Новые подходы к блоку "Развитие речи по программе "Начальная школа. XXI век"

Разделы: Начальная школа


Урок 124.

Тема: “Учимся составлять текст”

Задачи урока: закреплять умения работы с текстом; учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста.

I. Работа по учебнику.

Упражнение 1. Прочитай текст. Найди ключевое слово всего текста. Запиши его. Найди ключевые слова каждого абзаца. Запиши их. Можно ли по заголовку и ключевым словам каждого абзаца сказать, о чем текст?

Увели

Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в черных полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.
Вдруг под кустом суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться.
Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.
Ай да щеглы! Увели!

(По Ю. Александрову)

– Прочитайте текст.

– Сформулируйте основную мысль текста. (их предложения записываются на доске ). Среди вариантов выбирается и корректируется тот, который будет принят всем классом как наилучший.

– Из преложенного варианта выделите слово, которое передает основную мысль текста (ключевое слово не обязательно должно быть в тексте: это может быть и синоним).

– Выделите ключевое слово каждого абзаца.

Вариант ответа: 1) птенец; 2) спасители (щеглы); 3) свобода; 4) увели.

Заглавие текста, ключевое слова всего текста и ключевые слова абзацев должны быть записаны на доске, чтобы ученики могли списать слова в тетради.

Индивидуальное задание: по ключевым словам текста и абзацев устно восстановить исходный текст. (Эта работа является пропедевтической к написанию изложений).

II. Физминутка.

Упражнение 2. Формирование по ключевым словам, заглавию и основной мысли восстанавливать текст. Выполняется фронтально.

Текст озаглавлен “Рыбаки”. В нем три абзаца. В тексте говорится о том , как ребята пришли ловить рыбу, но вместо этого стали купаться и мешать другим рыбакам.

Ключевое слово первого абзаца – собирать;

Ключевое слово второго абзаца – теплая;

Ключевое слово третьего абзаца – купаться.

Вариант выполнения. Предлагается для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам.

– Необходимо обсудить, соответствует ли основная мысль текста его заглавию – “Рыбаки”. (Заголовок ироничный, насмешливый)

– При создании коллективного текста варианты учеников записываются на доске.

– Каждый абзац корректируется.

– Ученики списывают текст с доски. (Необходимо проверить правильность списывания).

На уроке использованы такие рубрики как: “Обрати внимание”; “Помощь”; “Возможная трудность”.

– По выполнении задания необходимо сверить результаты самостоятельной работы с результатами работы всего класса.

III. Физминутка.

IV. Словарная работа.

Записать слово вчера и родственные ему, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради

Задание на дом. Списать в рабочую тетрадь предложения упражнения 6 из тетради “Пишем грамотно”. Выучить словарные слова кинофильм, вчера, чувствовать.

V. Итог урока.

Урок 127.

Тема: "План текста".

Задачи урока: организовать комплексную работу с текстом; формировать умение составлять план текста (“погружение” в одну проблему – речевую).

Цель: развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

I. Работа по учебнику.

Упражнение 1. Комплексная работа с текстом. Выполняется фронтально.

Ученики читают текст: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”– так часто говорят. Действительно, сказка не только развлекает, но и учит многому. А в сказке А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” осуждаются лень и предательство. Так, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина предупреждает жадных, неблагородных. А сколько мудрости в народных сказках! Сказка К.С. Аксакова “Аленький цветочек” учит верности и преданности.

–  Чему посвящен текст? (Обсуждаем)

–  Подбираем заголовок к тексту.

Затем проводим работу по исправлению порядка следования предложений во втором абзаце.
При проведении редактирования важно чтобы ученики объясняли, почему они считают необходимым изменить последовательность предложений. Необходимо обратить внимание на смысловую связь между предложениями (последнее предложение первого абзаца: “…многому учит” –   первое предложение второго абзаца: “ сколько мудрости…”), на словесное наполнение предложений ( перечисление во 2-ом и 3-ем предложениях, закрытие однородного ряда союзом а – в 4-ом: “А в сказке…”.

Окончание текста ученики дописывают самостоятельно.

II. Физминутка.

Упражнение 2. Комплексная работа с текстом. Придумай текст, в котором говорится о твоей любимой книге. Он должен содержать три абзаца и заканчиваться предложением: “Вот почему я так люблю эту книгу!” Не забудь озаглавить текст.

