Интегрированный урок по литературе. "Надрывается сердце от муки…", 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


В пояснительной записке к Государственному образовательному стандарту по литературе особо подчеркивается, что специфика литературы определяется её сущностью как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая разнообразие и богатство человеческого бытия в художественных образах. С другими видами искусства её роднит освоение мира как живого, конкретного целого, образность, обращённость к эстетическому идеалу, индивидуально-психическое начало, полифункциональность: познавательная, эстетическая, воспитательная, коммуникативная функции.

Русская литература всегда пробуждала доброе, сочувственное отношение к униженным и оскорбленным, вызывала протест против поругания их чести, достоинства против угнетения человека, в какой бы форме оно не выражалось. Особенно это проявилось в литературе XIX в у представителей критического реализма.

Там детям нельзя оставаться детьми.

Ф. Достоевский.

Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя,
сама просится на холст, действительность слишком возмутительна,
чтобы со спокойной совестью вышивать узоры.

И. Репин.

“Надрывается сердце от муки…”

(урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Изображение жизни и страданий детей в романе.)

Цель: показать органическое соединение трех видов искусства: художественного слова, живописи и музыки в освоении одной из главных проблем – доли детей из народа.

Оборудование: музыкальный трек из кинофильма “Петербургские тайны”, поставленного по роману Крестовского; романс Мусоргского на его собственные слова “Сиротка” (грамзапись); портреты “Могучей кучки”, портреты художников – передвижников; репродукции картин В.Перова “Спящие дети”, “Тройка”, “Проводы покойника”. На доске эпиграфы.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Сегодня нам предстоит серьезный разговор о детских страданиях, изображенных в романе писателя Достоевского, на полотнах художника Перова и в музыке композитора Мусоргского.

60-80 гг. XIX века в истории развития русской культуры называют эпохой Возрождения. Гуманистические идеи были положительно восприняты многими писателями, художниками, музыкантами, идущими по пути развития критического реализма в искусстве.

Появляется целая плеяда новых творцов: в литературе это Некрасов, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин; в музыке это “Могучая кучка” (Бородин, Балакирев, Мусоргский и другие); в живописи это художники-передвижники (Перов, Мясоедов, Ге, Маковский и другие).

Все они способствовали наиболее глубокому выражению чаяний народа. Давайте посмотрим, как представители разных видов искусства, творившие в одно и тоже время, раскрывают наболевшие вопросы эпохи. И, конечно, одной из главных проблем было положение детей из народа. Окунуться в этот мир, представить его поможет музыка из кинофильма “Петербургские тайны”. (На экран проецируются слайды с изображением трущоб Петербурга).

2. Сообщение ученицы об условиях городской действительности, в которых живет простой народ в романе Достоевского “Преступление и наказание”.

3. С каким чувством описывает автор картины жизни “униженных и оскорбленных”? (подвести к выводу: Картины жизни “униженных и оскорбленных”, рисующие нищету и безмерные страдания простых людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости).

Должен ли так жить человек? (Читая страницы журнала Достоевского, понимаешь: так человек жить не может).

Учитель: Многие художники-передвижники, подобно Достоевскому, изображали “цивилизованный город”, для которого были характерны унижение человека, нужда и страдания. Стремясь “ударить по сердцам с неведомой силой”, художники смело отходили от старых канонов живописи. Вместо тщательной обработки внешних деталей с цветовой “разобщенностью” - неяркая гамма красок, мастерство светотени, объединяющие все компоненты картины в художественное целое. Это был шаг вперед в художественном изображении жизни.

На большинстве полотен изображены дети. Героя романа Достоевского, Родиона Раскольникова, тоже тревожит судьба детей.

Приведите из романа примеры тревоги Раскольникова за детей. (ответы учащихся, зачитывание отрывков из романа).

Раскольников прежде всего думает о детях. Что он говорит о детях в разговоре с Соней?

“Неужели не видала ты здесь детей по углам, которых матери милостыню высылают просить? – спрашивает он Соню.- Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратник и вор.”

Какие слова являются ключевыми? Какой вывод можно сделать? (вывод: действительность растлевает души детей.)

В романе Достоевского мы видим детей во многих злачных местах. Откройте 2 главу. Где происходит действие? (в распивочной). Какова обстановка в распивочной? Что сказано о детях? Какова их реакция на рассказ Мармеладова? Много ли сказано об этих детях? (нет).

