Урок литературного чтения в системе Л.В.Занкова, 3 класс (1-4)

Разделы: Начальная школа


Тема: “Такой хрупкий и такой прочный мир чувств, впечатлений и переживаний”.

Учебный материал:

Д.Кедрин “Все мне мерещится….”
И.Бунин “Детство”
М.Цветаева “Красною кистью…”

Цель учителя: Создать условия для обнаружения и понимания в поэтических текстах сложного мира авторских чувств.

Цель учащихся: Увидеть и постараться понять сложный мир впечатлений, чувств, переживаний автора.

На доске:

Такой хрупкий и такой прочный мир чувств,
   впечатлений и переживаний.
      "Ведь все взрослые сначала были детьми,
          только мало кто из них об этом помнит"

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент, мотивационный этап.

Уч. – Прочитайте эпиграф к уроку.

Ответы учеников:

– Это слова из “Маленького принца” А. де Сент-Экзюпери.

– В этой сказке описывается столько человеческих чувств – целый мир!

– Здесь говорится, что взрослые забывают о своем детстве, а это страшно.

– Сам Экзюпери вспоминал свое детство, себя маленьким, поэтому и смог понять Маленького принца.

Уч. – Предположите, о чем будет разговор на уроке?

– О взрослых, как они вспоминают о своем детстве.

– Какие у них воспоминания: хорошие или они вспоминают свои горести?

– Мы говорили когда-то, что воспоминания – это чувство прошлого, значит, разговор будет о прошлом.

– Нет, разговор будет не о прошлом, а о воспоминаниях. Ведь мы говорили о том, что воспоминания – это рай, из которого нас никто не изгонит. В раю только добрые чувства, значит, и разговор будет о добрых, светлых воспоминаниях.

– Еще Еса Бусон сказал: “Видели все на свете мои глаза, но возвращаются к вам, белые хризантемы”. Он хочет пережить те чувства, которые были давно, может быть, в детстве.

Уч. – Хотите узнать о воспоминаниях некоторых поэтов о своем детстве?

Уч. – Как нам это сделать?

– Прочитать, понять замысел автора.

– Выразительно прочитать, постараться понять чувства, с которыми поэт писал стихотворение.

Уч. – Вы уверены, что вы сможете прикоснуться к чувствам, впечатлениям и переживаниям поэтов?

– Если будем внимательно читать, то сможем это сделать.

– Да, потому что “стихи не пишутся – случаются, как чувства или же закат” – говорил А.Вознесенский.

– Нужно вслушиваться и всматриваться, как в стихотворении “К Родине” Н.Рыленкова:

“Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Здесь можно увидеть, здесь нужно всмотреться…”

Уч. – Позвольте напомнить вам:

“Зорко одно лишь сердце,
Самого главного глазами не увидишь”.

– Это слова Лиса, он научил Маленького принца дружить.

Уч. – Что же вы хотите найти в стихах поэтов (фиксирую на доске) –

Выражение

  • чувств
  • жизненных переживаний
  • самых ярких впечатлений

Уч. – Кто будет читать?

II. Чтение стихотворения Д. Кедрина.

Уч. – Что хотите сказать об этом стихотворении?

– Автор вспоминает свое детство.

– Интересно, что автор несколько раз повторяет некоторые слова.

– Мне стихотворение показалось грустным.

Уч. – Для чего некоторые слова автор повторяет несколько раз?

– Повторяют, когда что-то пытаются вспомнить.

– Чтобы усилить впечатление от воспоминаний.

– Похоже на сказку, там тоже есть слова: “жили-были”, “давным-давно”. Ведь сказки читаются в детстве.

– “Темная–темная, старая-старая церковка” – очень яркое впечатление.

– “Милое-милое” – очень любит свое детство.

– “Давнее-давнее” – очень давно все было.

Уч. – Почему поэт использует слова “мерещится”, “чудится”?

– “Мерещится” – так далеко, призрачно, как мираж, быстро исчезает. Значит, эти воспоминания непрочные – хрупкие.

– Но эти чувства автор запрятал в глубину души, и они стали прочными, потому что он их пережил.

– Не согласен. Эти чувства могут быть и прочными, и хрупкими одновременно. Хрупкими – могут разрушиться, потому что они как мираж, прочные – потому что запечатлелись в душе.

– А я думаю, что и воспоминания прочные, т.к. как бы поэт смог так ярко все помнить: и клячу, и аиста, и поле, и сирень на окне, и ковер, и даже песню мамы…

Уч. – Какое настроение создают эти воспоминания?

– Грустные. Автор понимает, что детство никогда не вернется.

