Внеклассное мероприятие по теме: "Я навсегда остаюсь тебе верным, моя Сибирь"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • познакомить с историей родного края;
  • углубить познания о современном развитии края и родного города;
  • воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему, стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Оборудование:

  • карта России;
  • “часы времени”;
  • музыкальное оформление, видеокассета;
  • большой кристалл соли (как символ эстафеты поколений);
  • рисунки учащихся, посвященных городу.

Ведущий предлагает посмотреть на карту России и показывает какое место на ней занимает Сибирь.

— Звучит музыка. Под ее сопровождение ученик и ученица читают стихотворение.

Мальчик:

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Гряды гор и рек прозрачных,
А в лесу зверья полно,
Соболь, белка и куница,
И лисица и олень.

Девочка:

Летом белые ромашки,
Распустили свои шляпки.
Солнце яркое над ними
Освещает лес густой.

Вместе:

Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Ведущий:

— Год 1582, 1 сентября (переводит стрелку на “часах времени” под музыкальное сопровождение, имитирующего ход часов).

— Рассказ о Ермаке (портрет— иллюстрация, автобиографическая справка).

EPMAK Тимофеевич (между 1537 и 1540–1585), российский казачий атаман. Походом в 1582–1585 положил начало освоению Сибири Русским государством.

ЕРМАК (Ермолай) Тимофеевич, кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине — 5 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571).

Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже, многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Голод в родных краях вынудил его, крестьянского сына, человека недюжинной физической силы, бежать на Волгу, чтобы наняться к старому казаку в “чуры” (разнорабочий в мирное время и оруженосец в походах). Вскоре в бою он добыл себе оружие и примерно с 1562 начал “полевать” — постигать ратное дело. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем. Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом. В Ливонской войне 1581 командовал флотилией волжских казаков, действовавшей по Днепру у Орши и Могилева; возможно, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1 582).

“Сибирское взятие”

По велению Ивана Грозного дружина Ермака прибыла в Чердынь (близ устья Колвы) и Соль-Камскую (на Каме) для укрепления восточной границы купцов Строгановых. Вероятно, летом 1582 они заключили с атаманом соглашение о походе на “сибирского султана” Кучума, снабдив припасами и оружием. Возглавив отряд из 600 человек Ермак 1 сентября начал поход в глубь Сибири, поднялся по реке Чусовой и ее притоку Межевая Утка, перешел на Актай (бассейн Тобола). Ермак спешил: лишь внезапное нападение гарантировало успех. Ермаковцы спустились в район нынешнего города Туринска, где рассеяли передовой отряд хана. Главное сражение разыгралось 26 октября на Иртыше, на мысе Подчуваш: Ермак разбил татар Маметкула, племянника Кучума, вступил в Кашлык, столицу Сибирского ханства, в 17 км от Тобольска, и нашел там много ценных товаров и пушнины. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними — местные татары с дарами. Ермак встречал всех “лаской и приветом” и обложив податью (ясаком), обещал защиту от врагов. В начале декабря воины Маметкула убили группу казаков, рыбачивших на озере Абалак, близ Кашлыка. Ермак настиг татар и уничтожил почти всех, но Маметкул спасся.

Поход на Обь и посольство в Москву

Для сбора ясыка на нижнем Иртыше в марте 1583 Ермак отрядил партию конных казаков. Они встретили небольшое сопротивление. После ледохода на стругах казаки спустились по Иртышу, под видом ясака захватывая в приречных селениях ценные вещи. По Оби казаки дошли до холмистого Белогорья, где река, огибая Сибирские Увалы, круто поворачивает на север. Здесь они нашли только покинутые жилища, и 29 мая отряд повернул обратно. Для получения помощи Ермак направил в Москву 25 казаков. Посольство прибыло в столицу в конце лета. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил государственных преступников, примкнувших к Ермаку ранее, и обещал послать еще 300 стрельцов.

Гибель Ермака

Смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого карачи (высшим советником Кучума). Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы 12 марта 1585 были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод; многие погибли. В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов. Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью Вагая, разбив там татар. Но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Дождливой ночью коварный Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.

О Ермаке еще в XVI в. были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В.А. Беклемишев, архитектор М.О. Микешин); его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде.

Стихотворение о Ермаке

1 ученик:

Шла дружина во мрак,
Атаману кричала:
— Ты веди нас Ермак,
— Не сдавайся Ермак.

2 ученик:

Мы пройдем этой ширью,
Что зовется Сибирью,
От родимых полей до восточных морей.

3 ученик:

Стала в небе луна,
И сова хохотала.
Но дружина сильна
И как ветер вольна.
Эй, таежные дали,
Вы российскими стали
От балтийских зарниц
До восточных границ.

4 ученик:

Просвистели века,
Как стрела из-за кедра.
Помни Русь, казака!
Не забудь Ермака!

