Урок обучения грамоте "Упражнения в чтении. Работа с текстом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упражнять в чтении;

  • формировать правильную читательскую деятельность;

Задачи:

  • - повторить звуковой анализ слов (деятельностный метод: работа с фишками, со звуковичками);
  • - поэтапное чтение:

слогов – договаривание до слова,

слов– работа над лексическим значением,

предложений – составление деформированных предложений,

  • развивать речь учащихся, обобщать словарный запас,
  • закрепить умение оформлять предложение на письме;
  • расширять поле зрения учащегося, используя тренажер + ориентацию в пространстве;
  • корректировать осанку при помощи специальных упражнений и смены динамических поз при чтении;
  • отрабатывать схему работы над текстом;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки (работа в парах), уважительное отношение к окружающим;

План урока

1. Организационный момент

2. Мобилизующий этап (звуковое письмо)

Дорогие ребята! Здравствуйте!

Я, старый морской волк, боцман Джон, предлагаю вам отправиться в дальнее путешествие за кладом. Впереди вас ждут различные испытания. Но я уверен, что вы достойно с ними справитесь и найдёте клад. Удачи вам!

- Ну, как, ребята, примем предложение боцмана?

Тогда отправляемся в путь.

(Открывается доска. На ней цветными мелками изображена река с островками, на которых находятся этапы пути: аист, сом, матрос, бутылка – сначала закрыты, открываются поочередно)

3. Работа по теме урока.

а) чтение слогов (договаривание до слов).

-А на чём мы поплывём?

ко ра ….(блик)

па ро …..(ход)

ло …..(дка)

- А на чем еще можно поплыть вы узнаете, отгадав загадку.

Я из брёвен сотворён

На нём на речке поплывём.

(плот) картинка

б) звуковой анализ слова

- Составьте звуковую схему слова плот (фишки)

У доски индивидуально работает ученик со звуковичками (магнитная доска)

(Ученик дает полную звуковую характеристику слова.)

в) работа с предложением

- А давайте придумаем предложение с этим словом! (Тетради для печатания.)

- Напечатаем предложение: Плот плыл. (Комментирование с места, выделение правил.)

- Молодцы! Мы конечно на плоту не поместимся, да и опасно, поэтому поплывём на кораблике (картинка корабля).

- Вот и первая остановка. Кто нас встречает, прочтите.

Аист

4.Ф-М – “Аист” (Массажные коврики, подушечки, мешочки.)

5.Работа с деформированным предложением ( Работа в парах.)

- Плывём дальше и на своём пути встречаем….

чтение сом

- Встречает нас добрый, мудрый сом!

- Что нужно сказать уважаемому гостю? (Повторение слов приветствия.)

- Как спросить у сома дорогу? (Повторение вежливых слов.)

- Выполните его задание, тогда Сом и дорогу дальше укажет.

- Составьте предложение из частей. Работаем в парах.

Тарас построили Роман и * плот

(У доски один ученик составляет это предложение из слов, читает его.)

- Молодцы! Поплыли дальше.

- На следующей остановке встречает нас…

(матрос – читают дети)

- Да, бывалый матрос, большой любитель книг принес нам задание, но перед выполнением надо потренировать глазки.

6. Работа с тренажером для глаз для расширения поля зрения. (дети работают в парах, контролируя друг друга).

7. Работа с текстом до чтения. (У каждого ребенка лист с опорными словами, текстом “Кто кого напугал?”, иллюстрацией к тексту.)

как лук плот клокотал поток

мак лук плот рокотал приплыл

рак лик крот толкал спугнул

Кто кого спугнул?

Роман и Тарас построили плот. Поток клокотал и толкал плот, и тот скоро приплыл к пристани. Тут плыли утки. У уток лапку – ласты. Плот спугнул уток. Утки нырнули. “Ну и утки!” - крикнул Рома. Плот спугнул налима. Он уплыл. “Ну и налим!” - крикнул Тарас.

а) чтение слов

1столбик

-Какой звук меняет смысл?

2 столбик

- Что можете сказать о гласных звуках?

Объяснение значения слова лик - лицо человека, изображение лица на иконе

4-5 столбики

Объяснение значение каждого слова.

клокотал - шумно бурлил

рокотал – издавал однообразный звук

толкал – двигал от себя

поток - стремительно текущая вода

приплыл – от слова плыть

спугнул – от слова пугать

- Это ключевые слова к тексту, который нам предстоит прочитать. По ним можно прогнозировать текст. Что еще нам поможет предположить, о чем пойдет речь в тексте?

б) работа до чтения (прогнозирование)

- заглавие;

- иллюстрация;

- ключевые слова;

- Про кого будем читать? (Про двух мальчиков.)

- На чем плывут мальчики? (На плоту.)

- Быстро ли бежит поток? (да, очень)

- Кто же испугался? А кто испугал? (Предположения детей.)

Вывод: Чтобы ответить на этот вопрос и все понять, надо прочитать текст.

8.Работа с текстом .

во время чтения.( Осмысление на уровне содержания.)

а) самостоятельное чтение про себя (часть детей – лежа на клиновидных подставках, часть – стоя за конторками)

б) вслух по предложениям, отвечая на уточняющие вопросы по ходу чтения, на понимание прочитанного

1 предл. – Как же зовут мальчиков? (Роман и Тарас)

-Откуда же взялся плот? (Они сами его построили.)

2 предл. –Быстро ли плыл плот?

-Какие слова это подтверждают? (Поток клокотал, толкал.)

-Было ли страшно мальчикам?

-Может быть, это их испугал поток? (ничего не сказано)

3 предл. – Кого они увидели? (Уток.)

4 предл.- Какие у уток лапки? (Ласты-перепонки.)

5 предл. – Кого спугнул плот? (Уток.)

6 предл. – Что сделали утки?

- Почему они испугались?

7 предл. – Что крикнул Рома?

8 предл. – Кого еще спугнул плот?

9 предл. – Что сделал налим?

10 предл. – Что ему крикнул Тарас?

-Как надо прочитать эти предложения? (С улыбкой или укором – утки напрасно испугались.)

в) повторное чтение всего текста целиком, работа над выразительностью чтения

работа с текстом после чтения. (достижение понимания на уровне смысла.)

Вопросы ко всему тексту. (Выборочное чтение.)

- Кто же кого напугал?

- Этот рассказ грустный или веселый? Почему?

- Обратите внимание на иллюстрацию. Поразмышляйте, к какой части текста нарисована иллюстрация, прочтите это предложение.

- Какое выражение на лицах мальчиков?

10. Итог урока

-А у нас на лицах должно быть радостное выражение, потому что мы подходим к концу нашего путешествия.

-Что мы встречаем на своем пути? (Чтение слова бутылка, открывание настоящей бутылки, вынимается записка.)

Молодцы, ребята!

Справились со всеми заданиями!

И вы заслуженно получаете клад. Он находится под стулом, на котором сидит Татьяна Анатольевна.

Дети находят сундук с шоколадными монетами.

Спасибо Джону за интересное и полезное путешествие. Пойдем делить клад.