Роль экспертного совета в профессионально-личностном росте учителя

Разделы: Администрирование школы


Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления. Процессы гуманизации, являясь определяющими тенденциями модернизации Российского образования, выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Школе – основному институту социального воспитания – нужен новый учитель, который может выполнить социальную задачу становления современного человека. Этот учитель должен обладать гибким инновационным мышлением, способностью к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

В настоящее время в философии выработаны положения о самоценности личности, способности человека к автономному духовному самостроительству, жизненному самоопределению, экзистенциональному выбору (М.Бахтин, Б. Библер, М. Коган). В гуманистической философии личность осмысляется как “задача самого человека”, как “продукт самостроительства” (В. Розанов, Н. Бердяев).

Нами личность рассматривается как неповторимая уникальная цельность с заложенным изначально, с рождения, потенциалом, способностью к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А. Маслоу, К. Роджерс).

Личностное и профессиональное сливаются в единое целое, т.к. в основе того и другого лежит принцип саморазвития.

Инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, может стать мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного “взращивания” себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.

Активизация профессионального саморазвития личности педагога при включении в инновационную деятельность возможна при выполнении следующих условий:

  • Обеспечение информированности учителя о сущности и механизмах инноваций, о личностно-профессиональном саморазвитии и овладении личностно-значимыми способами этого саморазвития.
  • Поддержка самодеятельного включения учителя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя.
  • Ориентация внутришкольного управления на личностно-профессиональное саморазвитие учителя.

Преподаватель – это самый главный фактор обучения: от него зависит успех нововведений. Если преподаватель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех.

Для СОШ № 42 г. Петропавловска-Камчатского рост уровня профессионального мастерства является одним из механизмов реализации проводимых в ней экспериментов. Школа является:

  • Федеральной эскпериментальной площадкой, работающей по проблеме: “Развитие ребенка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности” (с 1999 г.).
  • Областной экспериментальной площадкой по модернизации и совершенствованию структуры общего образования (с 2000 г).
  • Областной экспериментальной площадкой по реализации модели профильного обучения на 3-й ступени общего образования (с 2003 г.).
  • Областной экспериментальной площадкой по реализации проекта предпрофильной подготовки (с 2004 г.).

Важную роль в профессионально-личностном росте учителя в СОШ № 42 г. Петропавловска-Камчатского играет экспертный (научно-методический) совет.

Экспертный совет создается в начале учебного года приказом директора в связи с необходимостью повышения эффективности научно-исследовательской работы, мотивационной готовности педагогов к эксперименту.

В состав экспертного совета входят все члены администрации школы, руководители ШМО, отдельные учителя-экспериментаторы.

Основной документ, определяющий функции экспертного совета – “Положение об экспертном совете”, содержание которого обновляется каждый год в соответствии с проблемами, выявленными в ходе реализации программы развития школы.

Положение об экспертном совете.

2004-2005 учебный год.

  1. Вносит коррективы в программу развития школы.
  2. Выносит оценку и утверждает авторские программы и проекты.
  3. Дает рекомендации к составлению учебного плана школы, с учетом программы развития СОШ.
  4. Разрабатывает и утверждает программы научно-исследовательской работы.
  5. Выносит решения о целесообразности проведения различных экспериментов.
  6. Анализирует и отслеживает результаты работы школы-центра гармонизации личности по ее основным направлениям.
  7. Проводит экспертизу научно-исследовательских материалов, разработанных учителями, учащимися и родителями в условиях совместной экспериментальной деятельности.
  8. Участвует в подготовке материалов по реализации программы развития школы.
  9. Утверждает ежегодный отчет федерального авторского проекта: “Развитие ребенка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности”.
  10. Привлекает к работе руководителей МО, временных творческих групп школьного, городского и регионального уровней.
  11. Анализирует научно-методические материалы, представляемые к публикации.

Председателем экспертного совета является директор школы, подготовка и организация возложена на заместителей директора по НИР и по УМР при непосредственном участии научного руководителя школы и психолога, осуществляющего диагностику в рамках эксперимента.

Заседания экспертного совета проходят 4–5 раз в год. Формы их проведения разнообразны: наряду с традиционными используются такие, как круглый стол, деловая игра, мозговой штурм.

