Внеклассное мероприятие по истории Отечества для 7-х классов на тему "Российская империя в XVIII веке" (1725–1801 гг.)

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

  1. В игровой форме повторить и закрепить фактический материал по теме «Российская империя в XVIII веке (1725-1801 годы).
  2. Проверить знания детей, познакомить их с новыми интересными фактами из истории России (1725-1801 годы).
  3. Продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, делать выводы, работать с картой, документами, самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в команде, слышать и слушать других, чувство ответственности.
  2. Воспитывать интерес к исторической науке, историческим личностям.

Участники игры

  • В игре принимают участие две команды по 7 человек (один из них – капитан команды)
  • Жюри – 3 человека из числа учителей и старшеклассников.
  • Ведущий – учитель или старшеклассник, играющий роль одного из исторических деятелей данного периода истории России (1725-1801 годов).

Оборудование

  • Игровое поле, состоящее из 16 карточек
  • Карта «Российская империя во II половине XVIII века»
  • Репродукции картин русских художников XVIII века и архитектурных памятников этого периода
  • Портреты исторических деятелей XVIII века
  • Пакеты конкурсных заданий для команд

Правила игры

  • В игре принимают участие 2 команды по 7 человек, зрители (группы поддержки команд )
  • Игровое табло состоит из 16 карточек. На лицевой стороне карточек проставлены цифры от 1 до 16. На оборотной стороне – условие конкурса

Лицевая сторона

   

Оборотная сторона

1

2

3

4

   

О

К/К

КОМ

1/1

5

6

7

8

   

2/2

КОМ

3/3

О

9

10

11

12

   

КОМ

О

5/5

6/6

13

14

15

16

   

4/4

К/К

П

О

КАРТОЧКА

О

означает, что это общий вопрос.

Стоимость правильного ответа 5 баллов (аналогично 10, 15, 25 баллов)

К/К

– капитанский конкурс.

Задание выполняют капитаны команд за отдельными столами.

Оценивает конкурс жюри с учетом правильных ответов.

1/1

- индивидуальные конкурсы участников команд (у каждого из участников свой номер)

Задание выполняют участники под №1 за отдельными столами:

аналогично – другие участники команд : 2/2, 3/3, 4/4, 5/5, 6/6.

КОМ

- командный конкурс.

В данном случае задание выполняет вся команда. Оценивает конкурс жюри после комментариев участников команд. Количество баллов зависит от количества правильных ответов.

П

- карточка, выпавшая команде, означает «Приз с сохранением права хода».

После каждого конкурса право выбора цифры на игровом поле предоставляется команде, победившей в конкурсе.

В игре выигрывает та команда, которая за время игры набирает большее количество баллов.

Ход игры.

Ведущий (может быть в костюме той эпохи) приветствует участников и зрителей игры.

Вступительное слово

Период в отечественной истории 1725-1801 – время дворцовых переворотов, правление блистательной Екатерины II и Павла I. За этот период в России произошло огромное количество событий всем известных и мало известных; трагических и радостных, вызывающих чувство гордости и горечи. В это время жили великие люди, которые любили свое Отечество и служили на благо ему. Они правили государством, вели войска в бой, руководили флотом и армией, поднимали крестьян на восстание, развивали науку, создавали шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, открывали новые земли.

И сегодня здесь мы еще раз вспомним о событиях и людях того нелегкого времени, времени Российской империи XVIII века.

Далее ведущий знакомит с участниками игры (состав команд), членами жюри, объясняет правила игры.

Конкурсные задания :

О

«Да» или «Нет»


Вопросы задаются по очереди каждой команде. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Если команда не отвечает на свой вопрос, на него могут ответить соперники, получив дополнительный балл.

1. После смерти Петра I Российский престол заняла Екатерина II?

2. Павел I был свергнут в результате дворцового переворота?

3. Российскими войсками в швейцарском и итальянском походах руководил А.В. Суворов?

4. Крым вошел в состав России в период царствования Елизаветы Петровны?

5. Политика «просвещенного абсолютизма» характерна для периода правления Екатерины Великой?

6. Анна Иоанновна правила Российской империей 10 лет?

7. Петр III был правнуком Петра I?

8. Первый профессиональный русский театр был основан в Санкт-Петербурге?

9. Дом Пашкова в Москве построен в стиле барокко?

