Системы управления базами данных

Разделы: Информатика


При изучении базового курса информатики в разделе “Технологии хранения, поиска и сортировки данных”, осваивая определенную СУБД (у нас программа Microsoft Access), ученики должны научиться:

  • открывать и просматривать готовую однотабличную базу данных;
  • производить сортировку данных в таблице;
  • реализовывать несложные запросы к БД на поиск данных;
  • создавать с помощью конструктора небольшую однотабличную БД;
  • заносить и редактировать данные в таблице.

В профильном курсе изучение данной темы должно развивать знания и навыки учащихся, полученные из базового курса:

  • проектирование и создание многотабличных баз данных;
  • формирование запросов к многотабличным базам данных;
  • использование форм и отчетов;
  • разработка пользовательского интерфейса.

В нашей школе обучение информатике начинается с 10 класса на профильном уровне, а так как в профильные классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки по информационным технологиям, то наиболее сложной оказывается шестая задача. Учащийся еще не умеет создавать и редактировать простую однотабличную БД (а чаще всего вообще не знаком с интерфейсом СУБД), а от него уже требуется проектирование многотабличной БД. Как в такой ситуации помочь учащимся, не изучавшим ранее базовый курс, отработать навыки создания и редактирования БД, а учащимся с высоким уровнем подготовки не дать “заскучать” на уроке? Для повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, следует выбирать такие проблемы, которые были бы внутренне близки школьникам и вызывали у них интеллектуальный наибольший интерес и эмоциональный отклик.

За 4 года роботы с СУБД Microsoft Access в нашей школе уже отработана система заданий, которая за довольно ограниченное количество часов позволяет достичь не просто механического “усвоения суммы знаний”, но и обеспечить успешность каждого учащегося.

На первом этапе изучения данной темы, после объяснения теоретического материала учащимся предлагается создать следующую однотабличную БД:

Затем учащимся предлагается заполнить базу данными. Эта работа всегда приводит учащихся в радостное состояние. (Еще бы! Узнавать отчество и год рождения у своих соклассников оказывается очень познавательно!) На данном этапе сразу видно, кто знаком с редактированием БД, а кто нет. Ничего страшного! За отведенное время (обычно это 5-7 минут) каждому удается заполнить минимум 3-5 записей. Учащийся с уже имеющимися навыками работы в БД Access может заполнить 10-15 записей.

На последующих занятиях рассматриваются и готовые БД и создаются БД с заданными параметрами, но почти на каждом занятии учащийся имеет возможность работать и с “личной” БД: добавляются новые поля и записи, проводится сортировка, разрабатывается интерфейс и т.д. Такая организация деятельности учащихся на уроке позволяет отработать и закрепить навыки ввода и редактирования данных, показать многообразие возможностей СУБД Access, а главное позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. В процессе защиты учащийся должен будет представить созданную им “личную” БД.

Примерный учебный план

№ урока Тема урока Содержание учебной информации Умения и навыки Текущий контроль Работа с “личной” БД
1 Создание структуры базы данных - структура БД;
- свойства полей
- открывать и просматривать готовую однотабличную базу данных   Создание БД с помощью конструктора (поля: номер, фамилия, имя, отчество, год рождения)
2 Ввод и редактирование данных - первичный ключ БД - создавать БД с заданными параметрами Практическая работа “Создание БД “Автомобилисты” Добавление записей в БД, создание новых полей по выбору учащихся: дата, месяц рождения, домашний адрес и др.
3 Ввод и редактирование данных - форма;
- тип данных “поле объекта OLE”
- использовать форму для просмотра и редактирования записей   Использование формы для просмотра и редактирования записей. Создание нового поля “Портрет”
4 Виды и способы организации запросов - Сортировка и поиск записей - проводить сортировку записей;
- организовывать запросы к БД
  Проведение сортировки в БД по различным параметрам
5 Виды и способы организации запросов - Сортировка и поиск записей - проводить сортировку записей;
- организовывать запросы к БД
Практическая работа “Поиск информации в БД “Спортсмены” Добавление записей в БД, создание новых полей (по выбору учащегося), оформление БД
6 Создание многотабличной структуры БД - многотабличная структура;
- связи между таблицами
- проектировать многотабличную структуру БД   Создание таблицы “Выбор экзаменов”
7 Создание отчетов - отчет - распечатывать таблицы   Печать отчетов по выбору учащегося
8 Защита проектов     Защита проектов  

Литература

  1. Еженедельная газета “1 сентября. Информатика”, № 42, 2004 г.
  2. Журнал “Информатика и образование” № 9, 2002 г.