Урок-игра "Этот День Победы". Тема урока: "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


"Если ученик в школе сам не научится ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать." Л.Н.Толстой.

"Я не верю, что человек может быть не способен к математике." А.Г.Постников.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием системы координат на плоскости, научить строить точки в системе координат.

ХОД УРОКА

Ребята! Один из великих математиков, Принсгейм, сказал: “В математике живет всегда художник: архитектор и даже поэт”. Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить: рисовать и строить.

I. Устное повторение необходимых сведений

1) Какая прямая называется координатной осью?

2) Какие числа расположены на координатной прямой?

3) Сравнить:

а) нуль и положительное число;
б) нуль и отрицательное число;
в) положительное и отрицательное число;
г) 47 и 0;
д) -39 и 0;
е) 1\3 и 1\5;
ж) -1\8 и -1\18;
и) -49 и -56;
к) 2а и а, если а больше нуля, а меньше нуля, а равно нулю.

4) Что такое модуль числа?

5) Какие прямые называются параллельными?

6) Какие прямые называются перпендикулярными?

7) Как обозначаются точки на координатной прямой?

8) Как записываются координаты точек на координатной прямой?

II. Изучение нового

Ребята! Где вы встречались с координатами точек в жизни? (На уроках географии при изучении широты и долготы, во время игр в “Морской бой” и в шахматы, …)

Сегодня мы с вами научимся строить точки в системе координат.

Встречались ли вы с вертикальной координатной прямой? А с горизонтальной? Если совместить начало отсчета вертикальной и горизонтальной прямой, то получим систему координат. Любая точка в системе координат имеет свои координаты и обозначается, например: М(х; у).

Х называется абсциссой точки М и располагается на горизонтальной прямой, которая называется ось абсцисс и обозначается Ох. У- называется ординатой точки М и располагается на вертикальной прямой, которая называется ось ординат и обозначается Оу. Если провести через точки х и у прямые, параллельные осям, то точка их пересечения и будет точкой М. Сейчас мы с вами начнем строить точки и фигуры в системе координат.

Задание 1.

Построить систему координат и точки(один ученик у доски, все в тетрадях).За единичный отрезок примем одну клетку .Чтобы построить в системе координат точку А, нужно на оси Ох найти число -9 и опуститься вниз на один единичный отрезок. Получили точку

А(-9;-1).Обозначим ее А. Аналогично построить все точки. Буквы каждого столбика последовательно соединить.

А(-9;-1) М(-2;-2) Т(2;2) Z(6;-2)

B(-9;-2) N(-2;2) У(2;-1) Н(6;2)

С(-6;2) К(1;2) S(5;-1) О(9;2)

Д(-3;-2) Р(1;-1) R(5;2)

Е(-3;-1) F(-2;-1) L(5;-2)

Y (2;-2)

Соедините буквы А и Е.

Ребята! У всех получилось слово “ДРУГ”? Значит, вы молодцы! Хорошо справились с заданием и поняли, как строить точки в системе координат.

Ребята! 9 мая вся наша страна и весь мир отметит праздник ДЕНЬ ПОБЕДЫ. В честь победы в Великой Отечественной войне над фашизмом. И сегодня мы в честь Победы произведем “салют”.

Задание 2. (На доске изобразить “нити” салюта, на концы которых ученики будут прикреплять звезды).

Построить в системе координат данные точки. Точки каждого столбика изобразить в новой системе координат. Кто первый построит одну букву, тот прикрепит звезду к салюту. Затем каждый строит точки новой буквы и т.д. Точки каждого столбика последовательно соединить отрезками. (Должна получиться фраза “День победы”).

1. А(-5;-2)

2. А(2;-3)

3. А(-3;-3)

4. А(-3;-3)

5. А(-3;-3)

В(-5;1) В(-2;-3) В(-3;4) . В(-3;4) В(-3;4)

С(0;:6) С(-2;4) С(1;4) С(-3;1) С(2;4)

Д(5;-2) Д(2;4) Д(1;-3) Д(1;1) Д(2;-3)

Е(5;1) Е(2;-1) Е(1;-1) Е(1;-3)

А соед. с Е F(-2;-1) F(-3;-1) А соед. с Е

Е соед. c F Е соед. с F

6. А(-3;-3)

7.Д(-3;-3)

8.(2.)

9.(1.)

10.А(-5;2)

В(-3;4) Е(-3;4) В(-1;2)

С(2;4) F(1;4) С(-1;-2)

Д(2;-3) А(-3;1) Д(-5;-2) К(2;5)

А соед. с Д В(1;1) Е(-5;5). L(2;-2)

С(1;-3)

Ребята! Посмотрите, какой замечательный салют получился. Вы молодцы! А как вы считаете, важную тему мы сегодня изучили? Где вы думаете, система координат встречается в жизни? (Ответы учеников).

В исполнении учащегося звучит стихотворение “Как воздух математика нужна…”

Задание 3.

А теперь каждая команда (сидящих за одной партой) из двух человек придумает нам свой рисунок в координатах.

Задание 4.

А теперь каждый из вас создаст свой рисунок, обозначит его буквами, запишет их координаты и представит свою работу классу. Кто не успеет, продолжит на следующем уроке или дома.

III. Итог урока

Подведение итогов, выставление оценок, запись домашнего задания.