Устное составление собственного текста на заданную тему предложено хорошо успевающим ученикам. Остальные учащиеся выполняют пошаговое задание: находят ключевые слова для каждого абзаца и пытаются одним предложением выразить основную мысль абзаца с опорой на ключевое слово ( работа проводится при контроле со стороны учителя).

Рубрика “Обрати внимание” обобщает наблюдения учеников за структурой текста.

–  Вспомните как выполнялись задания урока 124.

–  Сделайте вывод (содержание текста можно кратко передать в виде плана, а создавая новый текст, нужно прежде всего составить его план. План позволяет точно передать задуманное – то, о чем хочешь рассказать

Затем читаем алгоритм составления плана./p>

Чтобы составить план текста, надо:

  • сосчитать количество абзацев в тексте;
  • найти ключевое слово каждого абзаца;
  • выписать ключевое слово абзаца или записать одним предложением основную его мысль.

Это и будет план текста.

Ученики читают текст:

Музыка природы

Весенняя песня начинается со звона капели. Ее подхватывают журчание ручейка и радостное пение птиц.
Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А главную партию исполняет звонкоголосый жаворонок.
Звучит музыка природы!

План.

1. Весенняя песня капели, ручейка и птиц.
2. Песня лета.
3. Звучит музыка природы.

– Правильно ли составлен план к тексту? (ученики обсуждают )

(В учебнике представлен правильный план, однако, ученики могут несколько изменять предложения. Если эти варианты не искажают главной мысли, мы их принимаем и записываем на доске. Обращаем внимание на то, что главное – смысл, остался неизменным).

III. Физминутка.

Упражнение 3. Тренировка в составлении плана текста с опорой на алгоритм этой работы .Выполняется фронтально.

Задание. Составь и запиши план текста.

Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – вот цвета радуги. А что значит слово “радуга”?
На этот вопрос есть два ответа. Вот первый: говорят, что слово “радуга”- это дуга, цветной мост, который ведет в небо.
Другие считают, что слово “радуга” связано со словом “радость”. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.

– Читаем еще раз алгоритм составления плана текста.

– Выделяем основную мысль текста.

– Подбираем ключевые слова к каждому абзацу и записываем на доске.

(1) радуга; 2) дуга – мост; 3) радость).

Составление предложений – пунктов плана (учитель записывает на доске и редактирует их вместе с учащимися).

Примерный план.

1. Что значит слово радуга?

2. Радуга – это дуга, мост в небо.

3. Радуга – это радость

IV. Дифференцированная работа.

1. Ученики списывают с доски в свои тетради заголовок, ключевые слова и план текста.

2. Хорошо успевающим ученикам предлагается списать весь текст (следует повторить порядок действий при списывании).

V. Итог урока.

3 класс.

Урок 101.

Тема: "Учимся писать изложение" (фрагмент урока)

I. Рубрика “Обрати внимание”.

1. Внимательно слушай название текста и сам текст. При первом чтении постарайся понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей.

2. При повторном чтении можешь записать ключевые слова, яркие образы, сравнения.

3. Составь план текста.

4. Попробуй одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У тебя должен получиться маленький текст.

5.Следующее действие- расширение “маленького текста”: здесь помогут записанные тобой ключевые слова, интересные образы, сравнения.

6. В результате предварительной работы у тебя получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом.

7. Аккуратно , без ошибок перепиши изложение и еще раз его проверь.

II. Работа в парах.

– А теперь подготовьтесь к изложению. Первые 5 действий выполните вместе, а дальше работайте самостоятельно. Потом прочитайте друг другу тексты, которые вы придумали.

Лесной дом

Поспорили однажды весной в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. Каждый себя хвалил. Решили спор на осень перенести.
Все лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, еж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей желуди таскал. И только один медведь ничего не делал. Он решил удивить всех своей необыкновенной силой.
Пришла осень. Встретились звери и стали друг друга своими делами удивлять .Всех поразила большая плотина. Еще больше понравился мост. Чистота тоже была всем приятна. Но когда звери вышли на поляну, которая раньше была пустой и унылой, то увидели, что вся она засажена молодыми дубками. Оказывается, муравей посадил здесь желуди. И к осени из них выросли деревца.
Пришла очередь медведя. Подошел он к огромному дубу. Поднатужился. И вырвал его с корнем. Но им никто не восхищался. Зачем губить свой лесной дом и природу?
А победу присудили муравью. И устроили пир на весь мир.

Главное в этой работе – помочь товарищам исправить ошибки или самим поучиться у друзей.