Конспект занятия в Музее изобразительных искусств "Символика цвета в древнерусских иконах и в произведениях русских писателей XIX века" (на примере расказа И.А.Бунина "Лапти")

Разделы: Внеклассная работа


Занятие рекомендуется проводить во время выставки “Красна Пасха”. Необходимы пасхальные иконы.

Цель занятия: Постичь философскую концепцию жизни, воплощенную в рассказе И.А. Бунина “Лапти” через символику цвета древнерусских икон.

Объяснение учителя:

Ребята, давайте вспомним основные эпизоды рассказа: тяжело болен мальчик, мать бессильна помочь ребёнку, буран не позволяет прибегнуть к помощи доктора, деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика – принести ему красные лапти, в пути Нефёд замерзает. Но такие эмоционально яркие картины невозможно представить без помощи цветовой гаммы, потому что писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, запахах и звуках. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?

Ученики зачитывают примеры из текста, интонационно выделяя цвета:

“В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”. Цвета: красный, белый, чёрный…

Учитель: Как представлен красный цвет в рассказе?

Ученики: “жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.

Учитель: Получается, что красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Почему так важен цвет в рассказе? Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется в богослужении, литературе и изобразительном искусстве. Красный – цвет пульсирующей крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Обратите внимание на икону “Вошествие Христа в Иерусалим”. Икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ приходу Иисуса Христу, бросает под ноги Спасителя пальмовые ветви.

Посмотрите, Иисус Христос одет в вишнёвый хитон (так называется это одеяние). Как вы думаете, что символизирует цвет одеяния Христа?

Ученики: Если икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ, значит, красный цвет символизирует праздничность, радость.

Учитель: На иконе А. Рублёва “Воскресение Лазаря” вновь, но более ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно.

Согласно более позднему объяснению вишнёвый цвет, соединивший начало и конец спектра (красный и фиолетовый), означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Вообще, красный цвет в христианской культуре – это Божественный огонь и цвет царственности – императорский пурпур. Где ещё вы видите красный и вишнёвый цвет на иконах?

Ученики: Иконы, где изображена Богоматерь. На ней вишнёвый плащ. Пурпурный цвет есть в одеждах святых.

Учитель: Правильнее назвать не плащ, а покрывало-мафорий. Обратите внимание на все иконы, где изображена Богоматерь. На всех иконах покрывало-мафорий только вишнёвого цвета. Почему?

У иконописцев были и есть свои каноны (правила, законы) – специальные пособия, где чётко определено, как изображать тот или иной сюжет, как должен выглядеть святой, какого цвета должны быть одежды. Канон дисциплинировал художника, воспитывал зрителя, помогая ему быстро сориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Поэтому, зная символику цвета, мы может попытаться “прочитать” и понять икону.

Но посмотрите на икону распятия Христа. Где художник использует красный цвет?

Учитель: Здесь мы видим, что цвет крови Христа и мучеников символизирует страдания, мучения, самопожертвование. Вспомните, в рассказе “Лапти” есть ли тема страданий, жертвенности ?

Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.

Возможно, таким образом в рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла.

Дополнение: Зелёный цвет – символ юности и цветения, жёлтый тождественен золоту. Белый цвет означает Бога, так как он подобен свету, а белый свет сочетает в себе все цвета радуги, подобно тому, как Бог объемлет весь мир. Чёрный цвет напоминает о сокровенных тайнах Божиих. Голубой – цвет неба и чистоты.

На иконах много золота, как объяснить этот цвет? Художник, рисуя лик святого, стремится дематериализовать фигуры, сведя их к двухмерным теням на поверхности доски. Но и доска, эта грубоматериальная, осязаемая основа должна раствориться в потоке сверхчувственной энергии, преобразиться в сияние Божества. Лучше всего этому способствовало покрытие фона золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мистическую мерцающую среду – не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром. Озарённый трепетным пламенем лампады или свечи, священный образ то выступал из этого фона, то снова как бы отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным. А есть ли в рассказе И.А. Бунина сцена, где нельзя увидеть, но можно прочувствовать, ощутить присутствие священного образа, Божественного света?

Наверно, есть. В рассказе Бунина речь идёт не только о противостоянии Нефеда и вьюги, но и противостоянии матери и сил природы ("непроглядной вьюги", “куда-то бешено несущегося степного моря”, “страшного снега”). Обе стороны столкнулись в битве за ребёнка, то есть воплощенные в природной стихии силы зла – и обращающиеся к Богу (“Господи, помоги! Господи, защити!”), не имеющие возможности на свои силы люди, через которых и в действиях которых проявляется Промысел Божий. И понять эту тайну человеку невозможно.

Что общего и в рассказе И.А. Бунина, и в древнерусских иконах?

Они рассказывают о жизни и смерти. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.

Использованная литература:

  1. Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова: И.А. Бунин. “Лапти”.
  2. Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. – М.: “PEFL - book”, 1994.
  3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Бахор Т.А. Рассказ И.А. Бунина “Лапти” /Т.А.Бахор//Литература в школе. – 2000. №7.