Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка")

Разделы: Литература


Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

А. Сент-Экзюпери

Мастерская ценностных ориентаций — это одна из разновидностей мастерских. Данный тип решает задачу воспитания, духовного развития личности.

Цель мастерской:

  • создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей;
  • способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.

Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизнь каждого — воспоминаниях о детских радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. И даже у учеников 4-го класса есть свой духовный опыт детства. Проведение данной мастерской стало составной частью интегративной образовательной экспедиции по Вятскому краю, в которой гимназисты знакомились с историей, культурным наследием, литературой своей малой родины.

Мастерская начинается с организации пространства, создания комфортной обстановки для всех участников. Для этого мастер предлагает учащимся расположиться так по отношению к учителю, чтобы им было максимально удобно. Далее он сообщает тему мастерской.

Начало мастерской – включение индуктора (индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность учеников. Он актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, включает в деятельность.

Индуктор – песня Юрия Шатунова “Детство”.

На доске тема урока: “ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ДЕТСТВА”

  • Какое главное слово в этой фразе? (“Детство”).
  • Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово “детство”?
  • Создается ассоциативный ряд:

ДЕТСТВО

Горки, санки, игрушки, каша, школа, синяки, зеленка, сказки,

Колыбельная, Л.Н.Толстой, М.Горький, Дед Мороз, подарки, мультфильмы, самая яркая пора в жизни человека, “Спокойной ночи, малыши”.

Все это частички вашего детства, образы, воспоминания, ощущения, которые вы вынесли из детства. А сейчас вспомним произведения о детстве. С какими образами ассоциируются детские годы у героев этих рассказов?

  • Носов, “Мишкина каша” – манная каша.
  • Драгунский, “Денискины рассказы” – песня.
  • Сказки — ...

Первый этап мастерской

(Работа с материалом).

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем не только читателями, но и писателями, художниками, жителями Вятки и сверстниками литературных героев, потому что открываем книгу В.Н. Крупина с таким дивным названием “Вятское детство”.

Расстояние между писателем и читателем в этой книге сокращено открытостью и искренностью автора. Детство здесь счастливо, потому что проходит на родной земле и обнимает природу, общение с меньшими братьями, первыми трудами и заботами, радостью любить родных людей.

Работа с текстовым материалом.

1. Знакомство с биографией писателя.

Владимир Николаевич Крупин – наш земляк, он родился в 1941 году в Кильмези, в большой и дружной, трудолюбивой семье. Он знает и любит русскую вятскую деревню. И, хотя сейчас живет в Москве, но часто приезжает в Вятку, приходит в нашу гимназию.

За плечами Владимира Николаевича и армия, и Педагогический институт, и работа учителем литературы в школе, и работа журналистом, редактором журнала “Москва”, и сложный писательский труд.

Но это только внешний событийный ряд, житейский опыт. А есть еще духовный, внутренний, его сохранили книги:

“Дорога домой” (“Детство”),
“До вечерней звезды”,
“Вятская тетрадь”,
“Боковой ветер”,
“Прости, прощай”.

Вы найдете в них ответы на все свои вопросы.

2. Чтение рассказа В.Н. Крупина “Дымка”.

Давайте откроем рассказ “Дымка”, в котором повествуется о детстве Феди Шумихина и его друзей. На листочках напишите, с какими образами связано детство Феди? Работаем в группе.

Социализация – выступает один человек от группы.

  • Дымковская игрушка.
  • Стрекоза.
  • Ежики.
  • Дымковская слобода.
  • Ярмарка.
  • Половодье.
  • Друзья...

Афиширование — ответы приклеиваются на доску.

Неслучайно детство героя проходит в Дымковской слободе. Основное впечатление мальчика связано с дымковской игрушкой. Нужен ли нам чужой опыт детства?

Работа с материалом. Постарайтесь нарисовать в своем воображении и на альбомном листе мир детства Феди Шумихина (домик с трубой и тополем, с лодкой у калитки, ежики, стрекоза, речка, мальчишки-друзья, собака, сосновый бор, дымковская игрушка).

Рисунки ребят вывешиваются на доску.

Второй этап

(Обращение к новой информации, её обработка через составление схем, социализация, т.е. обсуждение в группе, “разрыв” между старым и новым пониманием, афиширование своих открытий, позиций, проектов).

“Разрыв” — применение знаний и опыта в новой ситуации.

Перед нами общая картина, изображающая мир, в котором живет Федя. А как писатель сумел показать мир детской души в своем рассказе? Наша задача – увидеть и представить за повествованием автора, услышать его интонацию, мысли, понять его переживания, открыть книгу сердцем, а не глазами.

Работа в группах с раздаточным материалом.

1-я группа – глава “Заливные луга”. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогли писателю нарисовать, изобразить картину лугов, неба?

  • Восклицательные предложения, передающие восхищение.
  • Эпитеты: краска-голубичка, кружевное облако.
  • Сравнение: зелень, как вода в пруду.
  • Олицетворение: яркость отдыхает, зелень заплескалась, засеребрилась.
  • Диалектное слово: застило.

Оцените с помощью эпитета эту главу (заветная, самая красивая, пейзажная, нежная, небесная глава).

2-я группа – глава “Ярмарка”.

Откуда же берет сюжеты, краски, узоры для своих игрушек Федина мама?

