Урок истории по теме: "Колониальные захваты европейцев"

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛИ УРОКА:

  • выяснить, как начала складываться колониальная система европейских государств;
  • показать, что португальские и испанские колонизаторы подвергали завоёванные народы грабежу, истреблению и порабощению;
  • формировать умения извлекать знания из средств наглядности, сравнить между собой наглядные изображения;
  • использовать для эстетического воспитания сведения о достижениях культуры этих народов;
  • пробудить сочувствие и уважение к народу, подвергнутому колониальному завоеванию.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: колонии, колонизатор.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карта “Колониальные захваты XV – середины XVII вв.”;
  • эпиграф урока “Разбой и грабеж – единственная цель… искателей приключений”. (К. Маркс);
  • плакаты: “Захваты португальцами и испанцами колоний”, “Конкистадоры – завоеватели”, “Участники колониальных экспедиций”, словарные слова, иллюстрации с изображениями участников экспедиции.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся (дифференцированно)

На доске:

  • Причины географических открытий;
  • Карточки: соотнеси имена и даты:
    • Васко да Гама 1519–1521 гг.
    • Христофор Колумб 1498 г.
    • Фернандо Магеллан 1492г.
  • У карты: рассказать о путешествиях португальцев:
    • Васко да Гама;
    • Христофор Колумб;
    • Фернандо Магеллан.
  • Задачи для коллективного решения:
    • В начале географических открытий между Испанией и Португалией возникло соперничество из-за принадлежности открытых земель, едва не кончившейся войной между ними. За разрешением спора обратились к римскому папе, который предложил считать границей между владениями меридиан примерно в 600 км к западу от островов Зелёного мыса.
      – Могло ли такое решение папы предотвратить дальнейшие споры между соперниками?
      – Где могли возникнуть новые столкновения?
      (Владения папа разграничил лишь в западном полушарии. После кругосветного путешествия Магеллана соперничество было перенесено в восточное полушарие, где испанцы захватили Филиппинские острова.)
    • Норманны открыли Америку около1000 г. и даже, как показали раскопки, создали на побережье свои постоянные поселения. Но в дальнейшем связь с поселениями прервалась, и открытие было забыто. Совсем иные последствия имело открытие Колумба в конце XV в.: на американском континенте были созданы колонии.
      – Чем вы объясните столь разные развития событий?
      (В первом случае – это следствие переселений норманнов в период разложения родового строя; тогда не было ни средств, ни необходимости для основания постоянных колоний!
      Открытие Колумба было вызвано потребностями хозяйственного развития европейских стран и поэтому привело к колонизации Америки.)

III. Переход к изучению нового материала

Беседа:

– Кто участвовал в захвате колоний?

– Какие мотивы заставляли людей отправляться на завоевание заморских стран?

Итог: “Тысячи искателей лёгкой наживы”:

– рыцари (“война – единственное достойное занятие”);

– обедневшие дворяне;

– купцы;

– владельцы кораблей;

– служители церкви (для обращения местного населения в христианство).

Солдат, купец и священник – первыми ступи на вновь открытый берег. “Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердцах”.

Дополнения: по книге Жоржа Блона “Великий час океанов” об Александре Эксмелине, сыне аптекаря.

Вывод: Завоёванные страны европейцы превратили в свои КОЛОНИИ – территории, потерявшие независимость и угнетаемые завоевателями.

Вопрос: Каково значение термина колония в древности?

(Финикийцы основывали свои поселения – колонии.)

Словарное слово: КОНКИСТАДОР – завоеватель.

Словарь русского языка: КОЛОНИЯ – страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая государством, лишённая самостоятельности.

IV. Изучение нового материала

Постановка проблемной задачи: группа № 1

  • “Определите, почему завоевателям с небольшими силами удалось завоевать обширные страны с многочисленным населением”.

Постановка проблемной задачи: группа № 2

  • “Докажите, что европейцы в открытых странах осуществляли колониальный захват. Каковы способы колониального угнетения?”

1. Сообщение учителя

а) После плавания Васко да Гаммы последовал ряд экспедиций.

Португальским колонизаторам нужны были

– опорные базы (чтобы закрепить и расширить захваты);

– установить контроль над восточной торговлей.

б) Захватывали только важнейшие города и строили там крепости.

в) Вытеснили арабов из Индийского океана и захватили морские пути в Индию:

– торговля Индии с Передней Азией была прервана;

– торговля итальянских городов с Востоком приходила в упадок.

г) Испанскому правительству нужны были экспедиции, чтобы найти в Америке золото и поработить индейцев.

д) 1519 г. экспедиция Эрнандо Кортеса в Мексику.

“Я не затем приехал в Америку, чтобы копаться в земле”.

е) 1531 г. экспедиция Франсиско Писарро в Перу (пастух в Испании, 130 человек + 37лошадей).

ж) Испанцы захватили Чили и Аргентину (“серебро”, завоевали Альмагро).

