Химико-педагогическая игра "Химики при дворе короля Силициума"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Игра «Химики при дворе короля Силициума» (Экскалибур-2001)» была первой игрой, которую мы совместно со студентами четвертого курса ЕГФ ЛГПУ, членами курса по выбору «Проектирование массовых химико-педагогических игр» (ХПИ), спроектировали и реализовали во внеурочной работе со студентами первого курса в начале первого семестра. Проектируя и проводя такие игры, старшекурсники приобретают реальный творческий опыт создания и детальной отработки массовых ХПИ, который используют далее в педагогической практике и будущей работе. Первокурсники узнают друг друга, резко снижается уровень стресса у многих из них, пропадает страх перед учебой в вузе и перед преподавателями вуза, боязнь совершить учебную ошибку: их уже заметили, пусть не в учебе, но в игре, их уважают и ценят, они не чужие, они - свои. Первый курс формируется как коллектив. Принципы, среди которых одним из основных является принцип интеграции предметных субкультур, структура, методика проектирования и организации таких игр были изложены нами ранее в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 на примере ХПИ «Химики - птенцы гнезда Петрова» [1].

Выбор идеи игры обусловлен несколькими соображениями: развитой и широко представленной в литературе, музыке, истории костюма, этикета культурой конца эпохи рыцарства (XV век); наличием большого числа источников, позволяющих детально и стильно спроектировать игру, в том числе и музыкальных для обеспечения звукоряда; возможностью отработать в процессе конструирования игры, её организации и проведения максимальное количество методических знаний и умений, моделей профессиональной деятельности, охватывающих практически весь спектр внеклассной работы учителя. Форма игры - рыцарский турнир. Ниже приведены сценарий игры, методическое обеспечение игры, фотосессия, рефлексивный анализ. С небольшими изменениями игра, апробированная на студентах вуза, с успехом проводилась студентами в школе не только в старших, но и c младших классах (Рыцарский турнир третьеклассников, членов химического кружка гимназии № 64 г. Липецка). Игра проводится во внеурочное время.

Структура и временной лимит игры «Химики при дворе короля Силициума»

Сцены (этапы игры): Пролог: введение - речитатив отца-хронографа, выход глашатая, объявление о начале турнира, выход Бертольда Шварца (студента 4-го курса, возглавлявшего подготовку к игре, члена жюри), выход команд, объявление выхода короля Силициума и его супруги королевы Платины, два круга почета их королевских величеств под церемониальный марш, занятие мест на тронах, объявление правил турнира Шварцем, объявление Силициумом начала турнира (15 мин.); конкурс «»Представление команд» - 3 по 5 мин. = 15 мин. Конкурс «Кто быстрее подкуёт коня» - 3 оруженосца, по 2 вопроса = 4 мин. Конкурс «Танец прекрасных дам» - 5 мин. Конкурс «Конные состязания рыцарей» - 9 мин. Конкурс «Магическая эстафета» - по 1-2 вопроса каждому члену команды, все команды эстафету проходят одновременно - 15 мин. Конкурс «Ода в честь королевы Платины» - 12 мин. Конкурс «Состязание боевых магов-химиков» - 16 мин. Завершение турнира - объявление победителей, указ Силициума, награды, финальная песня - 12-15 мин. Резерв - 4 мин. Итоговое время - 1 час 50 минут. Для игроков время проходит субъективно очень быстро. Реально на игре уложились в 1 час 15 мин.

Рис. 1. Объявление о турнире

Сценарий игры

Отец-хронограф (далее Х): XV век от рождества Христова. Трубят рога. Бьют барабаны. Народ тесной толпой сходится вокруг посыпанной мелким песком площади. Это был день, когда на ристалище выносили все обиды и разочарования. Это был день, когда смелые рыцари сходились в жестокой битве, дабы силой и мужеством разрешить все накопившиеся споры и противоречия. После поединка все обиды считались прощенными.

Минули века, и снова бьют барабаны и гремят трубы, и снова собрались рыцари на наш турнир, но не для того, чтобы свести счеты с обидчиками, а для того, чтобы найти новых друзей и с пользой и интересом провести время. Указывает на вход в аудиторию. Звучит марш. Под звуки марша начинается выход команд. Три команды в полном вооружении, с гербами, знаменами проходят два раза по кругу и расходятся по сторонам кабинета. Выход каждой команды комментирует глашатай.

