Использование игровых моментов на уроках математики

Разделы: Математика


Учащийся может творчески овладевать основами наук только тогда, когда он получает возможность самостоятельно получить новые знания. Но предметом таких самостоятельных работ могут быть только те проблемы, которые ученик может решить на основе своих знаний и умений благодаря целеустремленной работе. Использование игровых моментов на уроке как раз и позволяет добиться таких результатов. Приведу пример использования таких технологий на уроках математики.

 

Обобщающий урок по теме « Многогранники»

Цель: обобщение знаний о свойствах многогранников, знакомство с правильными многогранниками, формирование технического мышления, развитие творческих способностей, привитие интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданием, циркуль, линейка, бумага, ножницы, модели многогранников, газета «Правильные многогранники».

Тип урока: практическая работа.

План урока.

1. Организационный момент.

Объявление темы и задач урока. Разбиение группы на подгруппы (6-8).

2. Актуализация теоретического материала.

1) Определения:

-многогранник,

- призма, виды призм, развертки,

- пирамида, виды пирамид, развертки, площадь боковой поверхности,

площадь полной поверхности призмы, пирамиды, объем призмы, пирамиды.

Устный опрос с места, демонстрация моделей, разверток.
2) Правильные многогранники, их свойства. Рассказ учителя, демонстрация моделей.
3) Из истории изучения правильных многогранников. Сообщение учащегося.
4) Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Сообщение учащегося.

Практическая работа.

Задания группам.

1 группа

 

 

2 группа

 

 

3 группа

1) Может ли правильный треугольник быть разверткой пирамиды? Найдите объем и площадь полной поверхности, если сторона треугольника равна 9. При решении используйте модель. Где данная задача может быть использована в технике?

1) Может ли разверткой пирамиды быть квадрат со стороной 20 см? Если может, то найти объем этой пирамиды. Где данная задача может быть использована в технике?

Может ли правильный пятиугольник быть разверткой пирамиды? Если может, то как найти площадь основания такой пирамиды? Где данная задача может быть использована в технике?

Дополнительное задание для всех:

Боковая поверхность треугольной пирамиды, все ребра которой равны, развернута на плоскости так, что получился четырехугольник с диагональю равной d. Вычислить S полной поверхности пирамиды.

Выполнение работы в группах.

Для первого задания сделать модель, для дополнительного - рисунок.

Учитель дает инструктаж выполнения работы, план оформления:

1) из листа бумаги вырезается многоугольник,

2) из заготовки делается модель,

3) в тетради чертится многоугольник и с помощью пунктирных линий показывается построение многогранника,

4) расчетные формулы и решения записываются в тетради. Делается чертеж,

5) готовится устный ответ от группы.

4. Итоги урока.

Группы демонстрируют получившиеся фигуры и объясняют ход решения задач.

Тетради сдаются.

Следующий урок с применением игровых технологий целесообразно проводить в конце темы «Декартовы координаты и векторы в пространстве» или как внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Геометрические термины»

Цель урока: словарная работа; отработка навыков самостоятельной работы с незнакомыми словами, текстом, отработка речевых навыков, развитие творческих способностей учащихся, привитие интереса к предмету, совершенствование навыков общения, развитие чувства коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: словари, карточки со значениями терминов.

Оформление доски: запись терминов, таблица результатов:

 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

итог

1 этап

           

2 этап

           

3 этап

         

 

Ход игры.

Группа делится на 5-6 подгрупп, в которых выбирается капитан. Оценивает результаты работы групп учитель. Учитывается правильность объяснения слов (на 1 этапе), юмор, логика построения рассказа, литературность языка, наличие сюжета.

Все группы получают карточки с терминами, записанными на доске. Учитель дает правильное произношение терминов.

Термины:

Аппликата

Декарт

Ферма

Бесконечномерная геометрия

Квадрант

Аналитическая геометрия

Тривиальный

Двумерное пространство

Топология

Октант

1 этап. 10 минут.

Объяснить слова по смыслу, попытаться дать определение, сделать чертеж, если необходимо. Записать объяснения слов на листочках.

Листочки сдаются, капитаны зачитывают результаты работы групп. Учитель оценивает и выставляет баллы в таблицу.

2 этап. 15 минут.

Сочинить с полученными словами рассказ, сказку, стихотворение или пр. За каждое используемое слово балл (рассказ может быть абстрактным, не связанным с геометрией, учитывается творческий подход к работе).

Рассказы зачитываются, оцениваются с учетом мнения группы, выставляются баллы в таблицу.

3 этап. 10 минут.

По словарям (каждая группа находит 2 слова) зачитываются истинные формулировки значений терминов. Группам выдаются карточки с правильным значением слов. Сравниваются с объяснением данным учащимися на первом этапе. Проводится анализ ошибок. После этого выдается задание: составить 2-3 предложения с верным смыслом слов, желательно, чтобы предложения были связаны между собой.

Зачитываются, оцениваются, выставляются баллы.

Подведение итогов игры.