Урок истории в 9 классе на тему: "Зарождение фашизма в Германии"

Разделы: История и обществознание


Цель:

1) Познакомить учащихся с понятием "фашизм" со всеми ему сопутствующими явлениями;

2) Причинами возникновения и распространения фашизма;

3) Показать классовую сущность фашизма, на кого опирался;

4) Продолжить работу по обучению работе с картой, анализу политических деятелей,

умению составлять политический портрет, блок-схему.

5) Воспитывать ненависть к унижению человеческого достоинства, ко всякого рода ущемлению прав человека, насилию.

Метод: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с настенной картой, работа у доски (схема-блок), связь с современностью, межпредметная связь, работа с учебным пособием, рассказ учителя, сообщения об А.Гитлере.

Наглядность: пластинка из фонохрест. “Бухенвальский набат”, иллюстрации к альбому “Под липами”, отрывок из книги “Поджог рейхстага”, Л.Фейхтвангера “Семья Опперман”, эпиграф “Сон разума рождает чудовищ”, схема-блок “Фашизм”, документы на каждом столе (Что есть фашизм), новые слова на доске, иллюстрация “Ку-клукс-клан”, вырезка из газеты, иллюстрации из журнала “Родина” №6-7 1991 г., (нацистская форма).

План урока

  1. Вступительное слово учителя о значении темы урока;
  2. Фронтальная беседа, работа у доски с картой, новыми словами;
  3. Составление схемы по ходу объяснения темы, сообщения об А.Гитлере; о Б.Муссолини;
  4. Самостоятельная работа с документом, задание: сопоставить определение понятия - тест.(рисунок1)

Данная схема заполняется учащимися в процессе объяснения темы

Приложение 1

Ход урока

На доске эпиграф, учитель читает: “Сон разума рождает чудовищ”.

В начале урока звучит музыка “Бухенвальский набат”.

Почему с этой мелодии я начала урок?

В этой мелодии звучат слова о мире, об общей ответственности всех людей на земле за мир и покой. 60 лет прошло со времен окончания войны - большой срок.

У людей, родившихся в последние годы войны - уже взрослые дети. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетья. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от нацистской чумы, о том, что такое фашизм, нельзя вытравить, уничтожить. Об этом нужно помнить.

Тема нашего урока “Фашизм в Германии” (запись в тетради).

Исходя из названия темы, определите цель урока. О чем мы сегодня должны узнать? (Ребята сами определяют).

На доске уже прикреплены определения, закрытые картой.

Раскрыть понятие фашизм нам помогут следующие критерии: (перечисляют дети, учитель открывает и обобщаются ответы).

Итак, наша главная проблема: Причины возникновения, сущность фашизма. (Можно на доске, вслух).

Сегодня на уроке будут звучать следующие слова, но я просила вас найти в толковых словарях значение этих слов, надеюсь, вы это сделали.

Проведем разминку.

Задание: соотнесите понятия и определения

Шовинизм политика приверженности военного превосходства какой-либо нации или государства
Расизм система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие
Реваншизм политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения
Национализм это идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда
Фашизм террористическая диктатура реакционных импер. элементов, финансового капитала

Мы не случайно поставили слово фашизм в конец столбика, оно включает в себя все эти понятия.

Почему и по сей день проблема фашизма волнует не только историков, но и все прогрессивное человечество?

(Беседа).

Что несет с собой фашизм?

Ответы учащихся: жестокость, насилие. Важно не забывать о тех неисчислимых бедствиях, в пучину которых вверг человечество фашизм, соединивший в себе все мерзостное, что было порождено - расизм и национализм, милитаризм и шовинизм.

Обращает внимание на доску, где висят данные о потерях в мировых войнах.

Особенно актуально это сейчас, когда активизировались неонацистские силы во всем мире, а опасность войны, в которой не будет победителей, стала реальностью.

Звучит предостережение борцов против коричневой чумы о том, что фашизм- это государственный терроризм, попрание всех человеческих прав, гонка вооружений, необузданный милитаризм, агрессия: фашизм - это война.

Показывает выставку книг о войнах.

Каково происхождение фашизма, какова его история и причины появления на политической сцене?

Обращаемся к схеме на доске и карте, где стрелочками указываем пути распространения фашизма. (Италия - Муссолини, Испания - Франко, Германия - Гитлер).

Учащиеся делают короткие сообщения.

Было ли возникновение фашизма фатальной неизбежностью? (Беседа).

Повторение пройденного и формулировка причин возникновения фашизма.

  1. Назовите условия Версальско-Вашингтонской системы договоров?
  2. (Ученик выходит к карте и показывает территориальные изменения после Версаля).

    Вывод: Цель договора - ограбить Германию, что породило стремление праворадикальных сил взять реванш за унижение Версальским договором.

  3. Какие последствия имел экономический кризис 1929-1933 гг?
  4. Вывод: Возможности германской буржуазии были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. Необходимо было создать твердое и устойчивое правительство, уйти от социальной политики Веймарской республики.