Рис. 2. Выход команд

Г: На наш ежегодный рыцарский турнир «Эскалибур-2001», организуемый нашим светлейшим королем Силициумом в честь его великого предка - короля Артура, собрались сильнейшие рыцари страны Химляндии: рыцарь Ордена тиофена, лорд гордый Тиофен в обществе волшебницы Горгоны и его свиты. Команда Тиофена выходит под музыку, делает круг почета, останавливается, выстраивается. Рыцарь делает глубокий поклон. Состав команды: рыцарь, его прекрасная дама, оруженосец, боевой маг, конь. Временно в команде присутствует злой колдун. Далее на ристалище выходит рыцарь, герцог кобальтовых земель, сэр Аргон и его победоносная дружина «Победоносные ингибиторы, укротители химических реакций». Состав команды: рыцарь, дама, оруженосец, боевой маг, конь, дракон. Третьей выходит команда рыцаря Титанового ордена меченосцев, обладателя оксидной пленки, противника сжигания на кострах и растворения в щелочах, владельца Титановых, циркониевых и гафниевых земель, сэр благородный Нарцисс, приехавшего со своей дружиной с далекого острова Титаника.

Г: Позвольте представить вам судей. В молодости боевой, высокочтимый рыцарь, чернокнижник Константин фон Анклицен, затем принявший схиму, сменивший имя и в миру более известный как монах Бертольд Шварц. Грозное прозвище Шварц он получил от смертельно боявшихся его врагов - сарацинских мавров. Уважаемый Бертольд (с испугом), а где же Ваши коллеги. Почему Вы один?

Ш: Случилось ужасное несчастье. По дороге на турнир на нас напали разбойники. Мои коллеги пали смертью героев. Мир праху их. Но турнир должен состояться. Как же быть? Придется использовать опасное и ужасное заклинание вызова коллег из другого времени. Произносит заклинание: О время, разверзнись и предъяви своё могущество! Пусть появятся достойные судьи, коллеги из будущего. Взрывает смесь KClO3 и P. Из лаборантской комнаты в аудиторию «вносит» еще двух судей женского пола. Они, едва удерживаясь на ногах и озираясь, произносят: «Где мы, что случилось?».

Г: Вы на рыцарском турнире, представьтесь, пожалуйста.

Дама 1: Меня зовут Мария Склодовская Кюри.

Дама 2: А меня - Филоненко Елизавета Петровна

Ш: Повезло! Повезло!!! Я видел в магическом зеркале. Это наши потомки. Выдающаяся польская женщина-ученый, открывшая со своим мужем Пьером Кюри полоний, радий. Женщина, стоящая у истоков нового могучего направления химии - радиохимии. И рядом русская учительница конца XIX, автор учебников «Азбука химии» и «Органическая химия».

Рис. 3. Жюри

Г: Его величество король Силициум XIV с его венценосной супругой, королевой Платиной. Под музыку выходят Король Силициум (далее Сил) и королева Платина (далее П). Делают два круга, кивая публике и членам команд. Публика сгибается в почтительном поклоне. Силициум усаживает Платину на трон и садится сам на другой.

Сил (встает): Многоуважаемые гости, ремесленники, крестьяне, купцы, приехавшие из далёка, из-за моря рыцари и дружины их. Я король Земли периодической Силициум XIV, помазанный на правление царства нашего именем и дыханием отца нашего, светлейшего и величайшего императора всея химии, химического базилевса всех времен и народов Дмитрия Ивановича Менделеева, открывшего и покорившего все карликовые царства элементов, повелеваю:

Рыцарский турнир в честь красивейшей и прекраснейшей королевы Платины, супруги и матери детей наших - активнейшего и храбрейшего герцога Оксигениума Молибденского, твердейшего и светлейшего герцога Нитрида Борского и красавиц герцогинь светлейшей Аргентины Сульфурской и ярчайшей Ауриты Селенской считать открытым.

Вассалам, рыцарям моим храбрым, соревноваться без трусости и подлости, честно, как подобает в рамках правил турнирных для куртуазного и французского турниров и стязать себе славу на веки веков.

Прекрасным дамам - по сторонам не глазеть, болеть за рыцаря своего и поддерживать его душой и сердцем.

Публике честной - отдыхать и веселиться, пиво и меды пить, карамель жевать да не сорить, за свои команды болеть, но и другим командам не гадить.