(Из узоров цветов она букет составить умеет; она облаками и синевой неба любуется; она видеть умеет, стрекозе сказала – крылышки блескучие; она ежиков и все живое любит, их слепить может; она и сына из глины слепила; она радовалась узорам других мастериц, у них училась; все, что любит, чем радуется, то и лепит).

Как вы думаете, почему дымковская игрушка жива, а гипсовые кошки и аллегории забыты? Что об этом говорит нам писатель?

(Тут рукой по сто раз согреешь. Вот раскатываю, вот разглаживаю. Вот не вышло, снова начинаю. А машина что, машина – шлеп, шлеп ..., чтоб твои “аллегории” как из-под одной курицы были, не надо!)

3-я группа – Найдите строчки в тексте, рассказывающие о том, как делают дымковскую игрушку, выпишите их в нужной последовательности.

4-я группа – Постарайтесь разработать маршрут экскурсии, которую нам предлагает писатель из содержания рассказа, и начертите карту с рисунками. (Высокий берег Вятки, Дымково, картинная галерея, где посмотрим выставку дымковской игрушки и картины Шишкина, Краеведческий музей – кустарные промыслы, Раздерихинский овраг).

5-я группа – Выпишите из текста диалектные слова, придающие вятское своеобразие речи героев, объясните значения слов, поработайте со словарем Даля. (Водополица, сноровистая глина, загад на будущее, ублаготворим, вприщурку видел, непочетник, выволочка, сиганул, рукодельная работа).

6-я группа – Найдите строчки, которые окрашивают настроением все повествование, особые афористичные мысли писателя. (Доска стала щербатенькой; волны как детская колыбель качают трех друзей. Эх, река, река! Что ж ты не всегда такая?; тропинка играла с ребятами в прятки, такая капризная – все время требовала внимания…; неохота угощение принимать, когда оно с корыстью; за что ни хватись, все отца вспомнишь; не верь, Федя, что где-то есть места лучше нашего, нет их!; вот интересно знать, как же так, небо одинаковое, а на земле все разное; унывать не будем, займемся делом, делом печаль переборем; для меня игрушка – одна утеха).

Социализация – зачитывание вслух.
Афиширование – вывешивание на доску.

Работа с материалом. Каким вы представляете себе автора повести? Напишите 3-4 характеристики.

Социализация – зачитывание вслух.
Афиширование – вывешивание на доску.

Ф.М. Достоевский говорил: “Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

А сейчас я предлагаю вам написать одну главу о своем детстве. Мы на уроке составим книгу “Детство нашего класса”. Эпиграфом к вашему сочинению могут послужить строчки какого-либо автора. Подойдите к столу и выберите тот эпиграф, который вам больше всего понравится, вы можете почитать эпиграфы, которые взяли другие ребята, и обменяться эпиграфами. Листочки подписываем в именительном падеже, повествование должно быть от первого лица, описываем случай, впечатление, переживание, рассказ о случившемся.

Рефлексия.

Каждый из учеников в качестве темы для размышлений выбирает строки из стихотворений, которые становятся эпиграфом к сочинению.

...Кто может хладно, равнодушно
На дом родительский взглянуть?
В ком на привет его послушно
Живей не затрепещет грудь!

Петр Вяземский

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

А. Пушкин

Из детских всех воспоминаний
Одно во мне свежее всех,
Я в нем ищу в часы страданий
Душе младенческих утех.

А. Одоевский

Варианты творческих работ.

Мое детство было просто замечательным! Мама отдавала все мне и не отходила ни на минуту. Моя мама – это удивительный человек. Первое слово, которое я сказала, было именно слово “мама”. Мама гуляла со мной много раз в день, потому что я засыпала только на улице. Я помню все свои игрушки: своих медведей, покусанных зайцев, плюшевых собак и кошек...Своим замечательным детством я обязана маме и папе! (Шихалева Валерия).

Мое детство – это то время, о котором я могу рассказывать бесконечно. Но я расскажу только одну историю. Однажды когда мы с мамой были на море, моя сестра перевернулась на волне и очень боялась заходить в воду. Моя мама и папа для меня – это счастье и детство одновременно, потому что с мамой ты спокоен, с папой будешь ездить и играть, а с сестрой – вырезать и шить. Мне это нравится. Родители боятся потерять нас, а мы – их. Поэтому мы всегда вместе. (Галкина Анна).

Детство – это чудное время, когда мы все мечтаем подрасти и стать обязательно кем-нибудь значимым: девочки хотят стать актрисами, певицами, моделями (причем, обязательно “супер”, иначе какой толк быть моделью, если ты не “супер”); мальчишки мечтают стать летчиками, военными и моряками. А когда вырастешь, ты можешь стать каким-нибудь врачом или продавцом. Я с детского садика мечтала стать актрисой. Эта мысль пришла ко мне в голову не просто так. Когда в садике ставили спектакли, мне сначала давали самые маленькие роли, а потом – главные. Так что детство – это мечта, мечта поскорее вырасти. (Корпусова Мария).

Детство – самые счастливые годы моей жизни. В детстве можно все, и мама с папой не наругают. В детстве у нас есть крылья. Но как быстро оно кончается, и как хочется еще побыть ребенком, чтобы попрыгать, побегать, побеситься, походить в детский садик и поцеловать маму. Но вот настает время: мы идем в школу, заканчиваем ее, поступаем и заканчиваем вуз. Жаль! (Крекнин Иван).