Открытый урок по математике во 2-м классе по теме: "Программа действий. Алгоритм"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать представление о понятиях “программа”, “алгоритм”;
  • рассмотреть алгоритм решения бытовых вопросов (рецепты из поваренной книги, режим дня, работа художника, швеи, строителя и т.д.);
  • закреплять навыки письменных и устных вычислений;
  • вести подготовку к изучению порядка действий в выражениях и ведению скобок;
  • воспитывать чувство меры, порядка, чистоты и коллективизма.

Материалы к уроку:

Разные рецепты, режим дня, карточки с алгоритмами, цифры от 0 до 9, магниты, игрушки, геометрические фигуры, музыка.

I. Организация класса к уроку.

1. Устный опрос:

  • составить сумму;
  • составить разность;
  • увеличить число на...;
  • уменьшить число на...;
  • круговые примеры;
  • составить буквенные выражения.

2. Ситуации из жизни:

  • выпил чашку сока (надо помыть чашку);
  • намусорил в комнате (убери, подмети);
  • работал с пластилином...(помой руки);
  • мою руки... (играл с собакой, делал уроки, пришел с прогулки, сажусь обедать и т.д.).

II. Постановка учебной задачи.

1. Надо срочно расположить правильно картинки, чтобы была последовательность и связь действий.

(На доске в беспорядке картинки по теме “Режим дня”).

Дети выходят по одному и располагают картинки в определенной последовательности.

2. Вопрос – ответ.

  • Что происходит с картинками? (Находят свои места).
  • Как называется такой порядок? (Режим дня).
  • Можно ли навести порядок в других событиях? (Можно).
  • Какие действия можно упорядочить? (Варка супа, компота, глажка белья, стрижка, сборка пирамидки и т.д.).
  • Как можно назвать такие действия? (Операции, последовательность операций).
  • Последовательные операции составляют ПРОГРАММУ действий.

Показываю на доске порядок действий (из предложений).

ПРОСНУТЬСЯ

ЗАПРАВИТЬ ПОСТЕЛЬ

СДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ

УМЫТЬСЯ

ПРИЧЕСАТЬСЯ

ОДЕТЬСЯ

ПОЗАВТРАКАТЬ

ИДТИ В ШКОЛУ

III. “Открытие” детьми нового.

На доске написано слово “ПРОГРАММИСТ”

Часто в жизни приходится привести в порядок разные операции. У человека иногда получается, иногда — нет. В век электроники человек применяет разные машины, аппараты, роботы и т.д., в том числе и компьютер, который есть у вас дома. Любите играть в игры, составлять свои? Кто составил нужный порядок в играх? (Программист). Что он сделал с операциями? (Расположил в определенном порядке). Что он составил для компьютера? (Программу действий). Верно! Молодцы!

ВЫВОД: порядок действий в программе называется еще алгоритмом.

IV-V. Первичное закрепление темы с проговариванием.

Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе. (Дети делятся на группы по 3-4 человека). В конвертах находятся набор операций (действий) для приготовления салата, для работы художника и т.д. Дети должны расположить их верно, составить алгоритм “Салат”, “Режим дня”, “Мытье посуды” и т.д. Есть и “лишние” (дополнительные) операции. Дети должны уметь объяснить, какие операции лишние, какие можно переставить местами, какие убрать совсем.

Составьте алгоритмы.

  • “Салат”.
  • “Уборка комнаты”.
  • “Приготовление бутерброда”.
  • “Художник”.
  • “Шью юбку”.
  • “Мытье посуды”.

VI. Физкультминутка

(Движение под музыку проводит ученица Карина М.).

Короткая беседа по новой теме. Что такое алгоритм? (Ответы детей, как они поняли тему). Как можно составить алгоритм? Какие слова заменяют слово алгоритм?

VII. Решение задач на повторение материала, изученного ранее.

1. По каким признакам мы проводим классификацию предметов? (По форме, по размеру, по цвету).

2. Работа с учебником. (Стр.12. № 6).

На доске пример. Составить равенства:

2 + 7 = 9 К + Т = Ф
7 + 2 = 9 Т + К = Ф
9 – 2 = 7 Ф – К = Т
9 – 7 = 2 Ф – Т = К

Стр.11. № 4.

1 способ: 28 – 4 + 6 – 4 + 6 – 4 – 6 = 34 (чел.)

2 способ: 28 + 2 + 2 + 2 = 34 (чел.)

3 способ: 28 + 6 – 4 + 6 – 4 + 6 – 4 = 34 (чел.)

(Проверяем все варианты решения)

VIII. Итог урока. Оценивание.

Все понял, мне легко объяснить другому – обозначаем буквой П.

Я могу составить самостоятельно алгоритм (решения уравнения, игры, рецензии) – обозначаем буквой С.

IX. Домашняя работа. Стр. 11, 2*, 3*, 9*.