Самостоятельная работа по биологии. Экология

Разделы: Биология


Предмет и задачи экологии

1. Впервые определение экологии дал в 1866 году немецкий ученый Э. Геккель. Он писал, что под экологией, или экономией природы, “мы предполагаем общую науку об отношениях организма и окружающей среды, куда мы относим все “условия существования в широком смысле этого слова”.

Насколько правомерно в отношении экологии употреблять синоним “экономия природы”? Можно ли утверждать, что экономично то, что экологично? Приведите примеры, которые подтверждают вашу точку зрения. Изменилось ли современное понимание экологии в сравнении с гекелевским?

2. На страницах печати все чаще появляются словосочетания, образованные от слова “экология”. Экологические проблемы, экологическая политика, экологическое образование, экологическая катастрофа, экологический кризис, экологизация промышленности, экологический транспорт и т.д. Что означает термин “экология”? Как вы понимаете смысл приведенных выше понятий? Чем вызвано их появление?

3. Экологические знания необходимы людям всех специальностей, Докажите необходимость экологических знаний для мелиоратора, врача, шофера, строителя, писателя, руководителя предприятия. Можно ли сделать вывод о необходимости всеобщей экологической образованности? Каким путем можно достичь этой цели?

4. Сравните цитаты Ф.Энгельса и И.И.Сеченова: “Жизнь — это способ существования белковых тел, исходным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ останавливается жизнь, что приводит к разрушению белка”. “Организм без окружающей среды, которая поддерживает его существование, невозможны, - поэтому в научное определение организма должна входить и среда, которая на него влияет, потому что без последнего существование организма невозможно". Отличаются ли эти цитаты по смыслу?

5. Американский биолог Б. Команер в книге “Замкнутый круг” формирует в специально упрощенной форме четыре важнейшие законы экологии: “Все связано со всем”, “Все должно куда-то деться”, “Ничто не дается бесплатно” и “Природа знает лучше”. Как вы понимаете сущность каждого из этих законов? Подтвердите свои рассуждения примерами. К каким последствиям может привести нарушение каждого с этих законов? Приведите примеры.

6. Почему в наше время существует тенденция связать дальнейший прогресс науки и техники с изучением способа жизни, строения и функционирования живых систем? Свои рассуждения подтвердите примерами.

7. Меньше и меньше окружающей природы, окружающей больше среды... Как вы понимаете смысл этих слов Р.Рождественского? Определите отличия между понятиями “окружающая природа”, окружающая среда”, “условия существования”.

Абиотические факторы среды

1. Составьте запись в форме таблицы, которая изобразила бы перечисление абиотических факторов, характер их воздействия на организм, и примеров, которые показали бы приспособленность организмов к действию этих факторов.

2. Наземные млекопитающие и птицы, которые живут в полярных районах, обычно окрашены в белый цвет, а насекомые в этих же местах, как правило, имеют темную окраску. И та, и другая окраска – приспособление к действию одного и того же фактора. Что это за факторы? Почему приспособленность к нему носит такой разный характер?

3. Согласно правилу Бергмана, животные, которые проживают в холодном климате, более массивны, чем их собратья с горячих мест. Из правила Алена исходит, что чем ближе к тропикам поселялись родственные животные, тем длиннее у них хвост, уши, клюв, конечности. Подберите примеры, которые иллюстрируют приведенные выше правила. Выясните связь между температурой окружающей среды и размерами организмов или их частями. Возможно ли применить эти правила к холоднокровным животным? Почему?

4. Личинки дрозофилы плохо переносят низкую температуру. После суточного воздействия температурой 0°С выживают менее 1/3 четырехдневных личинок. Пятнадцать поколений отбора к холодоустойчивости привели к 100% выживанию при такой температуре. После 30 поколений отбора к холодоустойчивости личинок действие нулевой температурой на продолжении 150 минут преобразовалось в фактор, который стимулирует развитие. Используя знания эволюционного учения, объясните причину адаптации личинок дрозофилы к низкой температуре. Возможно ли таким путем любой неблагоприятный для организма фактор обратить в стимулирующий? Приведите примеры.

5. Почему млекопитающие, которые живут в пустынях, полярном крае, водной среде, имеют значительный запас подкожного жира?

6. По длине веток и густоте их расположения у дерева, которое стоит одиноко, можно определить стороны горизонта. Как можно это сделать? Действие какого экологического фактора имеет здесь решающее значение? Можно ли определить стороны горизонта по кроне дерева, которое растет в глубине леса?

7. Объясните, почему в условиях натурального освещения в зимнее время многочисленные огородные культуры в теплицах не образуют плодов, несмотря на оптимальные условия и полив? Что является причиной этого?

