Разработка урока русского языка в 3-м классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: - формировать умение проверять написание слов с сомнительными парными согласными, развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, прививать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: рисунок корабля, острова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Минута чистописания.
  4. Словарно-орфографическая работа.
  5. Комментированное письмо.
  6. Физминутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Итог урока, самостоятельная работа по перфокартам.
  9. Домашнее задание.

1. Сообщение темы урока.

Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.

Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.

И вот сегодня мы посетим необычный остров. На нём проживают согласные буквы, которые любят играть с людьми в прятки.

Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Но для того, чтобы подняться на палубу этого корабля, необходимо правильно записать число в тетрадях и объяснить написание изученных орфограмм.

Сели все правильно, открыли тетради, положили её под наклоном, взяли ручки, записываем:

Двадцать шестое ноября.
Классная работа.

(Прикрепляю на доску корабль).

- Вот мы и на палубе.

Теперь - вперёд покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.

  • Минутка чистописания.

Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишнюю.

(Д Т В Ф Р)

- Пропишите буквы – близняшки, которые обозначают один звук – звонкий, а другой – глухой.

  • Словарно – орфографическая работа.

Отправляемся в путь.

Наш корабль держит курс на запад. Откройте словарик в конце учебника. Найдите слово запад и запишите его в тетрадях.

На доске: запад         а

- разделим на слоги,

- поставим ударение.

Учитель. Назовите орфограмму в этом слове, которую мы должны запомнить.

Дети. Непроверяемая гласная а во втором слоге.

Учитель. Назовите орфограмму, которую мы можем проверить.

Дети. Парная согласная д.

Учитель. Что такое запад?

Дети. Запад – это одна из четырёх сторон света, направление, противоположное востоку.

Учитель. Придумайте предложение с этим словом. Запишите и сделайте грамматический разбор.

Дети. Наш сказочный корабль держит курс на запад.

Учитель. И с этим испытание мы справились. В этом нам помогли знания по русскому языку.

  •   Комментированное письмо.

Плавание продолжается.
Полный вперёд!
На горизонте остров!

(Прикрепить остров на доску.)

 

 

- Какой удивительный остров! Но нам нужно узнать, кто обитает на нём. Будьте внимательны и докажите правильно словечко.

1. От причала тянет трос
С нижней палубы…… (матрос.)

2. Вдали от волны
В руках детворы
Как шумит речушка
Даёт нам знать…...(ракушка.)

3.На дне морском
Пятится назад
Какой упрямец
Это…...(рак.)

4. Колюч, да не ёж
Кто же это?....... (ёрш)

5. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног
Вот и весь я - ……(осьминог.)

(Открываются эти слова на доске.)

Матрос, ракушка, рак, ёрш, осьминог.

Учитель. Какая орфограмма объединяет эти слова?

Дети. Сомнительная парная согласная.

Учитель. Вот мы и узнали обитателей этого острова. Какие же парные согласные спрятались? Докажите (по ходу доказательства прикрепляю буквы.)

Учитель. Как проверить парный согласный в корне слова? Используя это правило, выполните следующее задание.

  • Среди слов, которые записаны на доске, найдите те, которые будут являться проверочными, и запишите слова с сомнительными парными согласными – рядом проверочные.

На доске:

Остров

Берег

Флаг

Островок

Бережок

Флаги

Островки

Берега

Флажок

Проверяем работу.

Учитель. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными в корне слов?

3. Физминутка.

Встали, потянулись. Называю слова с парными согласными – “плывём” и называем эту букву; если нет – “прыгаем”. (Волна, краб, теплоход, парусник, фуражка, палуба, тельняшка, трос, мачта, трубка.)

4.Закрепление изученного материала.

Как хорошо мы провели время на дивном острове в океане Букв. Но это чужая земля. А наша родная страна далеко отсюда и мы тоскуем и грустим о ней. Поэтому наш корабль отплывает обратно на Родину.

Но что это? На обратном пути нас захватил шторм, разыгралась буря на море.

Слова все рассыпались и наша задача собрать их по половинкам.

КА  

Ки  

Па

Нат  

Водо   

КА

Лод

Рус

Рыб

Лаз

  • Запишите слова, а рядом – проверочные.

- Как проверить сомнительную парную согласную в корне слова?

  • Наш корабль приближается к дому. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

Ход. (Луноход.)

Учитель. Какая орфограмма в этом слове? Подберите проверочное слово, придумайте небольшой рассказ о “Луноходе”. (2-3 учащихся).

5. Итог урока.

  • Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

- Благодаря чему нам удалось выдержать все испытания?

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными?

  • Самостоятельная работа по перфокартам.

Например: вставить пропущенные буквы,

Подобрать проверочные слова:

Похо • –

Но• –

Моро • –

Ястре• –

Сапо• –

  • Домашнее задание.
  • Придумать и записать слова с парными согласными ж – ш ; подобрать к ним проверочные.