Разработка урока-конференции "Башкирская лошадь" по культуре Башкортостана в 8-м классе

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели урока:

Образовательные

- познакомить учащихся с историей башкирской лошади;

- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни башкир.

Развивающие

- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал к уроку;

- развивать умение конспектировать основные моменты урока;

- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме.

Воспитательные

- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям башкирского народа;

- формировать чувство гордости национальной культурой;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Задачи урока:

1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности башкирской лошади.

2. Организовать исследовательскую работу учащихся.

3. Формировать умения:

- излагать грамотно свои мысли;

- прослеживать причинно-следственные связи;

- творчески подходить к выполнению домашнего задания;

- работать самостоятельно;

- работать в нестандартной обстановке;

- развивать монологическую речь.

Оборудование: альбом А.Костин «Рассказы о лошади», альбом «Башкирская лошадь», карта Башкортостана, плакаты, портреты, магнитофон, эпидиоскоп, картины с изображением лошадей.

Ход урока:

I. Организационный момент (настройка учащихся на урок)

II. Сегодня урок у нас необычный, объединяющий экологию, историю, экономику, культуру.

Мы проведем сегодня конференцию на тему «Башкирская лошадь».

Я хочу представить наших гостей (в ролях выступают учащиеся класса):

- историк – этнограф

- ремесленник

- агроэколог

- медик

- спортсмен

- артист

Учитель: Закончилось ХХ столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке – неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить о башкирской лошади. И эпиграфом к нашей конференции я взяла слова Г. Рамазанова:

«Что сила лошадиная! Порой

Твердят, что кони не для наших дней,

И я не против скорости сверх звука,

Но сверх того – за добрых лошадей».

Несколько веков назад башкирским кочевникам удалось создать экосистему, которая служила в процессе этногенеза башкир мощным источником физической и духовной энергии. Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав неповторимую башкирскую лошадь. (Описание башкирской лошади: по внешнему виду она резко отличается от других пород: низкорослая, коренастая, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого цвета), по спине проходит, как ремень, темная полоса. Ноги ниже колен чёрные, грива и хвост – тоже черные. Она походит на дикую лошадь. К зиме обрастает длинной и густой шерстью, а весной линяет. Башкирская лошадь отличается от других пород и своим поведением. Она очень вынослива, легко переносит и суровую зиму с трескучими морозами, и знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и легко карабкается с седоком на каменистые горы).

<Рисунок 1>

Без лошади невозможно представить историю Башкортостана.

Благодаря табунам полудиких лошадей башкир не был закрепощен на клочке вспаханной земли, а свободно кочевал на огромных пространствах, что позволило башкирам постоянно общаться с другими народами, успешно защищаться от захватчиков. Сегодня мы можем встретить только остатки табунов башкирской лошади в нескольких хозяйствах Зауралья.

Учитель: А сейчас дадим слово историку-этнографу. Тема выступления: «Происхождение и история башкирской лошади».

Историк–этнограф: О происхождении башкирской лошади существует несколько мнений. По мнению некоторых ученых, башкирские лошади - потомки монгольских лошадей. Вторая группа ученых считает, что башкирская лошадь приведена из Азии во II – VII веках кочевыми племенами. Но археологические раскопки показывают, что народы, живущие на территории Башкортостана, ещё до нашей эры занимались охотой и скотоводством. В пещере Шульганташ найдены рисунки с изображением коня эпохи палеолита.

<Рисунок 2>

Это доказывает, что лошади давно живут на территории Башкортостана и происходят они именно из местных пород.

В эпических преданиях сказано, что башкирская лошадь берет начало от табунов, вышедших из озера Шульган.

Живая память аксакалов довела до нас более правдивую информацию. В далекие времена в наших краях обитали дикие лошади – тарпаны. От скрещивания тарпанов и домашних лошадей получались гибриды, которые назывались аргыны.

<Рисунок 3>

Потомство аргынов сохраняло самое ценное для кочевников качество диких лошадей - косячный инстинкт. Второе ценное качество – тибенляу – инстинкт кормодобычи под покровом снега, который они разгребали копытами.

Среди современных башкирских лошадей можно выделить три, несколько отличающихся одна от другой породы:

Горная – вьючно-верхового склада

Степная – верхового склада

Равнинная – упряжного склада

Учитель: Воин и охотник на коне во всем великолепии боевого убранства – любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре. Башкиры уделяли особое внимание убранству коня. Для освещения этой темы я хочу дать слово Ремесленнику.

