Повторительно-обобщающий урок-игра "Байт на байт"по теме: "Информация и информационные процессы. Система счисления"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Повторение, закрепление и углубление изученного материала по теме “Информация и информационные процессы”.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить.

Тип урока: обобщающий урок (урок-игра, в уроке участвует целый класс, 2 команды, командиры команд помогают учителю).

Технология: групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные карточки с заданиями, канцелярские принадлежности, листок для оценивания результатов.

Оформление доски: таблица с цифрами(8 x 8=64), названия команд, условные обозначения.

План урока:

Организационный момент (7 мин).
Представление каждой команды (3 мин).
Игра “Байт на Байт” (70 мин).
Подведение итогов и награждение победителей (5 мин).

Подготовительная работа:

Повторить пройденный материал.
Придумать название команды, сделать эмблему.
Составить и оформить ребусы по данной теме.

Ход урока

1. Организационный момент (знакомство с правилами игры и условными обозначениями)

Лицевая сторона

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Варианты условных обозначений.

Конкурс для команды, выбравшей этот сектор. В случае выигрыша команда получает то количество очков, которое стоит в этом секторе (в данном случае – 5). В случае если команда не выполнит задание или не ответит, эти очки идут команде соперников. Следующий сектор и в случае выигрыша и в случае поражения выбирает другая команда.

Переход хода. Право выбора сектора передается другой команде. Этот знак может обозначать также и конкурс для болельщиков.

В этом конкурсе участвуют обе команды. Очки идут команде, выигравшей этот конкурс. Право выбора сектора остаётся у той же команды (10 баллов).

Команда получает эти очки без выполнения задания и делает следующий ход (выбирает ещё один сектор).

Команде задаются 3 вопроса. Если она не отвечает хотя бы на один вопрос, очки передаются команде соперников.

Вопросы на повторение из ранее пройденных тем.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

Вариант обратной стороны игрового поля

 

2. Представление каждой команды

    Название команды, эмблема, домашнее задание

3/ Игра “Байт на Байт”

А. Конкурс для капитанов

Переведите числа из стихотворения в десятичную систему счисления.

Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ

 

Б. Задания

  1. Переведите 2510 в 16-ую систему счисления. (19)
  2. Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк, на каждой странице, по 40 символов в строке. (4000 байт)
  3. Приз. (3 балла).
  4. Обе команды. Отгадать кроссворд.
  5. Вопросы:

    1. Сведения, сообщения, сигналы – это…(информация)
    2. Свойство информации, характеризующее её достаточность для понимания и принятия решения (полнота).
    3.Информационный процесс. (передача)
    4.Процесс преобразования одного набора знаков в другой. (кодирование)

  6. Переведите 10112 в 10-ую систему счисления.(11)
  7. Приз. (2 балла).
  8. Повторение. Устройство для вывода информации на экран. (монитор или дисплей).
  9. Вирус. Переход хода.
  10. Приз. (5 баллов).
  11. Вирус. Переход хода.
  12. Выполните арифметическое действие: 1А1616. (25)
  13. Повторение. Устройство вывода информации на бумагу. (Принтер)
  14. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах. (400 и 420 бит)
  15. “Вы выходите на следующей остановке?” - спросили человека в автобусе. “нет”, - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
  16. Обе команды. Заполните таблицу:
  17. Биты

    Байты

    Килобайты

    ….

    1

    12288

    3584

    9

    98304

    16896

    20

    204800

    102400

    126

  18. Приз. (5 баллов).
  19. Выполните арифметическое действие: 100112-1102. (1101)
  20. Повторение. Устройство для считывания графической информации в компьютер. (сканер)
  21. Обе команды. В течение 30 секунд записать глаголы, отвечая на вопрос: “Что можно делать с информацией?” (создавать, удалять, копировать, передавать и т. д.). Затем одинаковые вычеркнуть, у какой команды больше тот и получает баллы.
  22. Блиц.
  23. назовите минимальную единицу информации; (бит)
    сколько битов содержится в одном байте; (8 бит)
    сколько битов в слове “БИТ”. (24 бита)

  24. Была получена телеграмма: “Встречайте, вагон 7”. Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?(4 бита)
  25. Приз. (3 балла).
  26. Переведите 2510 в 2-ую систему счисления. (11001)
  27. Повторение. Кабель, состоящий из множества проводов. (магистраль)
  28. Вирус. Переход хода.
  29. Выполните арифметическое действие:1С16-F16. (D)
  30. Приз. (4 балла).
  31. Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение? (256 символов)
  32. Обе команды. Ответить на вопросы небольшого теста:
    1. В информатике количество информации определяется как
    2. А) мера уменьшения неопределенности;
      Б) скорость передачи информации;
      В) достоверность информации;
      Г) объем оперативной памяти.