Основная цель работы экспертного совета заключается в реализации идей эксперимента в педагогической практике, в том числе в росте уровня психолого-педагогической компетентности учителя, включенного в инновационную деятельность.

Данная цель реализуется через следующие приоритетные направления в работе экспертного совета:

  1. Разработка, экспертная оценка программ научно-исследовательской работы школы.
  2. Члены экспертного совета вносят коррективы в программу развития школы: “Развитие ребенка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности”, представленные ШМО авторские программы, например такие, как спортивно-оздоровительная программа “Олимпия” для оздоровления учащихся профильных классов, программа “Здоровье”, направленная на профилактику заболеваний и формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, “Программа психологической поддержки участников педагогического процесса”, “Программа организации профильной подготовки на 3-й ступени общего образования”, “Программа предпрофильной подготовки в 9-х классах в 2004–2005 учебном году”.
    Данная работа требует от членов ЭС психолого-педагогической компетенции, знания концепции школы. Т.о., заседание экспертного совета является своего рода тренингом по составлению научных материалов, авторских и развивающих программ, а также методических рекомендаций.

    2. Разработка и внедрение в педагогическую практику школы авторских образовательных технологий обучения и воспитания, способствующих удовлетворению базисных потребностей учащихся и формированию устойчивых ценностных ориентаций, обеспечивающих личностный рост каждого ребенка. Данное направление способствует решению основной задачи авторского экспериментального проекта – создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей ребёнка в образовательном пространстве школы, реализацию его способностей и формирование ценностных ориентаций. Реализация данной задачи способствует личностному росту школьника.
    Чтобы решить данную задачу был необходим механизм, позволяющий через урок и внеклассное мероприятие осуществить основные идеи школы:

    • Каждый ребенок должен чувствовать, что его понимают и уважают.
    • Каждый ребенок должен чувствовать себя успешным.
    • У каждого ребенка должна быть возможность самореализации.
    • Каждый ребенок должен быть подготовлен к профессионально-личностному самоопределению.

    Такими механизмами явились разработанные на экспертных советах школы “Требования к уроку в школе-центре гармонизации личности” и “Требования к внеклассному мероприятию”.
    Требования к уроку в школе-центре гармонизации личности были утверждены на экспертном совете в мае 2001 года. В основе данных требований лежит личностно-ориентированная технология обучения и требования к валеологически обоснованному уроку. После соответствующей подготовительной работы (знакомство с современными образовательными технологиями, посещение уроков с целью отслеживания их соответствия валеологическим требованиям) – на экспертном совете был проведен мозговой штурм по выработке требований к уроку и соотнесению их с удовлетворением базисных потребностей учащихся.
    Можно утверждать, что участие в работе ЭС не только помогает усвоить современные образовательные технологии, но и поднимает учителя-экспериментатора на более высокую ступень педагогического роста: делает его компетентным области создания авторских технологий обучения.
    Таким же образом в 2004 году были разработаны на экспертном совете “Требования к внеклассному мероприятию”, способствующие реализации задач воспитательной системы школы. Сейчас данные рекомендации изучаются на заседаниях ШМО классных руководителей школы, что в свою очередь способствует их профессиональному росту.

    3. Важнейшая функция ЭС, обеспечивающая профессиональный рост учителя, – это корректировка экспериментального плана развития школы. Данная задача обусловлена потребностями педагогов к саморазвитию, невозможностью стоять на одном месте. Инновационный режим стал для учителей школы постоянным режимом. Выбирая приоритетные в настоящий момент исследовательские маршруты (проектная деятельность учащихся, психолого-педагогическая поддержка, национально-региональный компонент образования, мотивы, ценности), педагоги школы внесли изменения в экспериментальный план развития школы. Была изменена гипотеза с учетом ценностных ориентаций. Гармонизацию мы рассматриваем как процесс установления баланса между базисными потребностями (категория “хочу”), возможностями (категория “могу”) и ценностями (категория “надо”), результатом которого является возникновение личностного конструкта у каждого субъекта педагогического взаимодействия..
    Схематически данный конструкт может быть представлен следующим образом:

Личностный конструкт, лежащий в основе понимания гармонизации, является критерием развития личности. До сих пор нами особое внимание уделялось зонам “хочу” и “могу”, сейчас на экспертном совете принято решение об актуализации зоны “надо”. Это в свою очередь будет способствовать профессиональному росту учителя, т.к. приведет к новым задачам, новым критериям в научно-исследовательской работе.