8. В водоемах и озерах иногда бывает летняя и зимняя гибель рыб, которая вызвана действием одного и того же фактора. Что вызывает ограничивающее действие этого фактора в разное время года? Какие меры борьбы с гибелью вам известны?

Биотические факторы среды

1. Чаще всего в роли ограничения выступают абиотические факторы среды. Могут ли в этом качестве выступают биотические отношения между организмами? Приведите примеры.

2. Общее между хищниками и паразитами – питание за счет другого организма. А в чем заключается отношение между этими биотическими отношениями?

3. Как правило, растения, которые живут в группах, имеют другой внешний вид, чем те, которые растут поодиночке. С чем это связанно? Наблюдается ли такое явление у животных? Почему?

4. Орнитологические журналы мира объявили запрет на публикацию фотографий птиц на гнездах. Объясните причину такого решения. Действие какого экологического фактора пробуют нейтрализовать? Какие дополнительные меры вы можете предложить в связи с этим?

5. Почему большая посещаемость парков и лесов отрицательно отражается на состоянии деревьев, даже когда их и не повреждают?

6. Охотник в глазах некоторых людей стал фигурой аморальной и антиэкологической, и на него, в первую очередь, возлагается ответственность за снижение дичи лесных, степных и других угодий. Насколько оправдано такое отношение к охотнику? Известны ли вам примеры положительного влияния охоты на положение популяции тех или иных животных?

7. Какова роль человека в появлении “кислотных дождей”? Как воздействуют они на живые организмы? Может ли одно государство решить проблему нейтрализации “кислотных дождей”? Ответ обоснуйте.

8. В начале нашего столетия в Северной Норвегии было проведено массовое истребление птиц-хищников, позже на некоторое время увеличилось количество куропаток, однако скоро количество куропаток начало стремительно сокращаться, затем стало ниже первоначального уровня. Почему так получилось? Что бы вы посоветовали сделать норвежцам для сохранения количества куропаток взамен массового истребления птиц-хищников?

Экологическая характеристика популяций

1. Один ученый, который успешно работал над укоренением теоретических рекомендаций в природопользовании, выносить не мог слова “популяция”. “Докажите мне их существование! – воскликнул он. – Хоть кому-нибудь удавалось удовлетворительно объяснить, что это такое и определить популяции в натуре?” Согласны ли вы с мыслями ученого? Чем вызываются сложности в определении конкретных популяций в природных условиях? Докажите реальность существования популяций.

2. Для того чтобы поддерживать на должном уровне количество лосося, занимаются искусственным выведением их мальков. В природных условиях выживает не более 10% икры, а на рыбозаводах – до 90%. Затем их выпускают в реки. Однако, несмотря на то, что планы по выпуску мальков из года в год выполняются и перевыполняются, лосося больше не становится. Почему?

3. Когда мы со злостью прихлопываем ладошкой комара, который впился в нос, мы убиваем самку, потому что только она питается кровью. Самцы мирно порхают в стороне в поисках нектара и сока растений. Известны ли вам примеры, когда организм разного пола и возраста неодинаково реагирует на внешние факторы среды, предъявляют к ним разные потребности? Какая роль этого явления в жизни популяций?

4. По библейской легенде, за провидения одного из фараонов бог послал на Египет наказание: изменил воду в реках в “кровь”, из-за чего погибла вся рыба, возродил нашествие саранчи, наслал жаб, напустил на людей и животных мошек, и, в конце концов, сделал так, что в Египте вымер весь домашний скот. Используя знания по экологии, объясните вспышки массового размножения особых видов растений и животных. Почему эти вспышки могут принять характер бедствия для народа? Почему люди приписали богу подобные явления?

5. В результате биотехнических мероприятий (зимняя подкормка, уничтожение крупных хищников, улучшение местопроживания и т.д.) в ряде заповедников численность некоторых животных достигла того уровня, при котором они стали причинять значительный вред лесной растительности. Образовалась парадоксальная ситуация: то, что вчера еще сохраняли и единично увеличивали, сейчас пришлось уничтожить для спасения целостности заповедных природных комплексов. Известна ли вам такая проблема? Какой выход нашли бы вы с возникшей ситуации? Чем можно увеличить численность ценных животных без разрушения заповедного режима?

6. В популяцию животных поместили 500 экземпляров   с пометкой. Через некоторое время было отловлено 1000 экземпляров этой популяции и среди них определено 50 животных. Как из вышесказанного можно оценить численность популяции? Какие возможны источники ошибок при таком подсчете?

7. Видите ли вы разницу между понятиями “редкие виды”, “виды, которые исчезают”, “охраняемые виды”? Приведите примеры растений и животных, которые относятся к каждой группе видов. Известны ли вам примеры, когда один и тот же вид одновременно относится к разным группам? Каким должно быть отношение человека к каждой группе видов?