– Его детство – это рай для него, этот рай никто не сможет у него отнять.

– Поэт любит свой дом, свою малую родину, но вернуть не может ничего – от этого грусть.

– Грусть эта – светлая, потому что воспоминания – светлые, добрые.

– Здесь автор описывает воспоминания о родных местах, как в стихотворении “К Родине”.

Уч. – Значит, ты хочешь сказать, что это стихотворение можно поместить в главу “Родная сторона”?

– Да!

Уч. – В какую еще главу можно поместить это стихотворение?

– В главу “Мир нуждается в нашей защите”, так как мир чувств автора и его воспоминания – тот мир, который хочется защитить.

Уч. – Почему же это стихотворение оказалось в этой главе?

– Мир детства, о котором тоскует автор, его воспоминания – очень хрупкий мир.

– Этот мир в то же время и прочный, так как он всегда в душе автора, и он в любое время может вернуться в свое детство – самое дорогое, в свой “рай”.

III.

Уч. – Хотите познакомиться с миром чувств другого автора?

Чтение стихотворения И.Бунина “Детство”.

Уч. – Какие мысли появились после чтения этого стихотворения?

– Герой этого стихотворения по-другому вспоминает свое детство.

Уч. – Что значит “по-другому” вспоминает?

– Лирический герой первого стихотворения вспоминает свою деревню, поле, дорогу, лошадку, родной дом, сирень на окне, свою маму, мамину песню, а герой второго стихотворения вспоминает свои впечатления.

– Он вспоминает не просто бор, а запах – аромат леса, запах знойного дня.

– Вспоминает не просто солнечный день, а ощущение света: “повсюду блеск, повсюду яркий свет”.

– Чувствует прикосновение песка – “как шелк”.

– Чувствует грубость, морщинистость коры, ее тепло, а герой Бунина помнит свои ощущения от окружающего мира. Даже помнит свои ощущения, какой он маленький.

Уч. – Прочитайте те строчки в стихотворении, где лирический герой осознает свой возраст. К какому приему прибегает автор, чтобы нам об этом рассказать?

– Автор противопоставляет себя величественному старому лесу.

– Контраст: герой – маленький, ему 10 лет, лес – вековой, герой в 10 раз моложе леса.

– Может, и не в 10 раз, а больше, вековой лес – это не значит, что ему 100 лет.

– Мы не выясняем возраст, мы хотим понять чувства героя, когда он осознает, чувствует свой возраст, преклоняется перед лесом.

Уч. – Мир чувств героя этого стихотворения – хрупок или прочен?

Уч. – К характеристике какого из двух героев можно отнести эти выражения:

На доске:

Радость жизни, светлая грусть, тепло воспоминаний,
свежесть восприятия мира, яркие ощущения,
щемящее чувство

Фиксирую на доске:

Д.Кедрин
Светлая грусть
Тепло воспоминаний
Щемящее чувство

И. Бунин
Радость жизни
Свежесть восприятия
Яркие ощущения

– Какое стихотворение хотите прочитать, чтобы понравилось автору?

Чтений стихотворений несколькими учениками.

IV.

Чтение стихотворения М.Цветаевой “Красной кистью”.

Уч. – Человек на всю жизнь сохраняет в себе яркие впечатления детства. Попробуйте понять, какой из лирических героев, Кедрина или Бунина:

  1. ближе вам;
  2. больше похож на героиню М.Цветаевой.

Уч. – Какие мысли появились после чтения этого стихотворения?

– Такое же грустное стихотворение, как стихотворение Кедрина. Такое же щемящее чувство появляется после чтения.

– С стихотворением Бунина схоже: такая же жизненная сила: “Я родилась”. Такие же яркие ощущения: света и цвета – “зажглась рябина”, звука – “звонят колокола”, вкуса– “горькая кисть рябины”.

– Очень яркое стихотворение.

Уч. – Да, Марина Цветаева, создавая свои произведения, преследовала такую цель: “Воскресить, увидеть самой и дать увидеть другим”.

V. Итог урока.

Уч. – Каков же мир чувств, впечатлений и переживаний поэта, когда он говорит о детстве – хрупкий, прочный?

Уч. – Подходит ли эпиграф к главе и уроку, к этим произведениям?

Уч. – Что взяли для себя с этого урока?

Уч. – Домашнее задание для себя определите сами:

– Я выучу стихотворение Кедрина.

– Я хочу выучить стихотворение Бунина.

– Нарисую горькую кисть рябины и вдали – церковь – к стихотворению Цветаевой.

– Я спрошу у мамы, папы, бабушки, что они помнят из своего детства.

Уч. – Спасибо за урок.