Урок-исследование "Особенности скелета человека"

Разделы: Биология


Тип урока: Урок – исследование

“Много есть чудес на свете,
Человек — их всех чудесней”

Софокл

Мы продолжаем познавать себя — один из более 1,5 миллионов видов живых существ, населяющих планету Земля, имя которому Человек разумный.

Как вы думаете, имеет ли скелет человека отличительные особенности строения?

(Объявляется тема урока — “Особенности скелета человека” и цель: установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.)

Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек; каждая группа получает один из шести вариантов задания.

Результатом работы в группе должно стать выявление отличительных особенностей разных отделов скелета человека и установление причин, которыми обусловлены появившиеся изменения.

Вариант № 1.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок2>.

Сравнить череп человека и млекопитающего животного: какой отдел более развит у животного? А у человека? Как вы думаете, почему?

Вариант № 2.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок3>, <Рисунок4>.

Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного: чем отличается позвоночник человека от позвоночника животного по форме? По строению позвонков? Чем вы объясните такие особенности в позвоночнике человека?

Вариант № 3.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок5>.

Сравнить грудную клетку человека и млекопитающего животного: чем различаются по форме грудные клетки? Как вы объясните это различие?

Вариант № 4.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок6>.

Сравнить тазовый пояс человека и млекопитающего животного: в чем различие формы таза у человека и животного? С чем связано это различие?

Вариант № 5.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок7>.

Сравнить строение верхней конечности человека и млекопитающего животного: какая часть конечности имеет отличительные особенности? Как вы объясните это? Какое значение для человека имеют эти отличия в строении?

Вариант № 6.

Смотри <Рисунок1>, <Рисунок8>, <Рисунок9>.

Сравнить строение нижней конечности человека и млекопитающего животного: какие особенности строения отличают нижние конечности человека? Чем они обусловлены? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?

По окончании работы в группах в классе проходит обсуждение результатов и заполнение в тетради таблицы “Особенности скелет человека”:

Отдел скелета

Особенности, свойственные скелету человека

Причины появления этих особенностей

Череп Преобладание мозгового отдела над лицевым Увеличение объема головного мозга; развитие речи
Позвоночник Изгибы; массивность костей поясницы; срастание позвоночного крестца Прямохождение; смещение центра тяжести
Грудная клетка Расширена в стороны Прямохождение
Таз Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости Прямохождение; смещение центра тяжести
Верхние конечности Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец Трудовая деятельность
Нижние конечности Массивные кости; сводчатая стопа Прямохождение; смещение центра тяжести

Итогом урока является формирование вывода по уроку и запись его в тетради:

скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи; эти факторы являются определяющими антропогенеза.