План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая “свой труд в труд своей республики”, Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства.
  2. Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.
  3. Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план.
  4. Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
  5. Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся - дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; постоянно связывать мировоззрение и творчество писателя со своим временем; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности Маяковского, его жизни, прочитать его произведения. Всё это возможно при налаженной психологической совместимости с классом

Тип урока: комбинированный

Метод урока: (основной) аналитический, поисковый

Оборудование урока:

  1. Видеофильм “Сатира Маяковского” (фрагменты)
  2. Аудиозапись спектакля театра им. Ленинского комсомола “Революцией мобилизованный и призванный”
  3. Пластинка “Игорь Ильинский читает Маяковского”
  4. Образец афиши, несколько плакатов “Окон РОСТа”, репродукция с картины Дейнеки “Маяковский в окнах РОСТа”.
  5. Сборники “Писатели-сатирики”, стихи поэта

Оформление доски:

Сатира Маяковского

Мы все зовём, чтоб в лоб,

а не пятясь,

критика

дрянь

косила.

И это лучшее из доказательств

нашей

чистоты и силы.

На доске афиша, плакаты “Окон РОСТа”, иллюстрации, приготовлены телевизор и видеомагнитофон, проигрыватель, видеофрагменты будут сопровождать выступления учащихся.

Деятельность учащихся на уроке:

  1. Ответить на вопрос в конце урока:
  2. В чём родство и в чём различие сатиры в русской классике и в творчестве Маяковского?

  3. В тетрадях по литературе составить план урока.

Домашнее задание:

Продумать ответы на вопросы:

Как вы понимаете слова Маяковского “Поэт всегда должник Вселенной”?
Что обеспечивает поэту возможность воздействовать на человеческие сердца?

Опережающее домашнее задание:

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: “Современная сатира”. А.Платонов “Город Градов”, М.Булгаков “Собачье сердце”, К Паустовский “Золотая роза” (“Первый рассказ”, “Случай в магазине Альшванга”), басни С.Михалкова.

Для словарной работы:

Сатира - (от лат. Satira, от более раннего satura) - смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.

Аудиенция -официальный приём у высокопоставленного лица.

ТЕО - театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.

ГУКОН- главное управление коннозаводства при Накомземе.

Бюрократ -человек, который привержен к бюрократизму.

Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

Мещанин - 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.

Мещанство -1. Сословие мещан; 2. Психология и идеология мещанина.

К уроку были даны индивидуальные творческие, поисковые задания, по результатам которых должны быть подготовлены небольшие сообщения:

  • Традиции русской сатиры в творчестве Маяковского.
  • Об “Окнах РОСТа”
  • По современному газетному материалу (Творчество Дормидонта Народного из “КП” и др).
  • Выразительное чтение стихотворения “О дряни”

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы. Я приглашаю вас совершить заочное путешествие в Москву, в театр им. Ленинского комсомола, где идёт спектакль “Революцией мобилизованный и призванный”, спектакль-диспут, поставленный режиссёром Дубининым, где роль Маяковского исполнял заслуженный артист республики Евгений Урбанский. Роль Маяковского - одна из самых любимых им и признанных зрителями.

(Прослушивается фрагмент спектакля).

Вы, конечно, обратили внимание, что Маяковский одарён талантом красноречия, он обладал и редким даром- умением разговаривать с массой. Когда он оглашал записки или отвечал на них - разгорались страсти. Некоторые не сразу понимали его остроты. Про таких он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”. Не раз ему задавали вопрос: “Почему вы всё время острите?” Он отвечал: “Когда все будут чутко воспринимать юмор, это будет означать, что мы приблизились к идеалу жизни человеческой. Вообще, жить и работать надо весело.” А на выпад: “Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи” - и широким жестом обводил зал. Его юмор, неординарность проявлялись и в афишах.

(Демонстрируется афиша).

Бешеная травля Маяковского отравляла ему жизнь, надорвала нервы поэта. Но эта травля не в силах умалить заслуги Маяковского.

II. Переход к теме

Сегодня тема нашего разговора - “Сатира Маяковского”.

(Идёт запись в тетради, учитель проводит словарную работу, обращает внимание на проблемный вопрос).

Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.

Учитель может добавить, что некоторым сатирическим стихотворениям Маяковский давал названия, непосредственно связанные с творчеством великих сатириков. “Плюшкин” - так называется стихотворение, разоблачающего обывателя-скопидома. “Помпадур”, “Головотяпам” - щедринскими образами навеяны названия этих стихотворений. Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.

(Демонстрируются книги).

Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции.

(Идёт демонстрация 6 кадров диафильма “Сатира Маяковского “Новый Сатирикон”, “Облако в штанах”, “Гимны”, “Сказка о Красной шапочке”, “Мистерия- Буфф”, “Советская азбука”).

Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.

Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.

Учитель может добавить: “Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.

4. Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то теперь он переносит “огонь на себя”, на собственные наши недостатки. Объяснял это так: “Белое окружение не позволяло нам чистить себя чересчур рьяно. Метла сатиры, щётка юмора были отложены. Сатира “внутренняя” требовала отчётливого знания объекта, чтобы обеспечить точность попадания”.

Вопросы к классу:

  • Как вы думаете, почему НЭП вызвал прилив творческих сил Маяковского?

(Предполагается, что ученики ответят примерно так: “Мещанство подняло голову и активизировалось при НЭПе”, “Мразь, сумевшая выжить, приспособилась, свила себе уютные кабинетики и спаленки”).

В это время поэт пишет целую серию сатирических фельетонов.

(Включается проигрыватель, на пластинке запись Игоря Ильинского, стихотворение “Прозаседавшиеся”).

  • Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?

(Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело).

  • Как достигается комический эффект?

(Нелепое заседание ТЕО и ГУКОНа о покупке склянки чернил Гупкооперативом; фантастическое предприятие “АБВЖЗЕКОМ”. Заседательская тина всё надёжнее скрывает чиновников от живых людей; половинки людей поражают посетителя, но не секретаря…)

  • Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
  • Оцените название стихотворения.

(Обращается внимание на удачное, смелое, эмоциональное, точное название стихотворения. Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся. прозевавшие…)

Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием. Но бюрократизм не кажется поэту столь грозным явлением, как мещанство.

  • А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?

(Предполагается небольшая дискуссия, где учитель может и сам высказать своё мнение. Я считаю, что опаснее бюрократизм. При строе, который создан для счастья бумажки, счастливы только бумажка и те, кто существует при ней, служат ей, трудятся ради неё, ради “бумажкиного” благополучия).

Открывается же цикл сатирических фельетонов стихотворением “О дряни”.

(Ученик выразительно читает стихотворение).

В бюрократизме и мещанстве увидел Маяковский 2-х злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, он близок сегодняшнему дню, как никогда.

(Идёт сообщение учащегося о современной сатире (по газетным материалам)

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос:

  • В чём родство и в чём различие русской сатиры и сатиры Маяковского?

(Предполагается, что прозвучат примерно такие ответы:

Однажды Эльдар Рязанов, наш известный кинорежиссёр, в одном из интервью сказал, что сатира связана с патриотизмом. “За что душа болит, за то и говоришь”. С учётом этого заявления ответьте на вопрос:

  • Есть ли будущее у сатирической литературы?

(Предполагается небольшая дискуссия).

Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?

Заключительное слово учителя

Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой.

Когда у великого философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: “Я смеюсь”.

На этих словах и хотелось бы закончить сегодняшний урок.