Рис. 4. Король Силициум и его супруга Платина

Г: Многоуважаемый Бертольд, зачитайте правила турнира.

Ш: Правила турнира следующие:

  • Рыцари не теряют хладнокровия и сражаются до первой виртуальной крови. Реальной крови быть не должно!
  • Ежели рыцарь вызван на ристалище в течение трех раз, но не явился на него, то ему засчитывается поражение, его честь считается запятнанной, и он исключается из числа турнирных бойцов до разрешения судейской комиссией, но не менее, чем на год.
  • Рыцарь на турнир должен явиться на коне или ином транспортном средстве, в броне, при мече и другом вооружении, со свитой и, самое главное, в сопровождении прекрасной дамы.
  • Судьи оценивают рыцарские схватки - беспристрастно, справедливо, открыто.
  • Результаты боев объявляются после каждого состязания и вывешиваются на турнирной доске.

Г: Состязание первое. Представление команд. Каждая команда представляет всех своих участников. Начинает команда Тиофенов, продолжает команда Ингибиторов, и заканчивает команда Титаников.

Члены команд по очереди демонстрируют свой герб, девиз, показывают домашние задания. Это небольшие сценки борьбы со злым колдуном, попытавшимся украсть прекрасную даму, смешные сценки встречи команды в пути с драконом и борьбы с ним и т.д.

Г: Уважаемые судьи, Вам слово.

Судьи (далее С): Мы оценивали первый конкурс по следующим параметрам: идея представления и её реализация - 3 балла, костюмы - до 1 балла на члена команды; вооружение - тоже до 1 балла; гербы, девизы и другая атрибутика - до 1 балла; наличие транспортного средства передвижения рыцаря - до 2 баллов. Критерии оценок: оригинальность, самостоятельность, стильность, соответствие эпохе, юмор, артистизм, трудоемкость.

Результаты состязания таковы:……..

Г: Поздравим команды с первым конкурсом.

Рис. 5. Команда перед конкурсом

Г: А теперь начинаем конкурс «Кто быстрее подкует коня». Я приглашаю на сцену (около подиума, спиной к королю) оруженосцев рыцарей со своими средствами передвижения. Проводить этот конкурс мне поможет придворный маг - маг воздуха, уважаемый мэтр Флогистон (Далее Ф). Мэтр Флогистон, будьте добры выйти к нам на ристалище.

Ф: Господа оруженосцы. Ваша задача - как можно быстрее подковать средство передвижения вашего рыцаря. Для этого вам надо правильно ответить на четыре вопроса. За каждый правильный ответ вы получаете одну подкову. Побеждает тот, чье транспортное средство быстрее получит четыре подковы. Его оценка - 4 балла. Если оруженосец подготовлен плохо, скакун может остаться хромым, а команда потерять баллы. Сигнал о готовности к ответу - поднятая рука. Судьи - готовы? Начали! Маг Флогистон открывает толстую книгу и начинает задавать вопросы химического содержания.

Рис. 6. Оруженосцы перед ковкой

Г: Конкурс закончен. Господа судьи, объявите результаты.

Жюри объявляет результаты конкурса. Отец-хронограф фиксирует их на листе бумаги формата А0, так, чтобы зрители все видели.

Г: Следующий поединок «Конные состязания рыцарей». Стиль поединка - куртуазный - один против одного. Господа рыцари, прошу на ристалище с транспортными средствами. Господа судьи, прошу огласить правила состязания.

С: Рыцари попарно, верхом на транспортных средствах выходят в центр ристалища на боевую площадку, ограниченную кругом. Задача рыцарей - вытолкнуть соперника из круга. Если конь или иное средство заступил за границу круга или если выхода за круг не было, но рыцарь не усидел на коне, рыцарю засчитывается проигрыш. Выигравший приносит команде 5 баллов, проигравший не вносит ничего.

Г: Проводить конкурс нам помогут придворные маги - уже знакомый вам маг воздуха Флогистон и его коллеги - маг воды, мэтр Гидроксоний и маг огня, мэтр Энтальпий. Гопода маги, займите свои наблюдательные посты вокруг боевой площадки. Маг фиксирует выход пары за пределы площадки хлопком в ладоши. Готовы? Приступаем к конкурсу. Первыми на поединок вызывается пара: ….

Рис. 7. Схватка рыцарей

Г: Конкурс завершен. Господа маги и судьи, объявите результаты. Господин хронограф, объявите общие суммы баллов.

