Интегрированное занятие в ГПД 2–3-х классов по теме: "Все о снежинках"(кирикоми-оригами)

Разделы: Внеклассная работа


Благодаря тому, что мы с малых лет учим детей чувствовать красоту, аромат слова, они у нас любят писать сочинения...
Чувство красоты природы – это, образно говоря, тот ручеек, который несет в детскую душу красоту слова.
Творчество средствами слова входит в духовную жизнь ребенка, становится такой же потребностью, как потребность слушать музыку.

“Мир красоты”. В.А.Сухомлинский

Цели и задачи.

1. Ознакомить с процессом изготовления игрушек к елке, с атрибутикой праздника, знать народные традиции праздника; деление окружности на 6 частей.

2. Воспитывать любовь к природе. Дать понятие о чувствах единения с природой. Воспитывать чувство ответственности за свое отношение к природе. Поддержать желание в изготовлении снежинок; предоставить свободу выбора изготовления формы снежинок.

3. Развивать умение наблюдать, видеть и чувствовать природу. Дать представление о разных формах состояния воды. Развивать пространственное воображение, конструктивные способности, чувства цвета (холодные оттенки) и гармонии: интерес и внимание к творческим усилиям товарищей особенно при создании коллективной работы - подготовка к выставке творческих работ по оригами; любознательность; формировать заинтересованность в результатах коллективного труда, ответственность за качество работы.

Методы и приемы:

  • Вербальные – беседы, рассказ, чтение сказки, стихотворение, слушание песен, диалог, объяснение.
  • Действенные – практическая работа, эмоциональное воздействие.
  • Визуальные – показ образцов.
  • Репродуктивные; наблюдение; опыты.

Словарь:

деление окружности на 6 частей; деление полосок на 2, 4 части; поглаживание, сгибание, складывание, разрезание, накручивание; снег, снежинки, изморозь, роса, струи воды, водопад, лужи, капли воды с крыши, крана, усеребренная вода, бисер росы, серебряные капли, узоры на стекле.

Материалы:

иллюстрации с изображением снежинок; полоски бумаги (10 х 1 см.) голубого, серебристого, светло–фиолетового, синего, белого цвета (много); трубочки от сока, чупа-чупса, стержни от ручек, карандаши с округлой поверхностью, клей, салфетки, ножницы, нитки для петельки;

Литературный ряд:

В.Архангельский “Летят снежные пушинки”, стихи о зиме, ёлке, снеге.

Стихотворение К.Бальмонта “Снежинки”

Музыкальный ряд:

“К нам приходит Новый год” В.Герчик;

детские песенки Литвака “Песенка елочки”, “Звездочка”;

“Снежинка” сл. Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова.

“Скоро будет Новый год” слова и музыка Олега Атаманова.

Подготовительная работа до урока, связь с общеобразовательными предметами:

1. Провести до занятия экскурсию в природу желательно во время снегопада. Понаблюдать за снегопадом, поймать на варежку снежинки, рассмотреть их форму.

2. На уроке природоведения, чтения, на кружковых занятиях, во внеурочное время или под руководством родителей, воспитателей группы продленного дня проделать опыты и наблюдения с различными состояниями воды:

а) выпаривание;

б) замораживание;

в) кипячение.

Наблюдение за получением пара. Подставить стекло над паром, понаблюдать за появлением капелек воды.

Жидкое состояние воды. Подумать и перечислить жидкое состояние воды.

Роса. Когда появляется?

Ливень, водопад, струи воды из крана, по стеклу окна во время дождя, лужи, капли воды с крыши.

Что появляется на влажном стекле ночью при похолодании погоды? (Узоры на стекле);

г) замороженное состояние воды.

Вынести емкости подкрашенной воды на улицу, занести на следующий день и вынуть из формочек цветные льдинки. Ими можно украсить на улице свою ёлку, сосну. Что случилось с водой?

Перечислите свойства воды в замороженном состоянии (снег, изморозь, метель, буря, узоры на стекле, лёд, ледяные фигуры в парке, снегопад.

1. Определение темы и цели урока.

1.1. Определение ключевых характеристик, понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми:

а) чтение рассказа “Летят снежные пушинки” В.Архангельского;

б) вспомнить о наблюдениях за снежинками во время прогулки;

в) хотели бы вы побывать в таком мире, где не только маленькие дети, поэты, музыканты, но и все другие люди могут слышать музыку природы? (Высказывания детей)

Примерные вопросы:

- какую музыку вы слышали во время дождя, снегопада, вьюги?