    3. 1 килобайт – это:
    4. А) 1000 символов;
      Б) 8 битов;
      В) 1000 байтов;
      Г) 1024 байтов.

    5. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения количества информации.
    6. А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
      Б) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
      В) килобайт, гигабайт, мегабайт, байт;
      Г) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт.

    7. Подсчитайте, сколько битов информации (с учетом пробелов) несет следующее выражение: “VELE, VIDE, VICI”(“Пришел, увидел, победил”)
    8. А) 280;
      Б) 200;
      В) 128.
      (1 – А, 2 – Г, 3 – Б, 4 - В)

  1. Переведите 2016 в 10-ую систему счисления. (32)
  2. Вирус. Переход хода.
  3. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. сколько информации получили школьники из этого сообщения? (2 бита)
  4. Приз. (2 балла).
  5. Повторение. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть.(модем)
  6. Запишите формулу Хартли. (I= log2N.)
  7. Обе команды. Расшифруйте фразу по азбуке Морзе. (Мы отличные ученики!)
  8. Приз. (5 баллов).
  9. Вирус. Переход хода.
  10. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
  11. Выполните арифметическое действие: 11002+1102. (10010)
  12. Повторение. Центральное устройство компьютера. (процессор)
  13. Приз. (3 балла).
  14. Обе команды. Расшифруйте фразу, заменяя цифру соответствующей буквой в алфавите. (информация – это сведения…)
  15. Повторение. Устройство для вывода сложной графической информации. (плоттер)
  16. Запишите формулу Шеннона.
  17. Повторение. Устройство для ввода звуковой информации. (микрофон)
  18. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар? (3 бита)
  19. Обе команды. Отгадать ребус. (принтер)
  20.  

  21. Переведите 2510 в 8-ую систему счисления. (31)
  22. Повторение. Устройство для вывода звуковой информации. (акустические колонки, наушники)
  23. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном  алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов? (4 символа)
  24. Вирус. Переход хода.
  25. Обе команды. Данную последовательность битов разделите на байты. По таблице каждый байт замените соответствующей буквой. Какую фразу вы получили? (победа будет за нами!)
  26. 000100000000111100000001000001010000100000000000
    000000100010100000001000000010100010011000010000
    00000000000111000000000000011010000100100100001

    байт буква байт буква
    00000000 А 00010010 С
    00000001 Б 00010011 Т
    00000010 В 00010100 У
    00000011 Г 00010101 Ф
    00000100 Д 00010110 Х
    00000101 Е 00010111 Ц
    00000110 Ё 00011000 Ч
    00000111 Ж 00011001 Ш
    00001000 З 00011010 Щ
    00001001 И 00011011 Ъ
    00001010 Й 00011100 Ы
    00001011 К 00011101 Ь
    00001100 Л 00011110 Э
    00001101 М 00011111 Ю
    00001110 Н 00100000 Я
    00001111 О 00100001 !
    00010000 П 00100010 ?
    00010001 Р 00100011 -
  27. Переведите 10112 в 16-ую систему счисления. (В)
  28. Блиц.

– что является основанием 16-ой системы счисления?
– сколько байт в слове “БАЙТ”?
– приведите пример непозиционной системы счисления.

  1. Вирус. Переход хода.
  1. Вирус. Переход хода.
  2. Выполните арифметическое действие: С1616. ()
  3. Обе команды. Найти из таблицы 5 свойств информации.
  4. К Д О М Г Ц Й Ц Ж И О Н
    Р О Е К Р Т И Е П К В П
    А С Т О В Е Р Н О С Т Ь
    Т А У Ь Т С О Н Л Н Е Л
    К И Ы Н Ш А Е Е Н Е О Б
    О Г П О Н Я Т Н О С Т Ь
    С М Я К А П Н К Т Н А И
    Т У С Т В О О Ш А Р З М
    Ь В Н П О Н В Е Н Е И Н

    Ответ:

    К Д О М Г Ц Й Ц Ж И О Н
    Р О Е К Р Т И Е П К В П
    А С Т О В Е Р Н О С Т Ь
    Т А У Ь Т С О Н Л Н Е Л
    К И Ы Н Ш А Е Е Н Е О Б
    О Г П О Н Я Т Н О С Т Ь
    С М Я К А П Н К Т Н А И
    Т У С Т В О О Ш А Р З М
    Ь В Н П О Н В Е Н Е И Н
  5. Переведите 2016 в 2-ую систему счисления. (100000)
  6. Приз. (5 баллов).
  7. Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?
  8. Повторение. Устройство для ввода числовой и текстовой информации. (клавиатура)
  9. Выполните арифметическое действие: 1012*1012.(11001)

4. Подведение итогов и награждение победителей (выставляются оценки).