4. Важнейшей и неотъемлемой частью аналитической работы ЭС является выявление проблем, возникших в ходе экспериментальной работы. Большую роль в этом процессе играет диагностика в рамках программы развития школы. Плюсы и минусы экспериментальной деятельности рассматриваются на ЭС. Умение выявить проблему, наметить пути ее решения требует от педагога знания теоретического материала не только по вопросам педагогики и психологии, но и управленческой деятельности.
Так, в 2002 году диагностические исследования выявили непродуктивный стиль управления педагогическим и ученическим коллективами. В 2003 году улучшение стиля управления стало одной из задач развития школы. Повышению эффективности стиля управления был посвящен один из ЭС в 2003 г. Проведенная диагностика в октябре показала существенные изменения в стиле управления, в частности – преобладание демократического стиля и отсутствие непоследовательного стиля в работе администрации школы.

Качественные изменения в стиле управления педагогическим и ученическими коллективами:

      Категория респондентов

      Демократический стиль

      Либеральный, или
      непоследовательный

      Авторитарный

      администрация

      80%

      20%

      0%

      педагоги

      65%

      22%

      13%

Рекомендации, выработанные ЭС, были использованы классными руководителями с целью повышения эффективности управления классными коллективами.
Данный исследовательский маршрут способствовал повышению профессиональной культуры учителя, включенного в инновационную деятельность.

5. ЭС вносит предложения о целесообразности проведения в школе различных экспериментов. Так, осуществляя такое условие гармонизации личности, как профессионализация, педагогический коллектив школы активно включился в областной эксперимент по профильной и предпрофильной подготовке. С этой целью были изучены основные документы Концепции профильного обучения на 3-й ступени общего образования и предпрофильной подготовки. Учителя-экспериментаторы изучили требования, предъявляемые к элективным курсам. В 2003–2004 году педагогический коллектив делился опытом организации профильного обучения в 10-х классах, были даны открытые элективные курсы для слушателей областных руководящих”. На ЭС, состоявшемся в октябре 2004 года, были утверждены программы элективных курсов для 9-классников.
Т.о., включенность в инновационную деятельность способствует личностно-профессиональному росту учителя. Направляющую роль в этом процессе играет ЭС, который помогает педагогу совместить в себе несколько профессиональных функций: эксперта, соавтора индивидуальной программы обучения, наставника, консультанта, организатора совместной деятельности всех участников процесса обучения, вдохновителя, создателя благоприятных условий обучения.
По словам научного руководителя экспериментального проекта школы, к.п.н. Кузьминой М.В., “устойчивое стремление человека к насыщению жизненного сценария многообразием новых ситуаций, встреч, событий, необратимо ведет к его постоянно растущей потребности самосовершенствования”.
Т.о., ЭС помогает осуществить новую методологическую идею образования взрослых: – “взращивание человеческой потребности в постоянном самодвижении к “себе лучшему”, к своему “акме”.
Результаты диагностики выявили следующие положительные тенденции, связанные с ростом профессионального уровня педагогических работников школы:

  • Повышение степени удовлетворенности педагогических работников инновационной деятельностью: (2001-2002 г. – 52%, 2002-2003 г. – 60%, 2003-2004 г. – 64%);
  • Повышение уровня востребованности инновационных идей с точки зрения учителей-экспериментаторов: (2001-2002 г. – 16%, 2002-2003 г. – 24%, 2003-2004 г. – 25%); 25% считают, что эксперимент дал возможность реализовать свои идеи.
  • Рост числа учителей-экспериментаторов: (2001-2002 г. – 54%, 2002-2003 г. – 67%, 2003-2004 г. – 71%);
  • Рост количества педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации: (2001-2002 г. – 59%, 2002-2003 г. – 78%, 2003-2004 г. – 82%);
  • Повышения уровня педагогической рефлексии: 79% опрошенных считают, что ими внесены новшества в УВП (в 2002-2003 г. – 44%), 41% соотносят введенные ими новшества с экспериментальным проектом школы (16% – 2002-2003 г.), 54% – отмечают необходимость ломки стереотипов в педагогической деятельности.

Являясь демократическим органом, ЭС способствует развитию инициативы педагогов-исследователей. Именно эта инициатива является главным ресурсом модернизации Российского образования.