Игра-викторина по географии для 7-го класса: "Турнир путешественников"

Разделы: География, Внеклассная работа


Оформление.

На доске вверху – “Турнир путешественников”. В центре – стихотворения.

Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей
Ты только вглядись, и она оживет,
Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,
В далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса,
Над пальмами Солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса,
И море седое заплещет.
На крошечной марке почтовой
Большой умещается мир:
Просторы Сибири суровой
Покрытый снегами Памир,
Старинного города арка,
Летящий стрелой самолет…
Почтовая, пестрая марка
В дорогу, в дорогу зовет!

На доске сбоку – “Физическая карта мира”. На обратной стороне доски – таблица.

Конкурсы Названия команд
1. Острова        
2. Материки        
3. Рассказ Врунгеля        
4. Широта, долгота        
5. Загадочная карта        
6. Филателистов        
7. Южный полюс        

На стенах (стендах) газеты: “Море спасет нас?!”, “Карта – язык географии”, “Где клады зарыты” и др.

Оборудование:

  1. физическая карта мира;
  2. политическая карта мира;
  3. звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”;
  4. костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;
  5. наборы марок;
  6. портреты Амундсена и Скотта;
  7. карточки широта и долгота;
  8. карточки с заданиями конкурсов.

I. Вступление

География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на наших уроках географии, которые приходили под негласным девизом:

“Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать – географию не скучно изучать!”

Как не будет преувеличением сказать: “прожить на Земле и не ознакомиться с географией – это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль” [6].

Мы никогда не забывали с вами, что география – не только наука, но и искусство. Для высококачественного описания Земли требуется огромный художественный талант. Поэтому замечательными географами можно считать многих великих писателей. Географию разных стран можно изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М. Твена, Д. Лондона и мы с вами это делали.

И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география – это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.

Возникают новые жанры, но итальянская опера или венская оперетта по прежнему блистают, как вершины Альп, разделяющие Италию и Австрию [6].

II. Представление команд

Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание согласились капитан Врунгель и старший помощник Лом. (Ребята, которые играют эти роли готовились заранее, учили слова, продумывали костюмы).

Врунгель. Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. “Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно “Геркулес” или “Богатырь” — перед ними льды расступятся, а назовите “Корыто” непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде” [5].

Команды выбирают названия кораблей.

III. Конкурсная программа

Врунгель. Старший помощник Лом, готовы к дальним путешествиям, к приключениям?

Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света.

Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5]

(Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”).

Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное?

Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании.

Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать

1 конкурс “Острова” (максимально 5 баллов)

Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!

а) Вот, например,… в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает “черепашьи”, из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны — доисторические ящерицы. [7]

Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова.

Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?

(После паузы).

б) Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно — океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них – Гекла находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы.

Лом. Христофор Бонифатьевич, вы старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.

в) По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров? [2].

Врунгель. А я бы еще добавил, что это самый большой по площади из российских островов.

г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров.

Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан. [8].

Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.

д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет. [8].Где находится этот райский уголок?

Учитель подводит итоги 1 конкурса.

а) Галапагосские острова.
б) остров Исландия.
в) остров Сахалин.
г) Гавайские острова.
д) остров Шри-Ланка.

2 конкурс “Материки” (максимально 5 баллов)

Условия: Каждая команда получает лист (см. рис. 1) и выбирает для своего материка рекорды, феномены, за каждый правильно выбранный признак – 1 балл. [1]

Рис. 1

Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора им отправляться в самостоятельное плавание. Первая команда отправляется к берегам Африки, вторая – к берегам Австралии и т. д. (объясняет условия конкурса).

Учитель подводит итоги 2 конкурса.

3 конкурс “Рассказ капитана Врунгеля” (максимально 5 баллов)

Условие: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку – 1 балл.

Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами?

Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.

Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них.

Врунгель. С удовольствием! Наша яхта “Беда”, как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам – самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР — Кейптаун. Наша “Беда” зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.

(Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).

4 конкурс “Широта и Долгота” (максимально 4 балла)

Условие: каждой команде раздается 4 карточки: С, Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу географических объектов и поднять соответствующие карточки.

Проверяет Лом, после ответа команды поднимает правильные карточки.

Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену?

Лом. Так точно! Спрашивайте

(Подводятся итоги 4 конкурса).

1 команда – Австралия (Ю В), Тихий океан (С Ю З В).
2 команда – Антарктида (Ю З В), Северная Америка (С З).
3 команда – Гренландия(С З), Африка (С Ю З В).
4 команда – Мадагаскар (Ю В), Южная Америка (С Ю З).

Врунгель. Молодец! Вы заслужили отдых. Давайте послушаем географические частушки. Мы, например, с Фуксом на Гавайях спели следующий куплет “Сидела птичка на лугу…”. А что дальше петь не знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: “Подкралась к ней корова…”. А тут оба хором: “Ухватила за ногу. Птичка будь здорова”. И, представляете, бурные аплодисменты сорвали [5].

Географические частушки (поет группа девочек).

Говорил он мне: “ехидна”
Стало мне до слез обидно
Обозвала: “утконос”
и утерла ему нос.

Словно капля молока
Под коровьим выменем
Положение такое
Шри-Ланка и Индии.

Всем известно – наш язык
Труднее и не сыщете,
А в японском языке –
иероглифов 3 тысячи.

Если не было Гольфстрима
Были б холоднее зимы.
Не было б Куросио
Холодало осенью.

В Антарктиде отморозили
Уши, нос и руки.
Все это не ради скуки —
В целях мира и науки.

Я в Египте отдыхала
И в свой адрес услыхала:
Финик ты мой сладкий,
Сахаристый, гладкий.

У индейцев мексиканских
Только кактус на уме.
Нарисован на гербе
И как блюдо на столе.

Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать (цитируются слова написанные на доске, и стихотворение 1).

А эпиграфом к следующему конкурс “Загадочная карта” станут слова (цитирует стихотворение 2 на доске).

5 конкурс “Загадочная карта” (максимально 9 баллов)

Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:

  • объекты, существующие под данными названиями на карте;
  • реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;
  • вымышленные объекты. [8].

Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.

Врунгель. А, что в ней странного?

Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Красный Богатырь, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).

Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой

(Подводятся итоги 5 конкурса).

  • 1 группа объектов – Путорано, Скагеррак.
  • 2 группа – Желтая река, Зеленая Земля, Красный Богатырь.
  • 3 группа – Лисс, Зурбагон, Земля Санникова, Эльдорадо.

6 конкурс – филателистов (максимально 10 баллов)

Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.

Рис. 2

Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами?

Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт (цитирует стихотворение 3 на доске).

7 конкурс “Южный полюс” (максимально – 6 баллов)

Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту – поднимают его портрет, если к Амундсену – его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет.

Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса).

Ты готов? Будь внимательным!

  1. Он был отличным лыжником. (Лом поднимает портрет Амундсена).
  2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов. (Скотт).
  3. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (2 портрета).
  4. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).
  5. Он достиг Южного полюса. (2 портрета).
  6. Ему принадлежат слова: “Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. (Скотт).
  7. Ему принадлежат слова: “Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место”. (Амундсен).
  8. На его могиле начертаны слова: “Бороться, искать, найти и не сдаваться”.
  9. Для составления этого задания была использована книга: Коре Холт “Состязание. Странствие” [3].

Подведение итогов игры

Подсчитываются баллы, определяется команда – победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку “5”. Получают “5” и те команды, у которых результат – больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру — 44, отметка “5” выставляется командам, набравшим 33 балла и более.

Список литературы

  1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: Аквариум, 2001.
  2. Занимательная география. Под редакцией Г. Н. Якуш. – Минск: Народная Асвета, 1974.
  3. Коре Холт. Состязание. Странствие. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  4. Кренс В., Минц К. Путешествие становится опасным. – М.: Искусство, 1989.
  5. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. – Киев: Заповит,1991.
  6. Родоман Б.Б. Что такое география. География – 1994- №31, №34.
  7. Скарлато Г. Удивительная планета Земля. – М.: Прибой, 1997.
  8. Студенцов Н.Н. и др. Занимательные географические задачи и вопросы. – М.: Просвещение, 1978.
  9. Энциклопедия для детей. География. Составитель. Исмаилова С.Г. – М.: Аванта+, 1994.