8. Во время экскурсии учитель обращает внимание учеников на редкое растение и просит высказать мысль о дальнейшей судьбе. Ученики предложили:

  • Когда рядом есть еще несколько экземпляров такого растения, сделать экспонат школьному музею.
  • Старательно описать растение, сфотографировать и оставить на месте.
  • Выкопать и перенести растение на школьный участок.
  • Оградить растение, периодически наблюдать за ним до плодоношения, после этого собрать семена и засеять вокруг.

Какое из этих предложений правильное? Почему?

Структура и функционирование природных биогеоценозов.

1. Для биогеоценоза, как и любой другой системы, характерны три взаимосвязанные основные показатели: структура, функционирование и развитие. Назовите структурные основные единицы биогеоценоза и процессы, которые определяют его функционирование и развитие.

2. “ Зерно хлорофилла – исходный пункт всего того, что мы понимаем под словом жизнь”. Какие предположения были у К.А.Тимирязева для этого утверждения? Примените это утверждение для анализа пищевых связей биогеоценоза.

3. Абсолютные природные группировки не имеют точно определённых границ и одно поступательно переходит в другое. Как можно объяснить это явление? Как, по-вашему, на практике определяют границы биогеоценозов?

4. Ихтиологи определили в водоёме представителя только одного вида рыб – окуня. Других рыб там не определили. О чём может свидетельствовать этот факт? Выберите правильный ответ:

  • Окуни съели всех других рыб.
  • Это пример неумелого заселения водоёма только одним видом рыб.
  • В водоёме существует биоценоз с устойчивым равновесием между взрослыми окунями и их кормом – мальками окуня.

5. Природные полимеры даже очень сложного строения (хитин, лигнин и др.) разлагаются под действием редуцентов. Большое же количество синтетических полимеров (полиэтилен, капрон, лавсан, нейлон и т.д.), которые являются типичными органическими веществами, не поддаются действию организмов – деструкторов. Как можно объяснить такое явление с позиции эволюционного учения?

6. “Научившись добывать и поддерживать огонь, люди стали делать то, что до них могли делать только совокупности микробов”. Какая сторона деятельности микроорганизмов взята во внимание? Может ее полностью взять человек на себя? Дайте обоснованный ответ.

7. Объясните, почему пищевая цепь имеет не более 3-5 звеньев? С помощью каких методов можно определить отдельные пищевые цепи, выяснив количество и последовательность входящих в их звено? Какое практическое значение имеет определение цепей питания в биогеоценозах?

8. Составьте пищевую цепь школьного или домашнего аквариума. Все ли структурные компоненты биоценоза представлены в нем? Может ли такая экосистема быть достаточно устойчивой? Почему? Какие практические выводы из этого выходят?

Изменения в природных биоценозах

1. Познакомимся со следующими выводами:

  • Изменение количества популяции животных происходит в результате размножения, гибели или миграции под воздействием экологических факторов среды;
  • Устойчивость биогеоценоза зависит от саморегуляции количества популяций видов;
  • Распределение видов зависит не только от увеличения плодовитости, сколько от преодоления преград к расширению ареала.

Подберите примеры, которые иллюстрируют каждый вывод.

2. Любой биогеоценоз – система саморегулирующаяся, она существует потому, что хорошо сбалансирована. Но это равновесие очень шаткое. Объясните, почему не может быть абсолютной устойчивости биогеоценозов в природе. Может ли биогеоценоз обновить утраченное равновесие? Как влияет длина и разветвление пищевых цепей на устойчивость биогеоценозов?

3. Смена биогеоценозов может происходить как под воздействием причин, скрытых внутри самого биоценоза, так и по причинам (внешним), которые не зависят от него. Приведите примеры смены биоценоза под воздействием внутренних и внешних причин. В каких случаях и почему этот процесс происходит быстрей? Можно ли утверждать, что при смене биоценозов под воздействием одинаковых внешних причин каждый раз повторяется один и тот же этап?

4. Группа учеников посетила места вырубки леса. Увидев пеньки, обрубленные ветки и голые стволы поваленных деревьев, некоторые ребята восприняли это как биологическую катастрофу, которая постигла лес по злой воле человека. Другие утверждали, что лес нужно вырубать не только из-за необходимости древесины человеку, но и потому, что вырубка может содействовать охране леса. Каковы ваши мысли по этому вопросу?

5. В огромном массиве хвойного леса была произведена полная вырубка нескольких гектаров. Как объяснить тот факт, что вырубку заняли растения тех видов, которые редко встречаются или отсутствуют в коренном лесе? Как в дальнейшем будет идти процесс зарастания вырубки?

6. В травянистом покрове елового леса росли кислица и майник, потом они исчезли, появилась черника, им на смену пришли кукушкин лен, затем мох сфагнум. О чем свидетельствует смена травянистого покрова? Что может случиться с еловым лесом?

