Урок окружающего мира по теме: "Красная книга Кузбасса"

Разделы: Начальная школа, Экология


Задачи:

  • познакомить учащихся с охраняемыми объектами и животными Кемеровской области, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте;
  • развивать интерес к природе Кемеровской области, познавательную активность, критичность мышления, внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группах, выслушивать чужое мнение и принимать его.

Оборудование:

  • карта Кемеровской области,
  • индивидуальные контурные карты для учеников,
  • кроссворды по числу четвёрок в классе,
  • толковые словари, контуры заповедников (для работы на карте у доски и для каждого ученика),
  • записи причин возникновения необходимости создания заповедников,
  • наборы “Охраняемые животные и растения кемеровской области” (для работы на доске и индивидуально для каждого ученика),
  • Красная книга Кемеровской области или Красная книга России,
  • карточки для игры в “Крестики – нолики”.

Ход урока.

Организационный момент.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

— Предлагаю сегодня совершить очередное увлекательное путешествие в мир природы.

Объявление темы и цели урока.

(Работа в четвёрках).

— Отгадайте кроссворды. Ключевые слова и будут темой нашего урока.

 

Кроссворд №1

Кроссворд №2

1. От охотников спасаясь
я лечу в знакомый лог.
Ноги задние бросаю
Впереди передних ног

2. Впрок маслят набрать стараюсь
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шаглычки.

3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

4. Много мастеров
Срубили избу без углов.

5. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскач.

6. ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА =

7. Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.

8. Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней.

1. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.

3. В тесной избушке ткут холст старушки.

4. Не солнце, не огонь, а светит.

5. Сыт бываю только летом,
В час, когда малину рву.
И полгода без обедов
И без завтраков живу.

6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

7. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

8.  ТАРЕЛКА - ЕЛКА + ПАНАМА - АМА =

9. Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.

10. Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.

— Какие слова получили?

Изучение новой темы.

— Что такое заповедник? Заказник? Выскажите свои предположения.

— Как вы думаете, для чего нужны заказники и заповедники?

— Давайте найдём в словаре значение этих слов.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности и т.п.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений.

— Чем отличается заповедник от заказника?

— Почему стало необходимо охранять те или иные виды животных и растений?

(По мере называние причин они вывешиваются на доску).

ПРИЧИНЫ:

  • неразумная охота;
  • уничтожение мест обитания;
  • загрязнение воды, почвы, воздуха;
  • неправильная хозяйственная деятельность человека;
  • неразумное собирание.

— Эти причины послужили предпосылками для создания заповедников и заказников. Первый заповедник был создан в 1832 году в Америке, там же в 1872 году была создана первая сеть заказников.

На территории Кемеровской области официально существует 19 особо охраняемых природных территорий:

  • Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”;
  • Государственный природный “Шорский национальный парк”;
  • 14 заказников;
  • “Поднебесные Зубья” — особое лесничество;
  • 2 памятника природы.

В настоящее время готовится материал об утверждении ещё 15 особо охраняемых природных территорий области.

— Сегодня мы с вами поговорим подробнее о заповедниках и заказниках Кемеровской области. Давайте на карте Кемеровской области покажем нахождение заповедника “Кузнецкий Алатау”. Я работаю на карте нашей области, а вы на контурных картах, которые лежат на ваших партах (рисунок 1).

Рисунок 1

(У учителя приготовлены контуры заповедников из красной цветной бумаги, именно их ученики прикрепляют на карту в нужной области; такие же контуры есть и у учеников, они их приклеивают на своих картах).

— Как вы думаете, где он расположен? Кто мне поможет найти нужный район на карте? Молодцы.

— Вторая крупная охраняемая территория Кемеровской области – “Шорский национальный парк”. Где он расположен? Помогите мне правильно расположить на карте “Шорский национальный парк”. Судя по названию, эта охраняемая территория должна располагаться …

— Все согласны? Правильно! Молодцы!

— Обратите внимание на карты Кемеровской области, в которых вы сейчас работали, на них красным цветом выделены зоны, как вы думаете, что это?