Х: Команда рыцаря …. - баллов, команда рыцаря …… - баллов, команда рыцаря …… - баллов.

Г: Приступаем к следующему состязанию, начинается конкурс «Танец прекрасных дам». Сэры рыцари, выведите ваших дам на ристалище. Прекрасные дамы, поддержите своих кавалеров танцем, возрадуйте своей красотой короля нашего Силициума. Менестрель, музыка!!!

Ш: Мне, право, очень трудно выбрать кого либо, я совершенно очарован. Каждая дама прекрасна по-своему. Каждый костюм красив и оригинален. Ах, эти танцы совсем свели меня с ума. Мы посовещались и приняли соломоново решение. В этом турнире побеждает молодость и красота. А поэтому каждая дама зарабатывает в копилку команды высший балл - 5 баллов. Надеюсь, что после конкурса все три дамы не откажут мне в танце?

Г: Приступим к следующему этапу. Этот этап называется «Состязание рыцарей в меткости и команд в уме». Для проведения этого этапа мне нужна помощь двух зрителей мужского пола. Добрые люди, пожалуйста, осторожно возьмите в руки мишень и переместите ее на стрельбище (указывает, где следует расположить мишень). Милостивые судьи, прошу объявить условия соревнования.

С: Сэры рыцари! На проволоке висят 9 шаров, объединенных в три серии по три шара. Первая серия соответствует легким вопросам, вторая - вопросам средней тяжести, третья - трудным вопросам. Вам следует проявить меткость и поразить дротиком по одному шару из каждой серии. В шаре вы обнаружите записку с вопросом. Вы должны сами или с помощью вашей дружины как можно быстрее ответить на вопрос. Цена правильного ответа на легкий, средний и трудный вопрос - 1, 2, 3 балла соответственно. Итого, всего можно заработать шесть баллов. При равном числе правильных ответов поощрительный балл присуждается за скорость ответа, и выигрывает рыцарь, быстрее ответивший на все вопросы. Глашатай, приступаем к конкурсу. На позицию вызывается рыцарь …… и т.д. ….. Господа судьи, каково ваше решение? Судьи объявляют итоги конкурса.

Рис. 8. Кто метче

Г: Приглашаем команды принять участие в магической эстафете. Мэтры маги, прошу занять контрольные площадки. Маги с книгами занимают площадки. Боковой судья - займите позицию на траверзе всех мэтров. Судьи, объявите условия конкурса.

С: Члены команд выстраиваются в три колонны, друг за другом. Каждый член команды по очереди подбегает к мэтру магу, выслушивает вопрос, отвечает на него и по возвращении становится в хвост своей команды. Участвуют все, даже конь или иное средство передвижения. Каждая команда должна сделать по два полных круга-оборота. Мэтры оценивают число правильных ответов. Боковой судья - скорость ответов команд в целом. За правильный ответ - балл. При равенстве числа ответов начисляется балл за скорость.

Г: Уважаемые мэтры и судьи, каково ваше мнение? Кто же победил в этом конкурсе?

Мэтры: Оглашают результаты магической эстафеты. Боковой судья оценивает скорость работы команд.

Г: А теперь конкурс «Ода в честь королевы Платины».

Пример оды Сэра Нарцисса: «Я удостоился чести приветствовать Вас, написать Вам оду! Платине слагаю оду я! Вы - царица, прав ли я? Решить самой Вам предлагаю. Вы самый дорогой металл, блистаете на пальцах и ушах. Вращаетесь средь светских дам, Сердца складают рыцари для Вас, к Вашим ногам. Не каждый может Вас купить, пусть даже грамм, ведь надо много накопить. Вы - ценный капитал! Но, несмотря на царственность свою, в промышленности Вы всегда в строю». Далее выступают еще два рыцаря.

Рис. 9. Ода в честь королевы Платины

Сил (не выдерживает): В конце концов, госпожа Платина моя супруга и я тоже хотел бы прочесть оду в её честь:

«Жена моя верная, Платина милая, солнцем облитая, вечно красивая.

Ты - серебристая, ты - тугоплавкая, солнце лучистое, яблочко сладкое.

Слишком рассеянна, очень уж редкая, но ты страну одарила и детками -

Осмием, Родием, светлым Палладием, дружно в семействе твоем дети ладили.