7. После экскурсии на торфоразработки между учениками начался спор. Одна группа доказывала, что торфяное болото образуется в результате заселения соответствующих растений в водоеме и постепенное их отмирание. Другая считала, что сами растения содействуют заболачиванию низкой местности и в дальнейшем образовании там торфа. Какое из этих утверждений правильное?

8. К характеристикам биогеоценоза или его отдельных компонентов (обозначенные цифрами), подберите соответствующие термины (обозначенные буквами).

Характеристики:

  1. Основные структурные компоненты биогеоценоза.
  2. Основные показатели биогеоценоза.
  3. Проявление изменений в биогеоценозе.
  4. Организмы, которые разрушают органические вещества.
  5. Число видов живых организмов, которые образуют данный биогеоценоз.
  6. Общее количество органического вещества биогеоценоза.
  7. Организмы, с которых начинается большинство пищевых цепей.
  8. Количество особей данного вида на единицу площади или в единице объёма.
  9. Способность к обновлению внутреннего равновесия в биоценозе.
  10. Организмы, которые имеют гетеротрофный способ питания.

Термины:

а) биомасса; б) видовое разнообразие; в) колебание численности популяции; г) консументы; д) плотность популяции; е) продуценты; ж) редуценты; з) саморегуляция; и) смена биогеоценоза.

Агроценозы

1. Агробиологической наукой сформулирован ряд законов растениеводства. Первый из них – закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений. Суть его заключается в том, что нельзя любой необходимый растению фактор (тепло, свет, воду, питание) заменить другим. Другой – закон минимума. Из него вытекает, что высота урожая любого сельскохозяйственного растения ограничивается тем фактором, который образует самые ограничивающие условия жизни. Третий – закон оптимума, по которому для каждой культуры существуют оптимальные условия наиболее интенсивного роста и развития организма. Четвертый – закон возврата. Он заключается в том, что питательные вещества, которые берет растение и выносит из почвы, подлежат возврату. Пятый – закон севооборота – диктует необходимость чередование культур на данном поле с учетом их биологических особенностей (разной необходимости в питательных веществах, влажности, устойчивости против болезней, вредителей). Дайте экологическое обоснование всем этим законам растениеводства. Проследите, как отображается на состоянии агроценоза нарушение каждого из них.

2. Изменение водного баланса, химического состава почвы и атмосферы, резкие перепады климата влияют на особые элементы натуральных биогеоценозов, но для агробиоценозов могут оказаться просто губительными. Объясните, почему резкие изменения факторов окружающей среды на искусственные биогеоценозы действуют сильней, чем на натуральные?

3. Повышение урожая до последнего времени достигалось в основном улучшением водообеспечения и почвенной урожайностью. Да, бывают случаи, когда воды достаточно, но повышение дозы удобрений, которые вносят в почву, не повышает урожай, а приводит к полеганию растений. Означает ли это, что урожайность имеет границу? Применив знания об ограничивающих факторах, покажите возможность дальнейшего роста урожая за счет регулирования освещенности растений, концентрации углекислого газа и др.

4. Было время, когда считалось, что возможности химии в сельском и лесном хозяйствах безграничны. Скоро, однако, возникло множество ситуаций, которые послужили основой для заявления: “... экологи должны сдержать вспышку химиков...” Комиссия Академии наук США пришла к выводу (1973 г.), что сельское хозяйство, в частности в Калифорнии, является самым вредным для здоровья человека занятием. Какие основания есть для подобных выводов? Приведите примеры. В чем вы видите возможность выхода с данной ситуации?

5. В 80-е годы на площади 32,2 млн. га сельскохозяйственных угодий, вместо ядохимикатов использовали биологический метод охраны растений от болезней и вредителей. Перечислите знакомые вам приемы биологической охраны урожая от болезней и вредителей. В чем их перевес? Какие из них применяются в нашей местности? Возможен ли в этих случаях негативный исход?

6. При знакомстве с целинным земледелием Казахстана два министра сельского хозяйства государств с резко отличительными природными условиями – Германии и Канады – высказали одну и ту же мысль: “ В таком климате наши фермеры не рискнули бы вести земледелие”. Приведите примеры факторов для каждой почвенно-климатической зоны России. Какие возможны пути преодоления зависимости земледелия от этих факторов?

7. Несмотря на большой опыт ведения сельского хозяйства, человечество все еще делает промахи, которые приводят к большим затратам. Например, сверхвысокомасленные сорта подсолнечника на практике оказались неустойчивые к заболеванием, и урожай погибал на корню. Образованные с немалым трудом высокопродуктивные сорта низкорослой пшеницы не давали стабильных урожаев. Средняя по годам их урожайность упала ниже уровня, характерного для обычных сортов. Каковы, по-вашему, причины этих неудач?