Преодоление речевых недостатков как один из факторов достижения успеха школьника

Разделы: Внеклассная работа


Учебная деятельность – главный вид деятельности школьника. Задача каждого педагога – устранить все препятствия на пути успешной учебной деятельности.

Одним из таких видов препятствий школьника являются речевые недостатки. Это недостатки устной и письменной речи. Устной речи – нарушения звукопроизношения в виде отсутствия или искажения того или иного звука. Письменной речи – в виде различного рода логических ошибок на письме (пропуски букв в словах, смешение звуков по артикуляционным, акустическим и моторным образам).

Те или иные недостатки, дефекты речи часто вызывают чувство ущербности, снижают уверенность в себе, а в подростковом возрасте ведут к формированию комплекса неполноценности. Казалось бы ученик всего лишь не произносит правильно звук, ведь много известных личностей прекрасно живут со своей "картавостью" или "шепелявостью", а в некоторых случаях есть и то и другое; но эти люди уже давно вышли из подросткового возраста, и не всегда известно, как им удавалось раньше строить свои деловые и личные взаимоотношения, было ли так все удачно, как выглядит сейчас.

Среди учащихся школ есть ученики, которые несмотря на их речевые недостатки считают, что им не нужно исправлять дефекты речи, но это пока они находятся в родной школе, в привычном окружении, где их принимают такими, какие они есть, так как у каждого из них есть своё место в данном коллективе. Но в дальнейшем, когда ребенок получает новый статус, завоёвывает новые позиции, будет ли так все гладко, не создадут ли эти, на первый взгляд незначительные недостатки, препятствия на пути достижения успеха.

Устранение речевых недостатков укрепляет уверенность в себе, ведет к ощущению успеха, комфорта и благополучия. Многие учащиеся старших классов говорят, что они избавились от болезни, которая, казалось, была неизлечима. Так у ученицы одиннадцатого класса в процессе коррекции звукопроизношения изменилась осанка, расправились плечи, она стала более общительной. Правильная красивая речь позволяет школьнику чувствовать, ощущать себя совершенно иначе, он уже не боится открытых выступлений перед аудиторией, более комфортно чувствует себя в незнакомой обстановке, ситуация "выздоровления" укрепляет успех в будущем.

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Для школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях логопедические и дефектологические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание использования компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования НИТ (новейших информационных технологий) в коррекционной работе. Надо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Оказаться полезными могут даже обыкновенные клавиатурные тренажеры, которые часто и, надо отметить довольно эффективно, применяют для формирования навыков "слепой" печати на клавиатуре ПК, а также современные текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Word), графические редакторы (Paint и т.п.). По оценкам исследователей, использование НИТ в учебном процессе способствует развитию моторики, внимания и памяти ребёнка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т.п. Для получения высокого эффекта при работе с тренажерами, текстовыми редакторами необходимо строить занятия таким образом, чтобы выполнение практических упражнений чередовалось с повторением правил орфографии, развитием фонематического слуха, работой с книгой.

Кроме клавиатурных тренажеров весьма полезными в ходе коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями, оказываются такие программы, например, как "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе", "Видимая речь-3" и другие. Здесь персональный компьютер выступает как средство визуализации некоторых скрытых от непосредственного наблюдения процессов, в частности, позволяет с помощью специального оборудования наблюдать на экране монитора процессы изменения голосовой и речевой активности, управлять экранными объектами посредством голосовой связи, создавая таким образом программы, реагирующие на звуки, произносимые ребенком. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Надо отметить, что данные программы рассчитаны на использование не только специалистами-логопедами, но и также учителями иностранного языка. Основа коррекционной работы – индивидуальный подход, поэтому процесс обучения должен строиться в зависимости от речевых и индивидуальных личностных особенностей ребенка. Только при выполнении данного условия эффект применения логопедических методик может быть высоким.

Перечисляя все положительные стороны использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности школьного логопеда, не следует забывать и о том, что использование вышеописанных комплексов (или их аналогов) требует дополнительных расходов на приобретение специальных технических средств. И данный факт, к сожалению, часто оказывается серьёзной проблемой на пути к широкому их распространению в логопедической практике. Более простые из заменителей пока ещё не получили на компьютерном рынке должного распространения. Именно поэтому проблема создания программ, не требующих серьёзных материальных затрат на техническое оснащение процесса, остаётся на данном этапе весьма актуальной.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника.