Урок духовности "Пойми меня"

Разделы: Начальная школа


Тема: ПОЙМИ МЕНЯ.

Цель: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.

Задачи:

  • организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками (эмпатический способ общения);
  • развивать способность детей к рефлексии;
  • формирование детей навыка распознавания эмоций другого человека;
  • воспитать культуру человеческого общения.

Ход урока

Познаем самих себя: пусть
При этом мы не познаем истины, зато
Наведем порядок в собственной жизни,
А это для нас самое насущное дело
.
Б. Паскаль.

I. Приветствие.

Предлагаю вам сегодня поздороваться друг с другом одним из наших способов: тыльной стороной ладони.

Садитесь. Сегодня тема урока духовности “Пойми меня”.

II. Эмоциональный настрой на урок.

Релакс “Подарим друг другу улыбки”.

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала?.. А что почувствовали потом, улыбнувшись?..

Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!

Прочитайте эпиграф к уроку. Думаю, что мы уже начали познавать себя и учиться справляться со своими эмоциями.

III. Какой я?

1. Упражнение “Контур человечка”.

Представьте, что человечек радуется. Вспомните, что вы чувствовали, испытывая радость, где она? Заштрихуйте подходящим цветом то место, где в теле находится это чувство. Затем “прочувствуйте” обиду, гнев, страх, счастье, тревогу.

2. Упражнение “Повтори выражение”.

Вы постарались прочувствовать несколько эмоций в своем теле. А теперь попробуем пережить некоторые эмоции только мимикой лица. Повторите выражение лиц как можно точнее и при этом потрогайте руками лицо. Где чувствуется напряжение? Первые три эмоция вам назову, а остальные попробуйте определить сами.

Удивление, страх, злость, печаль (грусть), радость.

3. Качества характера.

Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера. Сейчас выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. (2 колонки в тетради)

А теперь каждый из вас выберет из двух списков те качества, которые присуще лично ему и запишем их в колонку “Какой Я?”

Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?

Отрицательных?

Посмотрите на наш “портрет в лучах солнца” и вспомните, сколько у каждого из нас достоинств.

4. Игра “И я…

А давайте проверим, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, присущее мне, если вы считаете, что это качество присуще и вам, то встаете со словами: “И я!”

Я аккуратная.
Я честная.
Иногда несдержанна.
Я любознательна.
Я ранима.
Я веселая.

Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?

5. Упражнение “Мусорное ведро”.

Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.

Запишите на листках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: “Я обижаюсь на…”, “Я злюсь на…”

Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

IV. Пойми того, кто рядом.

1. Мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. А важно ли уметь настроить себя?

Чтение рассказа Д. Мориа “Все зависит от того, на что ты настроен”.

Так важно ли уметь настроить себя?

Конечно, очень важно, как человек настроен. Если я настроен так, что чувствую напряжение в бровях, то, как меня и я буду все воспринимать?

А если напряжение в уголках губ?

2. Тренинг “Собеседник за спиной”.

Давайте немного поиграем. Знаю, что вы любите общаться друг с другом. Мы уже рассказывали друг другу разные истории, сидя в парах и соприкасаясь коленями. А теперь предлагаю разбиться на пары, но сесть спиной друг к другу. Расскажите друг другу интересные случаи из вашей жизни.

Легко ли вам было общаться?

Хотелось что-нибудь поменять?

Почему? (Мы не видим, как человек настроен на нас).

3. Упражнение “Волшебный фонарик”.

Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими.

А у меня есть “волшебный фонарик”. Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим этим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.

V. Подведение итогов.

Ранжирование “Что важно для дружбы?”

Ребята, а почему так важно уметь понимать тех, кто рядом с тобой?

Для чего нам нужна дружба?

Посмотрите на листы и соедините с (1) самое важное для тебя, с (2) то, что тоже важно, но чуть меньше и т.д. С последними цифрами соедини то, что не важно для тебя.