з) 1500 г. – португальский мореплаватель Кабраль – Бразилия.

и) 1501 г. – первая партия негров из Африки.

 Португальское владычество в Азии.

Аффонсо д, Альбукерке, назначен в 1509 г. вице-королём владений в Индии.

Очень свирепый адмирал Диу Гоа:

– захватывал города на западном берегу;

– перебил всё население;

– основал крепости.

1511 г. – португальцы захватили Малакку – главный рынок пряностей.

1521 г. – затем – Молуккские и Зондские острова.

Португальцы вымогали у князьков торговые льготы, право сбора даней и оброков, жестоко эксплуатировали местное население.

Цены на пряности были в 200–250 раз ниже, чем цены в Лиссабоне. Но даже купленные на “вольном” рынке товары, например перец, давали порой 700–800% прибыли.

Вывоз строго нормировался – не больше 5–6 кораблей пряностей ежегодно.

2. Театрализированное представление “У костра”

РАССКАЗ ИНДИАНКИ

Португальцы истребляли жителей в захваченных городах и строили там крепости. Мы в Индии говорим: “Счастье, что португальцев так же мало, как тигров и львов; иначе они истребили бы весь род человеческий”.

Они грабили и топили арабские и индийские суда, убивали или продавали в рабство захваченных в плен моряков. Ни один корабль не мог плавать в Индийском океане без разрешения португальцев. Пользуясь превосходством своего оружия и флота, они вытеснили арабов из океана.

Затем проникли на Зондские и Молуккские острова, где жители выращивали лучшие сорта пряностей. Они за бесценок скупали пряности у населения, заставляли наших князей платить пряностями дань.

РАССКАЗ АФРИКАНЦА

Вслед за португальцами в Африку, на мою родину, на охоту за нами двинулись и испанцы, голландцы, англичане. Работорговцы покупали нас у князей или захватывали силой.

Они окружали ночью селение, поджигали его со всех сторон и хватали мечущихся в панике людей. Затем пленников сковывали цепями и погружали на корабли.

Перевозили их в низких трюмах в страшной тесноте. Многие пленники задыхались, сходили с ума, умирали от жажды и голода.

В Америке нас продавали на невольничьих рынках.

РАССКАЗ ИНДЕЙЦА АЦТЕКОВ

По пути к нашей столице отряд Кортеса вступил в город Чолулу. Обвинив его жителей в заговоре и измене, он устроил им беспощадное избиение: знатных людей собрали во дворе храма и живыми бросили в огромный костёр. А затем, окружив плотным кольцом город, 3 дня грабили и убивали жителей, уничтожив не менее 5000 человек.

Наш правитель Монтесума пригласил испанцев в свою столицу. Перед вступлением в неё Кортес составил коварный план, как заманить правителя в ловушку, надеясь, что пока они будут в плену, ацтеки не осмелятся напасть на испанцев. Как только они вошли во дворец, ворота были закрыты, а возле них установлены пушки. Коварный план увенчался успехом: правитель и вельможи оказались в плену.

Во дворце испанцы нашли нашу сокровищницу. Они подсчитали, что на каждого придётся по 30 000 гульденов и были вне себя от восторга. Но у Кортеса были другие расчёты: пятую часть – королю, пятую часть – руководителю похода, ещё одну – губернатору Кубы, пятую часть – дворянам, а оставшиеся – рядовым воинам. На каждого воина пришлось по 100 гульденов.

В “ночь печали”, когда мы восстали и штурмом брали дворец, Кортес решил вырваться из нашего кольца и приказал отступить. Бой проходил на развалившейся дамбе, началась паника: каждый стремился проскочить первым по мостику, но тот рухнул. В пролом дамбы падали убитые, раненые, лошади. Воспользовавшись этим Кортес с отрядом всадников вырвался из ловушки, увозя с собой сокровища. Кортес в эту ночь потерял армию и честь, зато сохранил золото. Правда, впоследствии он писал королю, что ту ночь в водах озера погибли все наши сокровища, включая королевскую долю.

Пополнив свой отряд испанцами с Кубы, Кортес вернулся и осадил нашу столицу. Город был разрушен, тысячи его жителей были убиты. Кортес вернулся в Испанию как победитель. Король наградил его титулом “адмирал Южного моря” и землями в Мексике.

РАССКАЗ ИНДЕЙЦА ИНКИ

Перейдя Анды, Писарро подошёл к городу Кахамарка, где в это время находился “верховный инка” Атахуалька. Писарро направил к нему своих послов. Наш “верховный инка” принял их дружелюбно, предложил угощение и ночлег воинам, обещал на следующий день встретиться с Писарро. На месте встречи вождю была приготовлена ловушка. Когда он в сопровождении 5000 воинов и огромной свиты прибыл на площадь, он не нашел испанцев. Оскорблённый инка спросил, где белые пришельцы. Тогда выступил вперед испанский монах: держа в руках Библию, он потребовал покориться испанскому королю. Разгневанный Атакуалька спросил монаха, кто дал право так ему говорить. Монах молча указал на Библию. Инка с недоумением её полистал и отбросил. Фанатичный монах в неистовстве закричал: “Уничтожайте язычников! Убивайте!”. Тогда по знаку Писарро раздался выстрел из пушки, а испанцы закрыли выходы с площади. Началась бойня: было перебито 3000 индейцев, а нашего “верховного инку” захватили в плен.