Ты - лучезарная, ты - и устойчива, всем веществам, кавалерам настойчивым

Ты отказала вступить им в реакцию, мне не пришлось требовать сатисфакции.

Знаю, есть враг, эта водочка царская! Мы беззащитны пред ней, дело скверное.

Но ты не бойся, то дело не барское. Нас защитят наши рыцари верные.

С ними - стоящими рядом дружинами, мы устоим перед черными силами.

Рыцари Платины, славьтесь в веках и королеве служите всегда!»

Г: Переходим к последнему конкурсу - Конкурсу боевых магов. Маги, прошу привести свои магические способности в полную готовность. Судьи, объявите условия состязания.

С: Волшебники дружин демонстрируют свои магические возможности (проводят химические реакции). Оценивается знание магии (техники и методики выполнения опытов), знание химизмов опытов, красота магических заклинаний, эффектность, безопасность.

Г: Приступаем. Волшебница Цирцея, Радужный маг и Огненный Дракон демонстрируют своё искусство

Рис. 10. Цирцея готовится сжигать корабли Рис. 11. Радуга на столе

Г: Господа судьи, ваш комментарий? Судьи подводят итоги.

Г: Отец-хронограф, подведите черту, кто же выиграл в нашем сегодняшнем турнире.

Х: Анализирует данные грифельной доски (листа ватмана) и подводит итоги.

Г: Итак, турнир «Эскалибур-2001 выиграл рыцарь Титанового ордена меченосцев, сэр благородный Нарцисс со своей славной дружиной. Поздравим победителей. Далее объявляются II и III места.

Награды победителям вручит светлейшая и могущественная королева нашего государства, королева Платина. Звучит гонг, фанфары.

Г: Его величество, король Силициум.

Сил: Мои сограждане, ленные вассалы, верные рыцари и их дружины, ремесленники, крестьяне, купцы, гости заморские, слушай мой королевский указ:

Считать, что дружина моя рыцарская сильна, быстра, ловка, кропотлива и фантазией и сметкой богата, но к химическим боям пока еще не так сильно готова, как надо бы. А посему, маршалам моим, старостам и всему остальному студенческому люду наладить еженедельные тренировочные бои на поле химии и провести учения полностью приближенные к боевым в январе 2002 года во время сессии.

Хронографу, вместе с моими верными помощниками и помощницами, закаленной в боях гвардией 4-го курса составить полную подробную летопись всех событий турнира и ознакомить с ней публику не позже, чем в два дня.

В честь участников турнира провести праздничное шествие, которое организовать здесь и немедля.

Следующий конкурс «Экскалибур-2002» провести в октябре 2002, пригласив к участию в конкурсе студентов нового набора.

В честь всех нас сейчас спеть финальную песню Великих игроков химиков, а в честь победителей турнира объявить сегодня танцы до упаду, то есть до 21.00.

Дружины рыцарские в соответствии с местами занятыми, помощники их славные, для проведения церемониального марша шествия вслед за глашатаем и судьями становись.

Барды мои и менестрели - музыку!

Финальная песня

(перефраз на мелодию из «Юнона и Авось, мелодический рисунок упрощён)

Начиная новое столетье, знаем мы, что, как и в прошлый век,

Мы плюем на разрухи лихолетье, лишь игрою ты жив, лишь игрою ты жив,

лишь игрой - человек.

Аллилуйя всем сладостным дамам, магам, рыцарям, судьям, статистам.

Каждый был здесь товарищем, братом, и роднею нам всем, и роднею нам всем,

и артистом.

Аллилуйя всем нашим командам! Вся игра пролетела аллюром!

Ах, какие здесь были таланты! Аллилуйя игре, аллилуйя игре, аллилуйя!

Мы сражались без злобы и мести, и сердца наполняли простором.

Хорошо, что сегодня мы вместе. Аллилуйя игре, аллилуйя игре, споем хором!!!

Также см Приложение.

Литература:

Шабаршин В.М. Проектирование и организация химико-педагогических игр на основе принципа интеграции субкультур / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Cб. тезисов. 2003-2004 учебн. год. М.: ООО «Изд-во «Первое сентября», ООО «Чистые пруды», 2004. - С. 345. Электрон. Опт. Диск (CD-ROM) «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. 2003-2004 учебный год».Материалы участников. Статья имеется на сайте https://urok.1sept.ru/2003_2004/ на страничке https://urok.1sept.ru/2003_2004/index.php?member=101771