Урок риторики в начальной школе по теме "В гостях у Риторика"

Разделы: Начальная школа


Тема: «В гостях у Риторика» (3 – 4 класс)

Цель:

  1. Воспитание коммуникативной культуры школьников.
  2. Расширение запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции.
  3. Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
  4. Развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

карта-путешествие «Риторическое царство», игрушка – Риторик, аудиозаписи

«Улыбка», «Пожелание друзьям», фортепиано, гитара, карточки с заданиями для работы

в группах, «Волшебный сундучок сказок» с книгами «Приключения Буратино», «Гадкий утенок», «Золушка», «Красная Шапочка», книги «Трое из Простоквашино» и «Старик Хоттабыч».

Ведущий.

- Поговорим?

Ученики.

- О чем?

Ведущий

- О разном и о прочем,

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

Ученики.

- Поговорим!

Нам будет интересно!

Ведущий.

- Мои маленькие друзья!

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие в Риторическое царство. На каждой станции вас ждет в гости Риторик, который придумал интересные и творческие задания. Две команды, соревнуясь, покажут, чему научились на уроках риторики. Это команды «Чебурашка» и «Буратино». Жюри будет присуждать очки и определять победителя.

Разминка.

  1. Где впервые появилась наука риторика? (в Древней Греции)
  2. Сколько лет тому назад появилась наука риторика? (2500 лет тому назад)
  3. Чему учит риторика? (учит владеть словом; учит красноречию и общению)
  4. Как называют человека, обладающего красноречием? (ритор, оратор)
  5. Как назывались первые учебники по риторике? (красноречие, сладкоречие, теория словесности)
  6. Кому принадлежат слова «риторика есть наука… красно говорить и писать»? (М.В. Ломоносову)
  7. Один великий человек, прославивший себя во всех видах искусства, кроме, пожалуй, музыки, был к тому же превосходным оратором. Перед каждым своим выступлением на публике он надевал сильно жмущие ботинки, считая, что именно это пробуждает в нем ораторское вдохновение.

Кто был этот человек? (Сальвадор Дали)

Станция 1. «Скороговоркино»

Ученик.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 

Ведущий.

- Говори, не торопись и смотри, не ошибись. Произнесите скороговорки.

  1. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
  2. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  3. Под деревом тетерев тетерева встретил.
  4. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

- Произнесите скороговорки, в которых есть повтор согласных звуков.

«С»

  1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  2. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

«Ц»

  1. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  2. Цыплята и курица пьют чай на улице.

Станция 2. «Чистоговоркино»

Ведущий.

- Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки.

1.     

чок-чок-чок - …  (простучал каблучок)
як-як-як - … (у меня брат моряк)
жу-жу-жу - … (я с ребятами дружу)
ино-ино-ино - … (вот проказник Буратино)

2.

ча-ча-ча - … (буду плакать у врача)
ец-ец-ец - … (брат сегодня молодец)
жа-жа-жа - … (уж уходит от ежа)
ина-ина-ина-… (здравствуй, девочка Мальвина!)

Станция 3. «Интонационные облака»

Ведущий.

- Прочитайте тексты так, чтобы придать речи персонажей разговорную

интонацию.

1. Отрывок из произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино».

«Однажды было так. Идёт дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору:

- Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Дядя Фёдор попробовал — так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:

- А откуда ты знаешь, что меня дядей Фёдором звать?

Кот отвечает:

- Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший, кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.

- А кто тебя разговаривать научил? - спрашивает дядя Фёдор.

- Да так, - говорит кот. - Где слово запомнишь, где два. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Фёдор говорит:

- Пошли ко мне жить.

Кот сомневается:

- Мама твоя меня выгонит.

- Ничего, не выгонит. Может, папа заступится.

И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин.»

2. Отрывок из произведения Л. Лагина «Старик Хоттабыч».

«... Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

- Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

Нахально подмигивая и корча самые ехидные рожи, к Вольке подбежал Гога Пилюля.

