Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Тема:

Начало гражданской войны и военная интервенция. Советская республика – военный лагерь.

Цели:

  1. Обучающая: усвоить понятия «гражданская война» и «интервенция»; раскрыть причины, этапы и особенности гражданской войны и интервенции; изучить различные периодизации основных этапов гражданской войны в России;
  2. Развивающая: развивать интеллектуальные умения (определение главного, сравнения, классификация, подведение к выводу и обобщению, формулировка вывода); коммуникативные умения: вести диалог, высказывать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу, поднятой проблеме.
  3. Воспитательная: показать всю глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Основные понятия: гражданская война, интервенция.

Персоналии: С. Каледин, Н. Юденич, П. Врангель, А. Колчак, А. Деникин, Л. Корнилов, П. Краснов, А. Дутов, С. Буденный, М. Фрунзе, С. Каменев.

Оборудование: Левандовский А.А. «Россия в XX веке», учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Москва: Просвещение, 2002, атлас «Отечественная история XX век», видеофильм «Уроки истории. 1917 Февраль», раздаточный материал, портреты исторических персоналий, оргтехника.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация предыдущих знаний, умений, навыков по темам: «Россия в первой мировой войне», «Февральская революция», «Внешняя политика Советской России. Брестский мир» в форме устных вопросов в ходе всего урока.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков (см. Приложение № 1). Сообщение темы, целей, основных вопросов урока.

Основные вопросы.

  1. Можно ли считать февральские события 1917 г. началом гражданской войны?
  2. Каков подход ученых-историков к анализируемому событию: к началу, к этапам гражданской войны?
  3. Какой из трех предложенных взглядов ученых-историков на начало и этапы гражданской войны в России кажется вам более достоверным? Почему?
  4. Назовите лидеров белого и красного движения как основных противоборствующих сил.

Изучение новой темы учитель начинает с постановки вопроса к учащимся: «Дайте свое определение понятию «гражданская война»». Ответы учащихся.

Учитель дает научное определение понятию «гражданская война», обращая внимание учащихся на экран проектора.

«Гражданская война»- это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.

Учитель предлагает записать это понятие в рабочую тетрадь.

Установление причинно-следственных связей исторического события. Учитель предлагает подумать над вопросом (он перед учащимися на экране проектора): «Можно ли считать февральские события 1917 г. началом гражданской войны?»

Прежде чем учащиеся выскажут свое мнение, они посмотрят трёхминутный документальный фрагмент – «Уроки истории. 1917 Февраль».

После видеоматериала учащиеся высказывают свое мнение. Их мнения будут поляры. В них нет единства, и это отраженно и в разных точках зрения. Чтобы рассмотреть эту информацию, учащиеся приступят к работе на компьютерах. Для этого класс разделится на 3 составляющие (варианты). Учащиеся, сидящие за 1 – 5 компьютерами – это 1 вариант, за 6 – 10 - 2 вариант, за 11 – 15 компьютером – 3 вариант. Границы вариантов указаны условными обозначениями. Информация для учеников находится на сервере. В папочке Work есть папка «История», где предложены три варианта. Каждый откроет свой вариант (см. Приложение № 2). В течение двух минут материал рассматривается индивидуально, учащиеся отвечают на вопрос: «Каков авторский подход к анализируемому событию: к началу, к этапам гражданской войны?» Аргументируют свой ответ. Определив лидера в своем варианте, отвечают на поставленный вопрос, все остальные внимательно слушают выступающего.

Учитель ставит задачу перед классом: «Выслушав точку зрения каждого варианта, ответьте на вопрос: «Какой из трех предложенных для вашего рассмотрения взглядов ученых-историков на начало и этапы гражданской войны в России кажется вам наиболее достоверным? Почему?»» Учащимся дается 2 минуты для обсуждения. По истечении времени они изложат свою позицию. Выслушав их точки зрения, учитель предлагает остановиться на золотой середине. Хронологические рамки гражданской войны - май 1918 года - ноябрь 1920 года - записываются в рабочую тетрадь.

Гражданская война – это трагические события в истории народа Советской республики, разделенного на противоборствующие лагеря, окрашенные в белый, красный, зеленый цвет. Опираясь на содержание § 36 стр. 145-146, найдите лидеров белого и красного движения как основных противоборствующих сил. В течение двух минут учащиеся называют фамилии лидеров красного и белого движения. Учитель предлагает обратить внимание на портреты этих лидеров, размещенные на доске.

Следующим этапам работы является рассмотрением хода гражданской войны на фоне интервенции. Это четвертая сила, которая усугубила обстановку в ходе гражданской войны.

Учитель предлагает вспомнить и дать определение, что такое «интервенция». Сопоставляются точки зрения учащихся с энциклопедическим определением, которое в это время появляется на экране проектора.

«Интервенция» – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью захвата территории, установление своего господства, подавления революции…

Данное определение записывается в тетради учащихся.