Итак. Мы выяснили основные причины распространения фашизма, который явился детищем общего кризиса капитализма. Также можно добавить слабость пролетариата, слабость самой буржуазии.

Можно ли было избежать этого или это была фатальная неизбежность?

(Беседа - можно, если бы прогрессивные силы объединились и дали отпор.)

Почему фашизм получил признание основной массы населения именно в Германии? На какие слои общества опирался фашизм? Кто являлся лидером?

Учащиеся делают сообщение о Б. Муссолини и А. Гитлере.

Делает выводы, обобщения (воплощением личных качеств Адольфа Гитлера была идея сверхнации, что определяло черты и особенности фашизма).

По представлению фашистов история человечества была ни чем иным, как борьбой за существование различных наций или рас; самой жизнеспособной они считали арийскую или нордическую расу, к которой относили немцев. Их историческая миссия - завоевание мирового господства, жизненного пространства на Востоке. Национализм порождал агрессию, очень характерную для германского фашизма.

Ради своей идеи они готовы были уничтожить все человечество, кроме расы избранных, очистив ее от неполноценных - коммунистов, инаковерующих, тех, кто не может доказать арийское происхождение вплоть до пятого колена.

Дополнить работой с отрывком из книги Л. Фейхтвангера “Семья Опперман”.

Приложение 2

Ответьте на вопрос: Каким образом Германия готовилась к войне? Какие способы и методы использовала?

После беседы дополняет. Методы осуществления своей политики фашисты использовали различные:

  1. Обратите внимание на иллюстрацию на доске “Под липами”, которую Гитлер приказал вырубить, хотя эта аллея была гордостью немецкой нации. Здесь он стал проводить свои парады.
  2. Массировалась идеологическая пропаганда - поводом к усилению послужил поджог рейхстага (ученик рассказывает об этом событии).
    Почему фашисты пошли на такой шаг?
  3. Травля интеллигенции.
    Вожаки нацистов публично заявляли, что “чем менее культурен народ, тем более пригоден он для фашизма”. Гитлер говорил, что интеллигенция - это “отбросы нации. Как только я слышу слово интеллигент, моя рука тянется к спусковому крючку пистолета”.
  4. Создана тайная полиция - Гестапо, СС, СА - империя смерти - гигантский аппарат палачей и убийц, у многих из них было уголовное прошлое.
  5. 1933 год - созданы первые концлагеря - “фабрики смерти”.
  6. Респектабельные фирмы поставляли печи для крематориев и газ для душегубок, имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса золотых наручных часов, а крупнейшие германские фирмы получали бесплатных рабов.

Мы выяснили, что предметом внимания фашизма стала прежде всего молодежь. Почему именно молодежь до 30 лет откликнулась на призывы фюрера-вождя?

обратите внимание на иллюстрации из журнала “Родина”, беседа (внешний вид, организация, парадность, геральдика, форма, система (рисунки 2-7)), вспомните еще раз отрывок из книги Л. Фейхтвангера (стр.586)).

Показывает кадры из фильма “Обыкновенный фашизм” и делает выводы (молодежь фанатично стремится к кумиру, которому нужно было осуществить свою внутреннюю и внешнюю политику).

Подумайте и скажите, почему и по сей день жив фашизм?

Есть ли факты проявления фашизма в наши дни?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Вывод. В нашем демократическом обществе есть люди, которые пытаются насаждать фашистскую идеологию среди морально неустойчивой молодежи, готовой за  материальные блага принять догмы лидеров некоторых политических партий.

Как вы расцениваете подобные факты? Как можно с этим бороться?

(Беседа - учиться, вырабатывать силу воли, убеждения…)

Как называется современный фашизм?

Учащиеся - Неофашизм.

Обратите внимание на иллюстрацию “Ку-клукс-клан”, “лесные братья”.

С момента возникновения фашизма появилось другое движение - антифашизм, о котором мы будем говорить, когда начнем изучать тему “Вторая мировая война”.

Итог:

На сегодняшнем уроке мы остановились на теме “Фашизм в Германии”. Обращаемся к схеме.

Мы выяснили причины возникновения фашизма, его историю, узнали, что представлял из себя лидер нацистов А.Гитлер, каковы характерные черты и особенности фашизма, проявление его в современном мире. Но мне хотелось, чтобы вы еще раз уточнили для себя в чем суть фашизма, что есть фашизм.

Решим познавательную задачу:

1. В одной из альтернативных реальностей, описанных американскими фантастами (в ней Германия побеждает во Второй мировой войне), нацистские космонавты достигают Марса и рапортуют фюреру: “Немножко жарковато, но это отличное место для…”. Для чего?

2. Этот термин переводится с греческого как всесожжение. Что это?

Задание: Поработайте с источниками, литературой, словарями и найдите определение фашизма и примеры его проявления в наши дни.

Подводит итог урока, выставляет оценки, дает домашнее задание - подготовить сообщение о Рузвельте.