- Не старикашка, а старик, - миролюбиво поправил его Волька, которому сегодня не хотелось доводить дело до потасовки. — Это, это папин знакомый ... из Ташкента.

- А вот ке-э-эк пойду к твоему папе да ке-э-эк расскажу ему про твои художества на экзамене!

- Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! — разъярился Волька, представив себе, какое впечатление Пилюлюшкин рассказ может произвести на его родителей. - Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

- Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя! Самый настоящий псих.»

Станция 4. «Культура речи»

Ведущий.

- Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения

и ударения.

«Орфоэпический ринг»

Ведущий.

- В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в

некоторых языках. Так, например, в английском оно обычно падает на

первый слог, во французском – на последний. Ударение в русском языке

подвижное, может переходить с одного слога на другой.

- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто

правильно произнес – аплодисменты.

  1. Звонит, щавель, километр, средства, бассейн, яичница, красивее, поняла, добыча, квартал.
  2. Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, булочная, понял, скучный, хозяева, досуг.

«Речевой профилакторий»

Ведущий.

- Как правильно сказать?

  1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)
  2. Обратно проливной дождь пошел. (опять)
  3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
  4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)

Ученик.

Чтение стихотворения «Рассказ школьного портфеля» Ю. Тимянского.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет...»,

«Закрыт магазин на обед...»,

«Хозяйка моет стаканы...»,

«Секёт свеклу...»,

«Пекёт блины...».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

Петя! - несётся со двора,

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорблил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Станция 5. «Улыбка»

Ведущий.

- Дорогие ребята! Учитесь улыбаться. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что это значит?

Ученик 1.

- Оказывается, 80% успеха в жизни (в том числе и в коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.

Ученик 2.

С помощью улыбки можно улучшить и свое настроение. Американские ученые установили, что движения лицевых мышц человека связаны с работой мышц, управляющих работой ряда внутренних органов.

Ученик 3.

Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней. Например, постоянный страх и напряжение влияют на развитие язвенной болезни.

«Лекарство от плохого настроения» (рецепты)

Ученик 1.

Примите 4 стакана улыбки, 6 капель смеха, 8 рюмок радости, 3 бутылки праздников и тогда вы почувствуете себя здоровым на тысячу лет!

Ученик 2.

Для хорошего настроения принимайте через каждые 30 минут 10 ложек микстуры «Веселая песенка», 2 таблетки «Тра-ля-ля». Веселую шутку или анекдот рассказывайте через каждые 5 минут. Измеряйте температуру настроения через каждые 40 минут. Выздоравливайте поскорее!

(исполнение песни В. Шаинского «Улыбка»)

Станция 5. «Вежливость» (бой капитанов)

Ведущий.

- Вежливые, добрые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова «дороже, чем горсть серебра».

- Капитаны, обратитесь с вежливой, убедительной просьбой к одному из зрителей заменить вас. В ответ на просьбу зритель должен дать вежливый отказ.

Станция 6. «Рекламная пауза»

Ведущий.

- Подготовьте яркую и выразительную рекламу по сказкам для первоклассников (из «Волшебного сундучка сказок» предлагаются на выбор книги «Приключения Буратино», «Гадкий утенок», «Золушка», «Красная Шапочка»).

Станция 7. «Золотое перо»

Ведущий.

- Если ты подумаешь, то стихи придумаешь.

Я начну, а ты продолжи.

1. Ослик упрямый

Поссорился с мамой…

2. Говорят, что кошки

Не едят из плошки…

Станция 8. «Комплимент»

Ведущий.

- Давайте говорить друг другу комплименты!

(звучит романс Б.Окуджавы)

- Дорогие друзья! Подарите комплименты друг другу, зрителям, жюри.

(исполнение романса Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться,

Давайте говорить

Друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать

И плакать откровенно,

То вместе, то поврозь

А то попеременно.

Не надо придавать

Значения злословью,

Поскольку грусть всегда

Соседствует с любовью.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем

Друг другу потакая,

Тем более что жизнь

Короткая такая.

Подведение итогов. Вручение подарков.