10. Е.Р. Дашкова стояла во главе Академии наук, открывшейся в 1725 году?

О

- Назови имя. За каждый правильный ответ 1 балл.


Прослушав характеристику исторического деятеля, нужно назвать его имя. (ФИО)

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и приемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками…Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа…. Она же основала первый настоящий университет в России – Московский…» / Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. с. 237/

Елизавета Петровна.

«Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системой управления, он не мог найти вокруг себя способных людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию. Желая водворить при дворе и в администрации, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого…. С годами горячность и впечатлительность… перешла в тяжелую способность терять самообладание из-за пустяков;… вспыльчивость обратилась в припадки жесткости.» / Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. с. 643./ Павел I

«Считая себя военным подмастерьем Фридриха, он старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках. Каждый день проходили экзерциции . Ни ранг, ни возраст, не освобождали от маршировки…Фельдмаршал, бывший генерал – прокурор Сената, старик князь Никита Трубецкой по своему званию подполковника гвардии должен был являться на учение и маршировать вместе с солдатами… В русской внешней политике хозяйничал прусский посланник, всем распоряжался при дворе Петра. Прусский вестовщик до воцарения, пересылавший Фридриху II в семилетнюю войну сведения о русской армии, Петр на русском престоле стал верноподданным прусским министром… Все общество чувствовало в действиях правительства шатость и каприз, отсутствие единства мысли и определенного направления … Все это вызвало дружеский ропот. Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор привел к новому перевороту.»

/ Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. с. 245/ Петр III

О

Назовите архитектора и его творение За каждый правильный ответ – 2 балла

Ведущий показывает фотографии, картинки с изображением архитектурных памятников XVIII века. Ребята должны назвать архитектурное здание, город, где оно было построено и фамилию архитектора.

  • Дом Пашкова в Москве – Василий Иванович Баженов
  • Зимний дворец в Санкт- Петербурге – Бартоломео Растрелли
  • Большой дворец в Петергофе – Бартоломео Растрелли
  • Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин) – Бартоломео Растрелли
  • Московский университет в Москве – Матвей Федорович Казаков
  • Собор Смольного монастыря – Бартоломео Растрелли
  • Смольный собор в Санкт- Петербурге – Достроен С. Стасовым в XIV веке.
О

– узнай картинку

Картина А.П Лосенко «Портрет Ф.Т Волкова»

1

4

2

5

3

6

Репродукция картины закрыта местами (6 листочков). Чтобы открыть часть картины, нужно ответить на вопросы. Побеждает та команда, которая первой назовет ее и имя художника. Конкурс оценивается в 5 баллов.

1. Какой гвардейский полк был создан в период правления Анны Иоанновны?

2. По национальности Екатерина II была…?

3. Суворов получил звание генералиссимуса за..?

4. Московский университет был открыт в…..?

5. Кто такой Иван Антонович и какое отношение он имеет к Анне Иоанновне?

6. Крестьянским восстанием 1773-1775 годов руководил…?

КОМ

Заполни генеологическую схему

Каждая команда получает схему с пропусками и в течении определенного времени (пока одна из команд не выполнит задание) выполняют задание.

Команда получает такое количество баллов, сколько правильных ответов будет в схеме. Максимум 6 баллов.

КОМ

Кроссворд

По горизонтали:

1. Передача монастырских и церковных земель в государственное управление

2. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха

3. Турецкая крепость, взятая русскими войсками в период русско-турецкой войны 1787-1791 годов

4. Место жительства Павла в период правления его матери, «малый двор» Павла

5. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы

6. Титул правителя Российского государства в XVIII веке

7. Крестьянское восстание в России 1773-1775 годов

По вертикали:

8. Придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии, нередко оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику

9. Отказ от присоединения к одной из конфликтующих сторон в войне, дипломатическом конфликте и т.д.

10. Условия, закрепленные в договоре

11.

КОМ

- Хронология

Команда должна разместить события в хронологическом порядке.

Выигрывает та команда (получает большее количество баллов), которая допустит меньше ошибок.

Максимальное количество баллов – 8

1. Губернская реформа Екатерины II

2. Кючук-Кайнаджирский мир

3. Белградский мирный договор

4. Жалованная грамота дворянству

5. Присоединение Крыма к России

6. Ясский мир

7. Начало правления Екатерины I

8. Окончание семилетней войны

К/К

– Карта

Капитанам предлагаются три карты событий внешней политики второй половины XVIII века.