Когда он понял, что испанцы больше всего жаждут золота, он предложил за себя огромный выкуп: наполнить золотом на высоту вытянутой вверх руки помещение, где они находились. Писарро, приняв предложение, дал 2 месяца сроку. Со всей страны в Кахамарку стекались сокровища. Королевская пятая часть составила более тонны золота и 2 с половиной тонны серебра. Но в награду инка получил не свободу, а смерть. Писарро предал его суду, который приговорил его к сожжению на костре. Перед смертью священник предложил Атакуальке принять крещение: тогда его не сожгут, “только удушат”. Инка согласился и был казнён. Завоеватели заняли столицу нашу – Куско, разграбили все дворцы, храмы, гробницы.

РАССКАЗ ИНДЕЙЦА БРАЗИЛИИ

А мою Бразилию захватили португальцы. Они попали к нам случайно, далеко отклонившись от обычного плавания в Индию.

Завоеватели отбирали у нас земли и делили их между собой. Нас они обращали в рабов и зависимых людей. Мы должны были обрабатывать их поля, пасти их скот. А самый невыносимый тяжёлый труд был в серебряных рудниках и на золотых приисках. Тех, кого угоняли туда на работу, родственники заранее оплакивали как умерших.

Мы не желали работать на завоевателей. Многие убивали своих близких и самих себя, многие бегали в леса и горы. За ними охотились, как за дикими зверями, травили их собаками, топтали копытами коней.

Священники и монахи вынуждали нас отказываться от веры наших предков. Тех, кто отказывался, пытали и казнили на глазах жен и детей.

Мы очень быстро вымирали от невыносимого труда, голода, болезней, которые нам привезли европейцы.

3. Обобщение знаний

а) Плакат “вождь – индеец с трубкой мира”.

Вопрос: Что, значит, выкурить “трубку мира”?

б) Беседа:

– Какие цели ставили перед собой участники колониальных экспедиций?

в) Проверка проблемных задач

  • Почему небольшие силы захватчиков завоёвывали обширные страны?

а) военные и морские превосходство;

б) слабость восточных государств:

– вооружение (луки, мечи, сабли);

– междоусобицы;

– местное соперничество.

  • Способы колониального угнетения.

(Составление схемы на магнитной доске.)

Ради достижения этих целей они применяли самые жестокие и несправедливые действия, прибегая к коварству, вероломству, массовым пыткам, казням

При этом колонизаторы лицемерили, прикрывая свои низменные цели действия заботой об обращении “диких народов” в христианскую веру.

Результат их действий:

  • Захват колоний;
  • Начало колониального грабежа;
  • Начало эксплуатации, а это в свою очередь ускорило развитие торговли.

4. Поведение Лас Касаса

а) был назначен епископом на островах Вест – Индии;

б) прожил 92 года и до последних дней сохранил активность и ясность мысли;

в) пришёл к выводу, что испанские завоеватели ведут себя как грабители и угнетатели, лицемерно прикрываясь стремлением обратить индейцев в христианство.

г) он отказался в пользу индейцев от земельных владений, полученных от испанского короля;

д) незадолго до смерти он обратился с письмом к папе с призывом отлучить от церкви всех, кто ведёт войны против “неверных” под предлогом обращения в христианскую веру или лишает их собственности.

е) документ.

“Лас Касас о зверствах испанцев в колониях”

Вопрос: О чём свидетельствует пример Касаса?

Даже в условиях, когда подавляющее большинство участников походов и переселенцев были охвачены “жаждой золота”, возможен был выбран иной позиции, иное отношение к происходящему.

Чтобы отстаивать свои убеждения. Нужны были не только смелость, но и способность не поддаться общему настроению, т.е. независимость и твёрдость.

Подвергаясь гонениям, Лас Касас выступал против своих соотечественников, настойчиво звал их к милосердию и сочувствию к индейцам.

V. Обобщение

У английского писателя Киплинга, автора популярной книги “Маугли”, есть такие строки: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись.

Но всё больше перекрёстков ожидает нас в пути. И каждый перекрёсток – это встреча народов: встреча культур.

Всё чаще накопленные веками бесценные богатства отдельных народов становятся достоянием всех людей.

Всё ближе сходятся между собой Запад и Восток.

VI. Подведение итогов

VII. Задание на дом

Параграф 49, ответить на вопросы, оформить карту, на основании иллюстраций составить рассказ о захватах.