Ремесленник: По достоинству коня, по качеству и отделке и убранства коня и оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению конского снаряжения придавалось первостепенное значение. В седле в основном декорировали переднюю луку, украшая резными узорами или посеребренными накладками. Накладки украшали серебряной насечкой. Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и технике изготовления – литые, кованые, массивные и легкие, полуовальные и арочного вида. Все ременные части сбруи, кроме поводьев, украшались посеребренными металлическими накладками – пластинами разной формы и круглыми бляхами. Необходимо отметить, что предметы убранства коня украшались не только с целью создания красоты. По поверью башкир, седло с серебряными украшениями охраняло батыра и его коня от неприятностей.

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

Учитель: Далее тему продолжает Агроэколог«Цепь питания в традиционной экосистеме».

Агроэколог: Башкиры для своих лошадей корм не заготавливали. Основной базой для данной экосистемы были ковыльные и ковыльно–типчакские степи, характерной особенностью которых является устойчивость против вытаптывания. Степная растительность быстро восстанавливается после стравлевания и дает питательный подножный корм – ветошь.

Поэтому в животноводческом стаде у башкир первыми всегда шли лошади.

В период целинной эпопеи башкирская степь на равнинах была распахана. Вследствие этого популяции полудиких лошадей практически были уничтожены. Это вопиющий факт экологической неграмотности и настоящего геноцида против лошадей. Но имеется некоторый опыт хозяйств республики по селекционной работе и восстановлению традиционного способа разведения башкирских лошадей. Как ученые, так и хозяйственники все больше убеждаются в том, что восстановление традиционных экосистем с башкирскими лошадьми – это один из перспективных путей оптимизации хозяйственно-экономической деятельности и экологического оздоровления регионов.

Разминка для глаз по плакату «Лошадь в квадрате»

<Рисунок 6>

Учитель: Нашу конференцию продолжает Медик, тема его выступления «Кумыс – богатырский напиток».

Медик: Кумысоделие – одно из древнейших ремёсел башкир.

Кумыс – это продукт, получаемый из кобыльего молока путём брожения. Способ приготовления кумыса кочевниками засекречивался и передавался из поколения в поколение в пределах семьи. Кумыс хранился в специальных кожаных сосудах. К столу выносили в резных кадках тэпэн и наливали ковшом ижау в тонкостенные, изящные чаши тустак. (все выделенные слова записываются учащимися в словарь).

<Рисунок 7>

Кумыс обладает высокими лечебными свойствами. Первую кумысолечебницу основал в 1858 г. в 8 километрах от Самары врач В.Н. Постников. Первая кумысолечебница в Башкирии была построена в 1880 г. внучкой С.Т. Аксакова при станции Аксаково. Высокие питательные свойства кумыса объясняются составом кобыльего молока, которое приближается к женскому не только по содержанию молочного сахара, но и по качественному составу жира, белка, наличию витаминов и других веществ, выполняющих важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Кумыс - древний и излюбленный напиток башкир – сейчас переживает своё новое рождение. В Башкирии расположены кумысолечебницы: «Шафраново», «Юматово», «Алкино», «Глуховская», им. Аксакова.

<Приложение 1>

Учитель: А кто из известных русских людей лечился кумысолечением в Башкирии, и что они говорили об этом?

Ответы учащихся:

Л.Н. Толстой: «В продолжении года я занимался школами и так измучился, что заболел. Потом бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать воздухом и пить кумыс».

В.И. Даль: «Кумыс охлаждает, утоляет и жажду, и голод, и придаёт особую бодрость. Кумыз никогда не переполняет желудок, его можно пить сколько угодно. Кумыз приносит пользу во всех тех болезнях, где тело требует сытного и детского питания… Последовательное действие кумыза обнаруживается через неделю и ранее. Чувствуешь себя бодрым, здоровым, дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь пищу, которая заменила бы кумыз?»

С.Т. Аксаков: «Весной черноземная степь покрывается свежей, ароматной, сочной растительностью. Кобылицы, отощавшие за зиму, нагуляют жир. И тогда во всех кошах начинается приготовление кумыса. И все, кто может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют богатырский напиток. После этого исчезают недуги голодной зимы и даже старости. Полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щёки».

Н.В. Постников (врач): «Я был поражён действием кумыса на одном чахоточном больном, посланом мною на башкирскую кочёвку. Больной до лечения кумысом был в крайнем изнурении от каверны в легких. Возвращаясь же с качёвки, представлял он совершенно здорового человека».

Минутка отдыха

(учащиеся прослушивают отрывок произведения, исполняемого на кубызе; какие ассоциации возникли, какие образы отобразились?)

Учитель: Лошади сыграли большую роль в развитии спорта в Башкирии. Слово предоставляется Спортсмену, тема его выступления «Конный спорт».