Их задача: назвать событие и войну, в рамках которой произошло событие.

Максимальное количество баллов – 3 балла.

Предлагаются карты:

1. Штурм Измаила (без названия карты и условных знаков)

2. Взятие Берлина русскими войсками

3. Швейцарский и итальянский походы русских войск под руководством Суворова А.В.

К/К

– Найди ошибки в тексте

Капитанам команд предложены одинаковые тексты с ошибками.

Их задача найти эти ошибки и исправить.

Побеждает тот, кто найдет и исправит больше ошибок.

Дворцовый переворот 1762 года

Император Петр III собирался отметить день своих именин (день ангелов Петра и Павла) 29 июня в Петергофе. Воспользовавшись отсутствием императора, 28 июня гвардейские офицеры во главе с братьями Потемкиными и жена Петра III Елизавета совершили переворот. Гвардейский экипаж и Преображенский полк поддержали их, и в Петербургском соборе Казани Елизавета была провозглашена императрицей. Ей присягнули Государственный совет и Государственная дума.

Император же на следующий день скончался «апоплексическим ударом в висок», как было объявлено.

1/1

– По какому принципу организованы ряды

Участники с номером 1 за отдельными столами выполняют задания. Максимальное количество баллов – 5.

1. Э. Бирон, А. Разумовский, Г.А Потемкин.

2. В.В. Растрелли, М.Ф Казаков, В.И. Баженов.

3. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов.

4. С.Ф. Апраксин, П.С. Салтыков, З.Г. Чернышов.

5. Екатерина Ивановна, Анна Леонидовна, Иван VI (Антонович).

2/2

Портрет – имя

Участникам игры под № 2 предложены портреты известных исторических деятелей второй половины XVIII века и список их имен.

Задача найти соответствие.

Портреты: – М.В Ломоносова – Павла I – А.В Суворова – А.Н Радищева – Петра III – Елизаветы Петровны – Анны Иоанновны – Петра II – Екатерины I – Екатерины II.

3/3

Работа с документами

Участники команд под № 3, прочитав отрывки из воспоминаний, монографий, документов, должны ответить на вопросы.

«Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении… Русским же аристократам, как, например, князю М.А. Галицыну, была предложена должность шута.»

1. Укажите период истории России, почему такое название носит? (2 балла)

2. Укажите имя правителя (1 балл)

4/4

Тесты

Максимальное количество баллов – 5.

1. Решающая сила при определении политики в данный период:

а) гвардия
б) стрелецкое войско
в) даточные люди
г) ополчение

2. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

а) Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны
б) Петр Алексеевич – внук Петра I
в) Карл Петр Альрих – племянник Елизаветы Петровны
г) Елизавета Петровна – дочь Петра I

3. При вступлении на престол Елизавета Петровна:

а) провозгласила возвращение к порядкам своего отца
б) отменила смертную казнь
в) объявила о расширении прав и привилегий дворянства
г) ограничила права и привилегии дворянства

4. В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское орудие:

а) редуты
б) «единороги»
в) пищали

5. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

а) Б.К Миних
б) А.И Остерман
в) П.И. Шувалов
г) К.Г. Разумовский

5/5

Найдите соответствие

Максимальное количество баллов – 6.

 

Деятель

  Событие, открытие, изобретение, род деятельности
1 И.И. Ползунов 1 Первая паровая машина
2 Н.И. Новиков 2 Пролив между Азией и Америкой
3 Ф.И. Шубин 3 Московский университет
4 В. Беринг 4 Сатирический журнал «Трутень»
5 М.В. Ломоносов 5 Бюсты М.В. Ломоносова, Павла I
6 А.Н. Радищев 6 «Путешествие из Петербурга в Москву»
    7 Сатирическое произведение»Недоросль», «Бригадир»
6/6

Исключите лишнее

 

1. 1768-1774; 1787-1791; 1735-1739; 1741-1761.

2. 1773-1775; 1725-1727; 1796-1801; 1762-1796.

3. Апраксин С.Ф., Ягужинский П.И., Г.А. Спиридов, П.А. Румянцев.

4. Царицын, Яицкий Городок, Казань, Санкт-Петербург.

5. Франция, Англия, Турция, Пруссия.

Жюри подводит итоги игры и награждает команды.