Гражданское образование в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В нашей средней общеобразовательной школе № 42 у младших школьников уже не первый год ведется факультативный курс обществознания. За основу мы взяли авторскую программу “Гражданское образование в начальных классах” (2-4-е классы) Татьяны Коршуновой, учителя начальных классов кондровской средней общеобразовательной школы № 4 Дзержинского района, Калужской области. Программа была опубликована в газете “Граждановедение” (приложение к “Учительской газете”) в 2003 году.

Основная задача гражданского образования на данной ступени обучения – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности. Необходимо научить определять сходства и различия между людьми и уважать их; осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа...); встречаться и общаться с людьми; оценивать влияние своего поведения на других людей.

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке, как о главной ценности общества. Обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения).

Мы предлагаем вашему вниманию урок.

Тема: Уважение национальных и культурных различий (3 класс).

Цель урока: дать общие представления о многонациональном составе человеческого общества, развить уважение к правам человека.

Задачи урока:

  1. раскрыть содержание понятия “нация”;
  2. развить представления учащихся о высокой ценности культуры для развития человека;
  3. показать естественный характер равенства всех наций и народов.

Материалы к уроку:

  • учебная карта Мира;
  • толковый словарь, содержащий объяснения понятий “нация”, “культура”;
  • рабочие листы;
  • схема “Признаки нации”;
  • долганская сказка “Как появились разные народы” (Приложение 1);
  • книга “Младшим школьникам о Всеобщей Декларацией прав человека”;
  • И. Кленицкая “Хорошо, что все мы разные”.

Домашнее задание: плакат “Мой город” (фотографии памятников, достопримечательных мест города).

План урока.

  1. Знакомство с понятиями “народ”, “нация”.
  2. Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе.
  3. Права человека в области культуры (cтатья 27 Всеобщей Декларации, статья 15 Пакта).

Этап I. Введение в проблему.

1. Работа с текстом сказки “Как появились разные народы” до чтения.

Прочитайте заглавия сказки и ответьте на вопросы:

  • Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос).
  • Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане).
  • Только ли долган это интересовало?
  • Учитель: У каждого народа обязательно найдется сказка, в которой рассказывается, откуда появились разные народы. Древние авторы пытались дать ответ на такой трудный вопрос.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

  • Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?
  • Как догадались? (Эти люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность).
  • Кто еще изображен? (Птица).
  • Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?

2. Работа с текстом.

Абзац 1.

  • Что такое чум? (Переносное жилище северных народов).
  • Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

Абзац 2.

  • Зачем человек пошел искать теплую страну:
  • Почему он смелый человек?
  • Абзац 3.

  • Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?

Абзац 4.

  • Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?

Абзац 5.

  • Что с ним произошло? (Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка – животного. Такой предок по — научному называется “тотемом”. Смелый человек превратился в тотемную птицу).

Абзац 6. (Чтение до конца).

  • Как шли люди в теплую страну?
  • Из-за чего поругались люди?
  • Как решил наказать обиженный человек другого? (Не говорить на одном языке).
  • К чему это привело?
  • Подтвердилось ли ваше предположение, о ком эта сказка? (Да. Эта сказка о народах Севера).
  • Как называются эти народы? Найдите в тексте и зачитайте.

3. Актуализация знания учащихся о понятиях “народ”, “нация”, ее основных признаках. Используется схема “Признаки нации” (толковый словарь).

Признаки нации

Языковой Культурно-исторический Культурно-духовный Территориальный

Этап II. Погружение в проблему.

Работа в малых группах.

Учитель. Каждый человек имеет право на собственную культуру, на ее сохранение, а также на приобщение к другой культуре.

  • О каких еще нациях или народах вы слышали?
  • С какими представителями наций или народов вы встречались?
  • Какие обычаи, традиции у этих народов?
  • Нарисуйте на альбомном листе представителя одного из известных вам народов или национальное строение, в котором проживают представители этого народа.

Рабочий лист.

Правила межнационального общения.

Вставь пропущенные слова.

  1. Уважай _____,_____,_____ других людей.
  2. Узнай о других ________ как можно больше.
  3. Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь к ______.
  4. “В мире мудрых мыслей” (пословицы, поговорки, высказывания).

Разгадай кроссворд.

  1. Система определенных ценностей и объекты, созданные человеком.
  2. Переносное жилище северных народов.
  3. Предок животного, от которого происходит какое-либо племя.
  4. Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
  5. Человек, бессмысленно уничтожающий культурные и материальные ценности.

Творческая группа:________

Возможные варианты ответов к рабочему листу:

  1. традиции, чувства, обычаи;
  2. народах;
  3. себе;
  4. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
    Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
    Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
    Своя земля и в горсти мила.
    Одна пчела не много меду натаскает.
    Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
    Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.

Ответы на кросворд:

  1. культура;
  2. чум;
  3. тотем;
  4. страна;
  5. вандал.

Этап III. Выход из проблемы. Рефлексия.

Учитель. Ребята, внимательно прослушайте старинную легенду.

И. Кленицкая. "Хорошо, что мы все разные (старинная легенда)".

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
— Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
— Нет, — ответила лошадь.
— А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
—Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
— Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
— Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель. Поясните, в чем заключается основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? (Как хорошо, что мы разные!)

Давайте из ваших рисунков составим веселый хоровод, о котором мечтал мудрец.


Приложение 1.

Как появились разные народы
(долганская сказка)

Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные. Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб согреться. Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго ходил он по земле и когда вернулся, сказал своему народу:
— Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка-чирок и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди и журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу. Смелый человек сказал:
— Теперь вы знаете про эту страну, доброго вам пути! А я останусь, где родился.
Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее на изнанку, надел – и превратился в птицу луня. А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья. Однажды они убили большого орла и стали делить его перья. Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда ни буду с тобой говорить на одном языке!
Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.
Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы...


  1. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
  2. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
  3. Народ – население государства, жители страны.
  4. Лунь – хищная птица семейства ястребиных с серовато-белым оперением у самца.
  5. Тотем [тэ] – обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.