Создание единого образовательного пространства, способствующего индивидуальному личностному развитию ученика начальной школы в совместной деятельности общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей

Разделы: Начальная школа


В этом году наша школа совместно с ЦВР и ДЮСШ-4 г. Талнаха работает над экспериментальным проектом: “Создание единого образовательного пространства, способствующего индивидуальному личностному развитию ученика начальной школы в совместной деятельности общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей”.

Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Возникла необходимость создания новой модели образования младших школьников. Теперь усвоение предметного материала из цели становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка. Педагоги, участвующие в эксперименте, убеждены, что начальная школа должна стать не “школой навыка”, а первым опытом ребёнка в образовании — местом проб своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Главной целью совместной деятельности стала потребность в создании условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.

Для этого мы организовали образовательный процесс для первоклассников в режиме “Школы полного дня”. Первая половина дня — традиционная, учащиеся занимаются по общеобразовательным программам. После уроков с 12.00 до 16.00 – пребывание детей в группе продлённого дня. Это время для отдыха, обеда, прогулок на свежем воздухе, развивающих занятий по интересам, ароматерапии, витаминизации.

Режим работы ГПД в 1-х классах.

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

12.00-12.10

Приём учащихся. Заявка на обед.

12.10-12.30

Занятия по интересам. Настольные игры.

12.30-13.00

Уборка в игровом уголке. Подготовка к обеду. Обед.
Беседы о правилах санитарии и гигиены, о приёме пищи, о витаминах.

13.00-13.20

Общеразвивающие занятия

Новости. В мире интересного Чтение книг. Библиотечные уроки. Развитие речи. В мире музыки. Азбука поведения. Этика общения. В мире искусства.
13.30-14.45

Активный отдых на свежем воздухе.

Физкультурно
-оздоровительное занятие “Будем спортом заниматься”.
Экскурсия “Я и мой город”. Прогулка “Наблюдаю, соблюдаю ПДД”. “Мы пешеходы”. Подвижные игры “Учимся играя”. Физкультурно-
оздоровительное занятие “Я и спорт”.
14.45-15.00

Ароматерапия. Приём витаминов. Беседы по ОБЖ и ЗСТ.

15.00-15.40

В мире школьных дел. Индивидуальная работа.

15.40-15.55

Перемена. Подготовка к полднику. Полдник.

16.00-17.20

Общеразвивающие занятия по профилям.

Вторая половина дня – это встреча с миром прекрасного. С 16.00 проходят развивающие занятия по утверждённым программам дополнительного образования и утверждённому расписанию, реализуется эксперимент профильного обучения.

В этом учебном году функционируют три профильных класса по следующим направлениям:

  1. 1-А класс – эстетический;
  2. 1-Б класс – технологический (английский язык и информатика);
  3. 1-В класс – спортивно-оздоровительный.

Но образовательный процесс в них не однобокий, а разносторонний. Так, в эстетическом классе, кроме хореографии и ритмики, первоклассники изучают риторику, эстетику быта, изобразительное искусство. В технологическом классе, кроме информатики и английского языка, дети занимаются изобразительным искусством, ритмикой, в спортивно-оздоровительном классе кроме занятий лёгкой атлетикой и вольной борьбой проходят занятия по риторике и изобразительному искусству. Педагоги дополнительного образования вовлекают детей в творческую деятельность, в которой они пробуют себя в роли танцора, спортсмена, художника, актёра.

Расписание развивающих занятий в 1-ых классах МОУ “СОШ № 36”

 

Время

1-А

1-Б

Время

1-В

Понедельник 16.00-16.35
16.45-17.20
хореография
хореография
ИЗО
ИВТ/ англ. язык
15.00-15.35
15.45-16.20
лёгкая атлетика
Вторник 16.00-16.35
16.45-17.20
риторика
эстетика быта
ритмика
ритмика
15.00-15.35
15.45-16.20
риторика
ИЗО
Среда 16.00-16.35
16.45-17.20
риторика
ИЗО
ИЗО
ИВТ/англ. язык
15.00-15.35
15.45-16.20
вольная борьба
Четверг 16.00-16.35
16.45-17.20
хореография
хореография
риторика
ИВТ/англ. язык
15.00-15.35
15.45-16.20
риторика
ИЗО
Пятница 16.00-16.35
16.45-17.20
ритмика
ритмика
риторика
ИВТ/англ. язык
15.00-15.35
15.45-16.20
вольная борьба

Профильное образование в этих классах ведётся по комплексной программе, цель которой развитие творческой личности, приобщение детей к жизненно необходимым знаниям, создание определённых условий для их самореализации и самоутверждения. Программно-методическое обеспечение – это универсальный перечень развивающих программ по профильному образованию, представляющий собой целостную и взаимосвязанную структуру для всестороннего развития младших школьников.