- когда появляется усеребренная роса?

- какие узоры вы видели на стекле окон?

г) слушание мелодии (звуки зимы…)

муз. И.Литвака “В тихую ночь…”

2. Обучение (фаза активного обучения путем взаимодействия педагога с ребенком)

2.1. Объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе занятия;

2.2. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных понятий, терминов:

- анализ построения снежинок (снежинки всегда имеют шесть лучиков, нет ни одной похожей снежинки, все они имеют свою неповторимую форму);

- рассматривание снежинок различных форм (репродукции, слайды, схематические рисунки).

2.3. Чтение стихотворения К.Бальмонта “Снежинка”

Светло-пушистая
Снежинка белая
Какая чистая
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.

… Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

2.4. Побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижение гипотез.

а) изготовление модулей:

– из одной полоски сделать кольцо (провести полоску, держа её двумя руками по краю стола, полоска сразу свернется в кольцо);

– склеить полоску в кольцо;

– взять шесть полосок бумаги (цвет по выбору учащегося), сложить полоску так, чтобы получилась форма в виде “капельки”, “слезки”, не сгибая полоску посередине;

– склеить концы полоски примерно в 1 см. от края;

– взять 3 полоски, сложить их пополам, разрезать все три. Каждую половинку сложить вдвое получилось полоска в 5 см. Сделать из них 6 уголков.

б) соединение модулей – складывание снежинки:

– кольцо положить на парту.

– смазать верхнюю часть “слезки” или “капельки” и приложить к кольцу сверху и снизу по 1 модулю;

– с правой стороны и с левой расположить по две “капельки” так, чтобы они расположились симметрично. Сначала разложить без клея все шесть штук, а потом приклеить все по очереди. Расстояние между “капельками” одинаково.

Итак, окружность разделили на сколько частей? (Шесть)

– берем по одному уголку, смазываем клеем внешние стороны уголка снизу по 1 см, вводим между капельками, они выправляют капельки и крепко соединяются между собой;

– пока высыхает модель, готовим “пульки” из половинок полосок (5 х 1 см.): накручиваем их на карандаш 6-12 штук, а также 6-12 штук на стержень от ручки, палочку от сока, чупа-чупса и т.д. вкладываем по желанию пульки в снежинки.

img7.gif (31876 bytes)

2.5. Обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех станциях учебного общения.

Чтение сочинения-миниатюры детей из “Школы радости” В.Сухомлинского “Ёлка”:

“Мы с мамой поставили на стол ёлку. Украсили её игрушками. Внизу поставили Деда Мороза. Пришла ночь. На дворе ярко светит луна. Мне хочется посмотреть, что делает Дед Мороз. А он поднял палку, отошел от ёлочки и уже ходит по столу. Ходит и покрякивает. А белые снежинки о чем-то шепчутся в ветвях. Серый зайчик притаился на сучке. Как прыгнет с ёлки в мешок к Деду Морозу. Вот и будет подарок на Новый год”.

О чем шептались снежинки? Что же с ними сейчас произойдет? Почему? (в тепле они растаяли и превратились в капельки воды). В этом вы убедились, когда снег приносили в помещение.

2.6. При обучении двигательными навыками – текущий контроль.

На данном уроке – подготовка к участию в выставке по оригами в школе, на городской выставке и международном фестивале в г. Сеуле Южной Кореи.

3. Оценивание (фаза оценивания результатов урока)

3.1. Проверка умений детей применять полученные знания, навыки в новых ситуациях.

Создание новой снежинки, не существовавшей еще до момента ее создания (творческий процесс, с оказанием индивидуальной помощи детям, в ней нуждающимся):

Где и как можно использовать “пульки”? (Ответы детей)

– в “капельках”;

– в уголках;

– на кончиках “капелек” по 2 шт.;

– в круге и т.д.

3.2. Оценка заинтересованности детей изучаемой темой со стороны взрослых и самих учащихся.

3.3. Сравнение достижений детьми с целями и задачами данного урока.

– репродуктивные действия – действия, требующие от детей достижения результата, близкого к образцу. Оценка детьми своих и товарищей работ (анализ производится детьми и педагогами);

– мыслительные действия, требующие установить причинно-следственные связи, выделить в объекте (снежинке) его составляющие модули.

4. Подведение итогов.

Песня “Снежинка”. Сл. Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова.

Краткосрочная выставка снежинок, кружение с ними под музыку, исполнение песенок, стихов по желанию детей.