Учитель ставит вопрос перед классом: «Какое событие предшествовало интервенции и впоследствии послужило поводом для её начала?» Ответ учащихся: «Подписание Брестского мира третьего марта 1918 года».

Следующий этап – работа с картой, которая выведена на экран проектора. Учитель советует обратиться к раздаточному материалу, где изложен ход событий гражданской войны и интервенции, с целью более легкого восприятия этой части информации (см. Приложение № 3).

В марте-апреле 1918 года на территории России появились первые контингенты Антанты и японские войска в Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Учитель, обращаясь к классу, ставит вопрос: «Какие страны входили в военный блок Антанты в годы первой мировой войны?» Ответ учащихся: «Англия, Франция, Россия». Работа с картой продолжается.

Германия оккупировала в это же время Прибалтику, Белоруссию, Закавказье, северный Кавказ и фактически господствовала на Украине. 26 мая 1918 года пленный чехословацкий корпус, направленный в Европу, поднял мятеж в городе Челябинске, спровоцированный руководством Антанты. Это послужило поводом для свержения советской власти в Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

Положение советской власти к исходу лета 1918 года стало критическим. Почти три четверти территории бывшей Российской империи находились под контролем различных антибольшевистских сил, а также оккупационных австро-германских войск и Антанты.

Второго сентября 1918 года ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан Реввоенсовет во главе с Л. Троцким, который осуществлял непосредственное руководство армией и флотом.

Осенью 1918 года серьезно изменилась международная обстановка. Германия и её союзники потерпели полное поражение в первой мировой войне и в ноябре сложили оружие перед Антантой. Руководство РСФСР в ноябре 1918 года аннулировало Брестский мирный договор, и новое германское правительство эвакуировало свои войска из России. Возникшие в Прибалтике, Белоруссии, Украине буржуазно-национальные правительства тут же приняли сторону Антанты. Главным намерением руководства Антанты был разгром Советской России и ослабление её положение. В конце ноября 1918 англо-французские эскадры появились у черноморских берегов России (Новороссийск, Одесса, Севастополь).

В Сибири в ноябре 1918 года к власти пришел адмирал Колчак и провозгласил себя Верховным правителем России, подчинив себе все руководства белого движения. Весной 1919 года лидеры белого движения поставили важнейшую задачу - воссоединение разрозненных частей армии и захват Москвы. В начале 1920 года армия под руководством Колчака была окончательно разбита войсками Каменева и Фрунзе. К апрелю 1920 года была разбита и армия Деникина, пытавшаяся вслед за Колчаком захватить центр России. К апрелю 1920 года остатки белой армии возглавил Врангель, укрепившийся в Крыму.

25 апреля 1920 года польская армия, снаряженная на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины с целью создать «Великую Польшу». Эти события вошли в историю как советско-польская война, закончившаяся подписанием мирного договора в марте 1921 года.

Войска Врангеля, господствовавшие в Крыму, были разбиты в октябре 1920 года. Последний белый фронт был ликвидирован. Локальные вспышки гражданской войны отмечались на окраинах советской республики до 1922 года.

Вывод:

Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась победой большевиков. Гражданская война и военная интервенция принесли нашей стране огромные разрушения и потери. Ущерб для Советской России составил 50 миллиардов золотых рублей. Общие демографические потери на фронтах и в тылу достигли 8 миллионов человек.

Чтобы выявить уровень освоения материала по данной теме учитель предлагает учащимся выполнить тест на компьютере. Учитель должен сказать, что информация находится на сервере, в папке Work есть папка «История», в ней файл «Контроль» - един для всех (см. Приложение № 4). Результаты работы выдаст компьютер. На выполнение этого задания отводится три минуты. Учащиеся, выполнившиеся задание, должны поднять руку, а учитель - подойти и поставить оценку в дневник и в журнал.

В подведении итогов задания учитель просит поднять руки учащихся, которые получили оценку «пять», потом «четыре», потом «три».

В конце урока учитель подводит итоги. Комментирует оценки.

Домашнее задание § 36, опережающий вопрос: «Почему большевикам удалось победить в гражданской войне…?»

Приложения:

1. Приложение № 1: презентация «Начало гражданской войны и военная интервенция. Советская республика – военный лагерь».

2. Приложение № 2: три варианта точек зрения на начало и основные этапы гражданской войны в России.

3. Приложение № 3: раздаточный материал «Основные события гражданской войны и военной интервенции».

4. Приложение № 4 тест-контроль.

Используемая литература:

  • История России XIX –XX вв. 11 класс (по урочные планы.) Волгоград, 2001 год.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М., Уроки истории 11 класс. Методическое пособие. Москва: ТЦ сфера 2004 год.
  • Полнер Е.Д. История отечества XX век (1900-1940 гг.) часть I. Санкт-Петербург, 1998 г.
  • История России XX век. Под ред. В.П. Дмитренко. Москва: АСТ 2000 г.
  • CD «История России XX века».