Комплексная программа развития младших школьников – это совместный проект учителей школы, методистов и педагогов учреждений дополнительного образования. В практической разработке приводятся главные характеристики из пояснительных записок и основные содержательные линии образовательных программ.

Образовательная программа “Юный художник”

Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.

Занятия по изобразительной деятельности не только прививают детям необходимые умения и навыки, но и способствуют развитию художественного вкуса учащихся, учат видеть прекрасное в жизни.

Цель курса обучения детей художественной деятельности – формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Задачи:

  1. обучать основам изобразительной грамоты;
  2. развивать творческие способности учащихся;
  3. способствовать развитию мелкой моторики;
  4. воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Программа включает следующие разделы: рисование, лепка аппликация и предусматривает 1 год обучения на подготовительном уровне. Курсу изобразительной деятельности отведено 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Методы и приёмы обучения детей:

  1. наглядные (наблюдение, рассматривание предмета, обследование, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия);
  2. словесные (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово);
  3. игровые (упражнения, физминутки, соревнования).

Оценка результативности:

  1. контрольные занятия;
  2. выставка детских работ по пройденной теме в разной технике исполнения.

В оценке детского творчества акцент делается не на результат, а на сам процесс деятельности. Самостоятельность, инициатива являются непременными составляющими детского творчества.

С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в курс введены групповые занятия. Выполненные на занятиях художественные работы детей могут быть использованы как подарки для родных, друзей, оформление праздничных программ, интерьера учебной комнаты.

Образовательная программа по риторике “Азбука общения”

Изучение и сохранение красоты и многогранности “великого и могучего русского языка” — что может быть благороднее? Тем более, если этот процесс осуществляется с детьми младшего школьного возраста, которые ещё богаты впечатлениями дошкольного детства, непосредственны и подражательны в силу своих возрастных особенностей.

Актуальность программы обусловлена необходимостью формировать у детей раннего возраста коммуникативность как основной компетенции современного человека.

Цель курса обучения – научить детей младшего школьного возраста общаться в соответствии с нормами русского языка.

Задачи:

  1. учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться невербальными средствами общения: мимикой, жестами, пантомимикой;
  2. развивать коммуникативные умения и навыки, способности к сочинительству, творческому самовыражению;
  3. воспитывать культуру поведения и межличностного общения.

Содержание программы предусматривает три основных учебных блока: речевая гимнастика, речевая этика, речевые опыты. Основные формы – игра, занятие-путешествие, занятие-экскурсия вместе со сказочными героями. Срок реализации программы – один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному учебному часу. Объём учебных часов – 72.

Оценка результативности:

  1. игры-викторины, игры-путешествия по стране Риторике (процесс наблюдения, вопросы к учащимся);
  2. выступления перед родительской аудиторией.

Образовательная программа по эстетике быта “Этикет”

Эстетика – наука о прекрасном. Эстетическое и эстетика для нас – это именно то, что неотделимо от восприятия прекрасного в искусстве и в жизни, неотделимо от своеобразного восприятия вещей и явлений. Эстетика – красота, художественность и кулинарное искусство.

Цель курса обучения – формировать художественный вкус учащихся, творчески активную личность посредством декоративно-прикладного творчества и кулинарного искусства.

Задачи:

  1. учить изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества и кулинарного искусства;
  2. развивать творческую активность учащихся, воображение, фантазию;
  3. способствовать эстетическому воспитанию детей.

Содержание программы направлено на обучение детей умению вести себя в обществе, и предполагает изучение тем по следующим разделам: “Этикет”, “Изготовление предметов декоративно-прикладного творчества”, “Кулинарное искусство”. Срок реализации программы – один год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Объём учебных часов – 36.

Занятия по эстетике быта помогут воспитать у детей младшего школьного возраста трудолюбие, аккуратность и будут способствовать их эстетическому воспитанию.

Оценка результативности:

  1. проектная деятельность;
  2. творческая выставка работ.

Образовательная программа по хореографии “Мир танца”

Танцевальное искусство в современное время становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Цель программы – создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в народном танце.

Задачи:

  1. изучить историю танцевальной культуры, основ актёрского мастерства танцоров;
  2. развивать чувство ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательную и логическую память;
  3. формировать художественный вкус и эстетические наклонности в выборе своего имиджа, культуру эмпатического общения;
  4. развивать творческую инициативность и способность к самовыражению в народном танце.