5 ученик:

Сквозь легенды и беды
Здесь прошли наши деды
От Уральской гряды
До Охотской воды.

Ведущий: Вступительное слово о переселенцах.

— В те далекие времена 1582 году Сибирь населяли многие народности (обращение к карте народностей, населявших Сибирь). И пришли они, как считают ученые, из районов Европы и Азии в поисках мест охоты, рыболовства, манили обширные необъятные земли.

— Как вы думаете, на каких животных охотились поселенцы? (Дети называют известных животных, данной природной зоны.)

Ведущий: Музыкальное сопровождение.

— А сейчас я расскажу вам о некоторых племенах, населявших наш край в то далекое-далекое время.

Курыканы

Особое место среди племен Восточной Сибири занимали в I тысячелетии нашей эры курыканы, люди “солнечного восхождения”. Курыканы располагались в районе озера Байкал, в долине Ангары и в верховьях Лены. Памятники культуры курыкан: поселения, городища, стоянки, наскальные рисунки. Важное место у них занимало скотоводство — оно служило предметом меновой торговли. Страна курыкан производила превосходных лошадей. Кроме лошадей они выращивали верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Помимо скотоводства курыканы занимались охотой на лосей, косуль, оленей, кабанов. Немалое значение у

них имело земледелие. Из зерновых культур курыканы сеяли пшеницу, ячмень, коноплю.

Курыканы умели плавить железо и изготавливать из него орудия труда, предметы охоты, оружие. Им была известна письменность. Главным духовным достижением курыкан являлась письменность.

Буряты

В XI-XIII веках под давлением монголоязычных племен большая часть курыкан ушла на север. Среди вновь появившихся племен отмечены были буряты. К приходу в Приангарье русских, буряты имели навыки в разных видах ремесел, перенятых у курыкан. Они умели изготавливать железное оружие и предметы домашнего обихода. Буряты научились выращивать ячмень, просо, примитивным способом обрабатывать землю.

В условиях домашней повседневности женщины выкатывали войлок, обрабатывали кожу, шили одежду и обувь. Мужчины изготавливали повозки, шили конскую сбрую, ковали оружие.

Эвенки

Значительно позднее расселялись племена эвенков. Они жили в основном в таежных местах вблизи рек, по берегам реки Хайтинка. Основными видами занятий была охота, собирательство, рыбная ловля, оленеводство. Отдавая предпочтение охоте, эвенки отличались сметливостью, выносливостью и смелостью. Они отлично ориентировались на местности. Питались эвенки мясом домашних и диких животных, особенно любили кровь животных. Передвигались они на нартах. Их одежда, сшитая из оленей шкуры, была теплой и удобной.

Шаманство

Слово шаман происходит от эвенского “саман”, что означает знахарь. Шаманами становились одаренные личности, умевшие наблюдать, запоминать, а затем и предугадывать явления природы. Такой природный дар шамана позволял им воздействовать на окружающих людей и на сознание, волю. Шаманство было своеобразным явлением в духовной жизни народов Сибири.

Ведущий:

— Ребята, мы с вами прикоснулись к истории, к жизни людей, которые завоевывали Сибирь, и развивали наш край.

(Под музыкальное оформление переводятся стрелки “часов времени”.)

Ведущий:

— Сибирь — это огромный край. Наша область (обращается к ученикам: — Как называется наша область? — Иркутская) — это центр Сибири.

Иркутская область образована в 1937 году 26 сентября (переводит стрелки под музыкальное сопровождение).

Занимает территорию 768 тыс. кв. км. Население 2 831 000 человек. Музыкальное сопровождение, стихотворение. Учащиеся читают стихотворение.

1 ученик:

Мы в морозильнике живем.
Мы так Сибирь свою зовем!
В ней никому не тесно,
В ней очень интересно!
Когда на улице мороз
И мне все, как купорос,
В замерзшие окошки,
Мы смотрим на дорожки.
Они печальны и пусты,
Молчат деревья и кусты,
Молчат под снегом речки,
Но мы — то человечки!
Не надо нам, как им торчать
Нам надо бегать и кричать.
Нам очень нравится Сибирь -
Такой простор, такая ширь!

2 ученик:

Мне жить с тобой всегда
Мечтой единой.
Куда б ни завела судьба меня,
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня.

— Учащиеся читают сочинения на тему “Будущее моего города”.

— Ученик и ученица поднимаются на пьедестал, держа в руках кристалл соли, как эстафета, переданная из глубины веков в будущее.

— Одновременно демонстрируются кадры видеоклипа о городе.

Все вместе исполняют песню.

Землю обмотали,
Тоненькие нити.
Нити параллелей
И множества дорог.
Где-то на планете,
В глубине Сибири,
Есть (название города), — это милый
Всем наш городок.