Учитель: Недосказанность – один из художественных приемов Достоевского. Этой недосказанностью он заставляет нас задуматься о судьбе этих детей.

Какие вопросы, касающиеся жизни этих детей, возникли у вас?

Приблизительные ответы учащихся:

  • Почему в таком месте?
  • Сколько им платят?
  • Как относится к ним хозяин?
  • Какие нравственные уроки они отсюда вынесут?

Какой вывод можно сделать из поставленных вами вопросов?

Вывод: В такой обстановке дети накапливают отрицательный жизненный опыт. В них уже сейчас нет сочувствия (хихикают, слушая рассказ Мармеладова), они воспитываются по закону “человек человеку волк”.

Встречали ли мы в литературе детей, отданных “в люди”. (примеры: Ванька у Чехова, Алеша у Горького).

Примеры, конечно, есть. Да и Достоевский дает нам еще одну мимолетную картину: “В распивочной раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский надтреснутый семилетний голосок, певший “хуторок”.

Почему голосок надтреснутый?

(Ответы учащихся: Оттого, что семилетний. Оттого, что сегодня уже много пел. Возможно, оттого, что простудился.)

Учитель: Видно мастерство писателя-гуманиста, несколькими словами создающего незабываемый образ, будоражащий наше сознание.

Дети в распивочной, ребенок у входа в распивочную…Что этим хотел сказать Достоевский? (таких обездоленных детей очень много, они встречаются на каждом шагу).

Эти дети, работающие “в людях”, показаны эпизодически, более подробно Достоевский описывает жизнь детей в семье Мармеладовых.

В каких условиях живет эта семья?
Какова судьба старшей дочери Сони?
Какими мы видим младших детей?
Какие чувства вызывает описание этих детей?

(Ответы учащихся, зачитывание цитат из текста).

Таких же обездоленных детей мы видим на полотнах Перова. Художник чуток к страданиям человека. В целом ряде картин он обращается к детским образам. Незащищенность детей делает полотна художника особенно проникновенными. Картина “Спящие дети” как бы продолжает наш разговор. Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина?

(Ответы учащихся.)

Теме непосильного труда подмастерьев посвящена и картина Перова “Тройка”.

Что вы видите на картине?

Обратите внимание на лица детей. (Какие лица, как одеты?)

Как художник показал, что детям тяжело?

Какие чувства вызывает у вас картина?

Этих же детей мы видим в части 2, главе 7. (Сцена смерти Мармеладова.)

До его смерти это все же была семья. С его смертью все рушится.

Какими мы видим детей в этот момент?

Какие вопросы волнуют Катерину Ивановну?

Как сложилась бы судьба этих детей? (не прояви милость Свидригайлов)

(Ответы учащихся, текст).

Учитель: Эта сцена, изображающая сцену смерти кормильца в семье наполнена безысходным горем. Она перекликается с картиной Перова “Проводы покойника”.

Что видим на картине?

Какие чувства она вызывает?

Подумайте, какова дальнейшая судьба детей, изображенных на картине?

(Ответы учащихся)

О судьбе детей, сирот и один из лучших романсов Мусоргского (на его собственные слова) “Сиротка”.

(Прослушивание грамзаписи)

Кто герой романса и что делает? (деревенский мальчик, сирота, прерывающимся голосом лепечет, прося милостыню.)

Какая интонация преобладает?

(Напряженная, тревожная, умоляющая, включены торопливые, бессвязные возгласы, прерывистое дыхание.)

Как вы думаете, сиротка получил милостыню? (нет!)

А почему? (последний аккорд неустойчивый, говорит о том, что сирота так и остался с протянутой ручонкой.)

4. Наш разговор подходит к концу. Что мы сегодня узнали на уроке?

(Узнали, что художники, писатели, композиторы не были равнодушны к человеческому горю, умели показать это бездонное горе в своих произведениях.)

Учитель: Да, во всех художественных творениях, на которые мы сегодня обратили внимание, говорится о детях. Художники обвиняют преступное общество, загоняющее людей в “жизненные тупики”.

Достоевский, Перов, Мусоргский выражали бездонное человеческое горе. Муза этих художников всегда была: “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страдания и оков…”