Содержание программы предусматривает три основных блока: “Партерная гимнастика”, “Танцевальные этюды и игры”, “Ритмика”, которые направлены на обучение детей элементам музыкальной грамоты. Срок реализации программы 4 года, занятия проводятся 3 раза в неделю и составляют общий объём 144 часа.

Оценка результативности: показательные выступления на школьных праздниках и городских конкурсах.

Образовательная программа “Вольная борьба – развитие двигательных качеств у детей”

Вольная борьба занимает ведущее место в системе физического воспитания, так как способствует развитию личности, воспитанию физических, морально-эстетических и волевых качеств, утверждению здорового образа жизни, укрепляет здоровье, повышает работоспособность.

Цель программы – достижение учащимися такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности.

Задачи:

  1. обеспечение высокого уровня здоровья, работоспособности, развитие мыслительной деятельности;
  2. адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;
  3. формирование дружеских отношений в коллективе.

Режим занятий обусловлен нормативно правовой базой общеобразовательной школы № 36 и МОУ ДОД “ДЮСШ-4” г. Талнаха, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста, проектом сотрудничества в режиме эксперимента.

Основная форма занятий – три тренировочных занятия в неделю, общий объём – 144 часа. Раздел программы входят: технико-тактическая подготовка, приёмные и переводные испытания, соревновательная подготовка, врачебный и медицинский контроль.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части, которые взаимо-дополняют друг друга, не могут существовать обособленно, поскольку любое теоретическое обоснование требует обязательного практического закрепления с учётом психофизиологических особенностей детей.

Оценка результативности:

  1. соблюдение режима дня;
  2. выполнение упражнений различной трудности, требующих проявление волевых качеств;
  3. применение программного материала на практике;
  4. контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

Образовательная программа “Английский – страна чудес”

Роль английского языка в современном мире растёт и вместе с тем не только увеличивается интерес к его изучению, но и важность данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формированию готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Изучение английского языка в младшем школьном возрасте очень полезно, поскольку оказывает:

  • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
  • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка;
  • даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком.

Цель программы – научить учащихся общаться на английском языке в рамках определённой тематике.

Задачи:

  1. формировать у детей готовность к общению на английском языке и положительное отношение к дальнейшему его изучению;
  2. развивать элементарные коммуникативные умения в говорении и аудировании;
  3. приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
  4. развивать интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Содержание обучения. Изучение английского языка в первом классе предоставляет учащимся возможность:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • участвовать в диалогическом общении: вести двусторонний элементарный диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
  • кратко высказываться на темы: “Приветствие”, “Рассказ о себе”, “Рассказ о своём друге”, “Распорядок дня”, “Семья”, “Времена года”, “Цвета”, “В зоопарке”;
  • воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
  • правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения английского языка, соблюдать интонацию основных типов предложений;
  • овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики первого класса;
  • получить представление о некоторых грамматических категориях изучаемого языка;
  • усвоить буквы латинского алфавита и овладеть техникой чтения отдельных слов;
  • освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, общее количество часов составляет 72.

Образовательная программа “Первые шаги в мире информатики”

На первом году обучения программа “Первые шаги в мире информатики” представляет собой методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на системность, гуманизацию, междисциплинарную интеграцию, дифференциацию, дополнительную мотивацию через игру.

Цель курса программы – развивать познавательные способности младших школьников посредством новых информационных технологий.

Задачи:

  1. создать условия для развития учащихся свойств внимания, мыслительных операций, воображения;
  2. совершенствовать умения работать самостоятельно (индивидуально, в группе);
  3. развивать умения планировать свою работу;
  4. развивать навыки самоконтроля, умения оценить работу и её результат;
  5. формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение;
  6. формировать алгоритмический подход к решению задач;
  7. расширять кругозор, развитие памяти, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление;
  8. формировать представление об информации.

Методы обучения – “метод решения учебных задач”. Применение этого метода способствует формированию у младших школьников психологических механизмов теоретического сознания и мышления, формированию у них желание учиться. Методика направлена на развитие памяти, логического мышления, реакции, тактильного, визуального и слухового каналов восприятия информации. Содержание программы предусматривает три основных учебных блока: “Развитие пространственного мышления”, “Развитие мелкой моторики”, “Развитие логического мышления”. Срок реализации программы – один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов – 72.

Оценка результативности:

  1. элементарные навыки работы на компьютере;
  2. работа с информацией, использование своих навыков в повседневной жизни.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физминутка, за компьютером дети работают 8-10 минут, после чего следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Таким образом, разработанная комплексная программа развития отражает все виды деятельности младшего школьника: познавательную, игровую, спортивную, творческую, досуговую, профориентационную, а также позволяет выявить и развить наклонности детей в ходе практической деятельности, воспитывать внутренние качества.