Урок в 1-м классе "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградова "Начальная школа XXI в."

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить со всеми участниками процесса выращивания и производства хлеба.
  • Научить реализовывать свои знания в различных видах деятельности. Ролевая игра: «Как хлеб на стол попал?» (расскажи о своей профессии).
  • Формировать элементарные умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в обществе.

Эмоциональный настрой учащихся.

- Спросите меня о чем-нибудь… (учитель)

- О чем? – удивляются дети.

- Спросите, какое у меня настроение?

- Какое у вас настроение?

- Плохое…

- Почему? Что случилось?

- Вы живете на свете не одни, а среди людей, поэтому ваши поступки могут радовать или огорчать их. По дороге в школу я видела поступок одного мальчика. Вот послушайте стихотворение Агнии Барто:

"Погода снежная была,

Отличная погода.

Швырнул снежок из-за угла

Я прямо в пешехода.

Он растерялся, поднял крик,

Что снег попал за воротник,

Что так нельзя, что стыдно так,

Что к людям я не чуток…

Подумаешь, какой чудак,

Не понимает шуток."

Почему же у меня плохое настроение?

Ответы детей.

(Вас огорчил поступок мальчика)

- Почему он поступил плохо?

Рассуждения детей.

- Давайте разыграем сценки.

Первая сценка.

По улице шли два прохожих, одному 62 года, а другому 7 лет. У первого в руках 5 предметов, одна книга упала.

- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик, - У вас же было три книги, плюс портфель, плюс еще один пакет – итого пять вещей. А теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу, - однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

- Какие правила не усвоил мальчик? (учитель)

Рассуждения детей.

Вторая сценка.

По улице идет слепой человек. Витя подошел к нему и перевел его через дорогу.

- Спасибо, я вижу, ты хороший мальчик, - сказал прохожий.

- Почему слепой человек разглядел поступок мальчика? (учитель)

Ответы детей.

Постановка учебной задачи.

- Почему мы должны быть чуткими, внимательными к незнакомым людям?

- Давайте поиграем и подумаем, какую заботу проявили о нас незнакомые люди?

Игра «соедини».

На доске написаны слова:

Одежду сшил повар

Построил школу

почтальон

Накормил обедом

портной

Принес письмо

строитель

Вырастил хлеб

шахтер

Добывает уголь

хлебороб

Дети по очереди выходят к доске и соединяют линиями профессии и соответствующие им действия.

- Но это не все люди, которые заботятся о нас. Вот посмотрите, сколько людей приняли участие в выращивании и производстве хлеба.

Демонстрация диафильма «Хлеб всему голова».

- Какие профессии вы запомнили?

Ответы детей.

Работа с учебником.

В учебнике на стр. 18 рассмотрите рисунки: «От зерна до булки». Какую роль вы хотите сыграть?

(тракториста, летчика, шофера, мельника, пекаря и др.)

Рассказы детей.

Например: Я – пекарь, я кладу в муку яйца, соль, воду, замешиваю тесто, а потом выпекаю в печи хлеб.

Игра: «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем».

Дети по желанию делятся на группы (какую деятельность будут изображать, показывают движениями). Нужно угадать, что они делают.

Пример: комбайнер убирает колосья пшеницы, шофер на машине подъезжает к комбайну, и в машину грузят зерно, пекарь месит тесто, в магазине покупают хлеб и т. д.

Физкультминутка

Дети изображают ветер, кружатся.

- Ветерок спросил, пролетая:

«Почему ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Работа по учебнику, стр. 17 «Смешинки».

Читают дети:

- Булки, баранки, батоны растут на дереве, - сказал Вова. - Оно так и называется «хлебное дерево».

Дети засмеялись. Почему?

Ответы детей.

Один ученик говорит, что читал в энциклопедии о хлебном дереве.

- Я разрешаю тебе принести и показать нам эту книгу, мы вместе со всеми ребятами прочитаем о «хлебном дереве». (учитель)

Прочитайте пословицу на стр. 17 внизу.

Худ обед, когда хлеба нет.

- Как вы поняли пословицу? (учитель)

Рассуждения детей.

С вашими ответами согласен Я. Дягутите:

(учебник, стр.18, читает ученик)

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле.

Учебник, стр. 18.

- Почему нужно беречь хлеб? Что мама или бабушка делают с черствым хлебом? (учитель)

Рассуждения детей.

Работа в тетради «Учимся думать и фантазировать» стр. 9.

СООБРАЖАЛКИ

  1. Хорош пирожок, внутри творожок. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
  2. Испеки крендельки и баранки (дети обводят по точкам и раскрашивают).
  3. Что сначала, что потом.

Нужно поставить цифры: 1, 2, 3, 4 над картинками на стр. 9 тетради (печь, колоски, хлеб, мука).

- Поработайте парами, похвалите друг друга за аккуратную работу, красивые рисунки. (учитель)

Итоги урока:

- Что нового вы узнали на уроке?

Ответы детей о выращивании и производстве хлеба.

Почему же нужно быть добрыми, чуткими к незнакомым людям?

Чем мы обязаны им?

Рассуждения детей:

- Мы живем на свете не одни, много людей заботятся о нас, выращивают хлеб, приносят письма, строят дома и т. д.