Урок нравственности на тему: "Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку.

ЦЕЛИ:

  • довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми;
  • прививать учащимся правила эффективного общения;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • развивать навык коммуникативного общения.

ХОД УРОКА

 I. Организационно-психологический момент.

1. Вступительная беседа.

- С каким настроением вы пришли в школу?
- С какими ожиданиями пришли в школу?
- Что хорошего вы ждёте от общения друг с другом?
- При общении друг с другом что вас привлекает?

(Желательно, чтобы дети давали следующие ответы: умение слушать, умение и желание поддерживать разговор, заинтересованность, искренность, внимание и т.д. Если дети затрудняются отвечать, учитель помогает наводящими вопросами.)

2. Упражнения на релаксацию.

1. Встаньте, посмотрите на солнце. Покажите, как вы защищаетесь от ярких солнечных лучей.
2. Представьте, что вас поливают из шланга тугой струёй воды. Как вы защищаетесь, уворачиваетесь?
3. Вы нечаянно опустили палец в кипяток. Какая реакция будет у вас?
4. Последнее упражнение - стряхните воду со своих рук.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Уч.: Мы с вами начали непринуждённое общение, вы зарядились положительными эмоциями.

Сейчас подумайте и напишите на листочках ответ на вопрос ( написан на доске):

КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У МЕНЯ ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ?
( достоинство, щедрость, доброта, надёжность, правдивость, вежливость, честность, участливость, желание помогать, сострадание; возможны ответы: цвет кожи, национальность, как одевается, как думает и т.д.)

После самостоятельной работы дети озвучивают свои ответы.

- Какие черты характера наиболее важны с вашей точки зрения?

III. Усвоение новых знаний.

1. Учитель читает слова, написанные на доске :

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку - всё это отзывается в сердце другого человека.

- Вдумайтесь и послушайте рассказ.

САМОЕ ВАЖНОЕ – ЭТО ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ.

В третьем классе Генка получал одни пятёрки, решал задачи быстрее всех, писал лучше всех.

Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял он напоказ свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: “Я самый умный”.

Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствий даёт им путешествие и ночёвка в лесу!

Думали-гадали, как обед готовить, как ночлег устроить и решили: на двоих ребят надо брать одно одеяло и одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть.

Заплакал Генка, подошёл к учительнице и говорит:

- Я же никому слова плохого не сказал… За что же меня невзлюбили?

Учительница ответила:

- Нелёгкое дело - заставить себя говорить. Ещё труднее - заставить себя молчать. И ещё труднее - заставить себя думать. Но самое трудное - это заставить себя чувствовать.

- Как же мне заставить себя чувствовать? - спросил Генка.

- Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что ты умнее всех. А надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым-самым, становится в конце концов одиноким.

- Спасибо за науку, - сказал Генка. - А в лес мне как же – идти с товарищами?

- Иди. Бери своё одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по-другому.

2. Общение с детьми - дети высказывают свои мысли вслух ( не надо никаких вопросов).

IV. Первичное закрепление.

1.  Знакомство с основными способами эффективного общения (Работа сопровождается   упражнениями).

а) Как выражать привязанность и интерес:

* улыбаться;
* кивать;
* смотреть друг другу в глаза;
* спрашивать и отвечать на вопросы друг друга;
* произносить слова “ Ты мой друг. Ты мне нравишься”, “Я думаю, что ты замечательный человек”.

б) Как выражать одобрение. Не забывайте произносить предложения:

* Спасибо!
* Отличная работа!
* Я беспокоюсь о тебе и хочу тебя услышать.
* Твои дела лучше с каждым днём.
* Спасибо за помощь.
* Спасибо за доброе отношение.
* Я думаю, у тебя получится.
* Мне очень нравится, что ты помогаешь другим.
* Мне твоя работа (рисунок) очень нравится.

2. Рефлексия.

-Что вы можете добавить к тому материалу, который подготовила я?
- Как вы можете оценить своё общение с людьми?
- Может кто-то за себя порадоваться?
- Может быть, кто-то огорчился?
- Может быть, кто-то задумался?

V. Подведение итога.

Инсценирование рассказа “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощёкие, очень походили друг на дружку. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, учились девочки на одни пятёрки.

- Мы во всём- во всём одинаковые, с гордостью говорили девочки.

Однажды Соня прибежала и говорит:

- Я получила пять, а Вера – три. Мы уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом грустно сказала:

- Да, ты стала хуже.
- Я? Но ведь три получила не я!
- Три получила Вера, но она получила, потому что болела. А ты обрадовалась - это очень плохо.
- Права ли мама Сони?
- Будет ли общение с вами приятным, если вы будете придерживаться правил, с которыми мы познакомились?

VI. Д/з – приготовить зарисовку-сочинение “Что меня привлекает в моём (-ей) друге (подруге)?”