— Правильно! Это расположение заказников. Давайте раскрасим их, какой цвет выберем? Почему?

— Мы с вами много раз за сегодняшний урок говорим “нужно охранять”, кто и что именно на территории Кемеровской области подлежит охране?

— Давайте вспомним, какие растения подлежат охране. На карте Кемеровской области, справа, есть окошечки и названия растений, ваша задача вклеить нужные картинки к названиям (рисунок 2).

Рисунок 2

(Один ученик работает у доски, остальные на местах).

  • Венерин башмачок настоящий;
  • Левзея, маралий корень;
  • Пион уклоняющийся, Марьин корень;
  • Рогульник плавающий, чилим;
  • Кувшинка белая.

— Молодцы, всё правильно сделали. Ребята, а где можно найти описание и название всех растений и животных, которые охраняются?

— По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет – это сигнал опасности, понятный для всего мира. В неё внесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

(Демонстрация Красной книги Кемеровской области).

— В Красную книгу Кемеровской области внесены 152 вида растений и 124 вида животных. А ещё 7 растений и 30 животных являются кандидатами для занесения их в Красную книгу.

(На доске записывается: “В Красную книгу Кемеровской области внесены: 152 вида растений и 124 вида животных”).

— Сейчас мы дадим слово ребятам, которые готовили рассказы об охраняемых животных Кемеровской области. (Рассказывают учащиеся, после рассказа фотография животного помещается рядом с картой).


Чёрный аист         Скопа

Северный олень

Бобр

Кабарга

Лось

 

Выдра

— Ребята, давайте вернёмся к кроссворду и посмотрим внимательно, есть ли среди отгадок животное, которое вам незнакомо, название которого вы раньше не слышали? Об этом животном и о некоторых других вы найдёте информацию в учебнике. Читая научную статью, промаркируйте, пожалуйста, каждое предложение. Напомню вам, какими маркерами мы пользуемся:

  • “V” — знал;
  • “+” — новое;
  • “-” — есть другое мнение.

— Какая информация была вам известна? Как вы думаете, почему для этой книги выбран чёрный цвет?

— Правильно, чёрный цвет – цвет печали, траура, в Чёрную книгу заносится название животного, которое уже полностью исчезло. Порой поражаешься алчности и злости человека. Человека можно обвинить в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища и стали убивать “солнечных лошадок”.

А странствующий голубь? Последний странствующий голубь умер в прошлом веке. Огромные стаи этих птиц уничтожили ради вкусного мяса.

Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

Где бы не появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал, кого-то убивал. А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: мы становимся жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, вода, почва!

Так и хочется сказать: “Человек – остановись! Оглянись! Подумай!”

— У нас с вами остался самый сложный вопрос: ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ “ЧЁРНАЯ КНИГА” НЕ ПОПОЛНЯЛАСЬ НОВЫМИ ЗАПИСЯМИ?

Закрепление полученных знаний.

— Подвести итог нашего урока и узнать, как много вы сегодня узнали, мне поможет игра “Крести – нолики”. Я напомню, что если моё высказывание, на ваш взгляд, верно, то ставите в клеточке “Х”, если неверно – “О”. Следите внимательно за порядком ответов. (Заготовленный квадрат для игры есть у каждого ученика).

  1. Первый заповедник был открыт в России в XIX веке.
  2. В кемеровской области охраняются: северные олени, лоси, зайцы, бобры.
  3. В “Чёрную книгу” записаны названия всех животных и растений, которых больше не встретить.
  4. Единственный заповедник Кемеровской области находится на территории Кузнецкой котловины.
  5. Заказник – это род заповедника, где временно охраняется тот или иной вид растений или животных.
  6. Купальница европейская, охраняется на территории Кемеровской области.
  7. Рисунок 3 – это животное охраняется на территории Кемеровской области.
  8. На территории Кемеровской области 2 заказника.
  9. Одной из причин сокращения численности животных является неразумная охота.

Рисунок 3

ОТВЕТЫ.

Итог урока.

— Закончить урок я бы хотела словами Михаила Дудина:

Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!