Спортсмен: Башкиры приучали своих детей езде на лошадях с 3-х летнего возраста, и к семи годам они становились хорошими наездниками-джигитами.

Один арабский ученый писал: "Тюрк сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли". Поэтому в Башкирии очень популярен конный спорт.

Крупным очагом конного спорта в республике является конно-спортивный комплекс «Тулпар» в Мелеузовском районе. (Открыт в 1975 году).

С каждым годом увеличивается число поклонников конного туризма. Башкортостан располагает двумя базами с конными маршрутами «Арский камень» в Белорецком районе и «Зеленые дубки» в 15 км от города Мелеуз.

В конных походах туристы испытывают глубокое чувство единства со всем живым, что нас окружает, и ещё раз воочию убеждаются, что лошадь является надежным помощником и верным другом.

Учитель: Ребята, а какие состязания на лошадях известны вам?

Ответы учащихся:

Бэйге – это состязание скаковых лошадей по просёлочной дороге на длинную дистанцию.

Аударыш (переваливание) – конно-спортивная игра, суть которой состоит в том, что два всадника должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю.

Кук – буре (серый волк) – конно–спортивная игра, возникшая в X веке, известная также под названием «козлодрание», суть игры в том, что всадник с козлом на седле пускается вскач, а остальные стараются догнать его и отнять козла.

Кот – алыу (догони меня) – конно–спортивная игра, суть которой состоит в том, что всадник одной команды на самой лучшей лошади предлагает команде-сопернице отнять у него большой кашемировый платок, а сам пускается вскачь по полю.

Кыз – кыуыу (догони девушку) – свадебное состязание – игра состоит в том, что по прямому отрезку 300 – 400 метров дистанции стремительно скачет всадница, а за ней – джигит, который, начав скачку чуть позже, пытается догнать и поцеловать девушку (иногда снять с её руки шарф или платок).

Джигитовка - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на неё, поднимая с земли различные предметы и выполняя ряд гимнастических упражнений и акробатических трюков.

(Примечание – все ответы сопровождаются развернутым рассказом о данном виде состязаний.)

<Рисунок 8>

Учитель: Следующий гость нашей конференции Артист. Тема, с которой он выступит – «Стихи и песни о лошадях».

Артист: Вы убедились, что лошадь использовалась человеком во всех областях жизни. Естественным было создание огромного количества произведений о лошадях.

- Скажите, как звали самого известного коня у башкир, и что вам о нем известно?

(Ответ: Акбузат - конь Урал–батыра, он из семейства небесных крылатых коней тулпаров).

- В каких эпических произведениях встречаются упоминания о коне?

(Ответ: эпос «Урал батыр»).

<Приложение 2> (отрывки из эпосов "Урал-батыр", "Акбузат"," Кузыкурпяс и Маянхылу ")

Славу себе башкирские лошади заслужили, участвуя в боевых действиях Отечественной войны 1812 года, Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

Учитель: Какие песни о лошадях вы знаете, ребята?

Ответы:

«Французская»:

«Вот мы и сели на своих коней,

Скажите все, что вы сказать хотели».

«Иремель»:

«… Перековали лошадей своих

И вышли на московскую дорогу».

«Вторая Армия»:

«…Никакому зверю не осилить

Путь, что под копытами коня».

«Хай, край мой»:

«Урал, ты нас заботливо растил,

Ты на коне держаться нас учил».

«Кахым туря»:

«Был конь его игривый скакун –

Вихор на лбу издалека заметный».

«Сокол птица»:

«…Чей конь копытом рассекает камень,

Тот и в сраженье истинный герой».

(Примечание: все выступление сопровождается народными мелодиями).

Учитель: Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям. Они стали друзьями и верными помощниками в разносторонней деятельности. А сколько грации и изящества, когда они мчатся в свободном беге! Вспомним афоризм «Нет ничего прекраснее фрегата под парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку».

Во все времена с глубокой древности до наших дней, поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне.

Давайте и мы отдадим дань уважения лошади. Прикрепите свои картины с изображением лошадей к доске.

Вот какая выставка у нас получилась! Посмотрите, сколько изображений лошадей, все они разные, но грациозные и красивые.

III. Итог урока.

1. Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?

2. Какие новые слова узнали и вспомнили на уроке? (На доске вывешивается плакат со словами: тарпан, аргын, тибенляу, ветошь, ижау, тустак, тэпэн, кумыс).

3. С каким чувством вы уходите с урока?

IV. Домашнее задание:

Найти и записать в тетрадь башкирские пословицы и поговорки о лошадях; составить кроссворд с использованием значений связанных с темой «Башкирская лошадь».